Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа
В данной работе мы, опираясь на теоретическую базу, анализируем деятельность конкретного предприятия и, синтезируя полученные результаты, выводим практические рекомендации. Объектом исследования является ЗАО «ЦУМ», а предметом – оборотные средства данного предприятия.
Предмет защиты – выявление достоинств и недостатков ЗАО «ЦУМ» с точки зрения формирования и использования оборотных средств предприятия, а так же практические рекомендации для устранения подобного рода недостатков.
Цель данной работы – исследование вопроса об источниках формирования и дальнейшем использовании оборотных средств предприятия.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Капитал: оборотные фонды, формирование и использование оборотных средств предприятия»
Введение
Изучение дисциплины «Экономика организации» играет большую роль в процессе формирования истинного представления о своей будущей профессии у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Предыдущие изученные экономические дисциплины имели более масштабный объект познания и давали знания об экономике в целом. «Экономика организации» сужает объект изучении до масштабов отдельной организации (предприятия). Изучая предприятие (организацию) как единую систему со всем многообразием ее компонентов, мы познаем основы и принципы функционирования любого предприятия. А теоретические знания в содружестве с практическими навыками гарантируют успех в любом деле, в том числе и в менеджменте. Основную задачу менеджера – грамотно руководить, управлять организацией – выполнить практически не возможно, не зная законов ее функционирования. Информация, полученная в ходе изучения вышеназванной дисциплины, формирует первоначальный багаж профессиональных знаний будущего менеджера.
Тема данной работы выбрана неслучайно: оборотный капитал наряду с основным капиталом играет основополагающую роль в «жизни» любого предприятия. Нет капитала – нет предприятия. Этот закон универсален как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций.
Цель данной работы – исследование вопроса об источниках формирования и дальнейшем использовании оборотных средств предприятия.
Задачами являются:
В данной работе мы, опираясь на теоретическую базу, анализируем деятельность конкретного предприятия и, синтезируя полученные результаты, выводим практические рекомендации. Объектом исследования является ЗАО «ЦУМ», а предметом – оборотные средства данного предприятия.
Предмет защиты – выявление достоинств и недостатков ЗАО «ЦУМ» с точки зрения формирования и использования оборотных средств предприятия, а так же практические рекомендации для устранения подобного рода недостатков.
Курс работы состоит из трех частей:
1. Анализ теоретических основ формирования оборотных средств предприятия
1.1 История возникновения и сущность предпринимательства в России. Предприятие как субъект рыночной экономики. Определение и характеристики торгового предприятия
В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689–1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие
предпринимательства
В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.
В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности – акционерных, паевых, и лишь 1/3 приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и др.
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление
в предпринимательскую
В зарубежной литературе в настоящее время под термином предпринимательство понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» (в средние века – антрепренер) и «предпринимательство» /22, С. 18/.
В Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства – указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой.
К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:
• самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
• экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
• хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.
В соответствии с законом
РФ «О предприятиях и предпринимательской
деятельности» «предприятием
То есть, при детальном
раскрытии понятия «предприятия
С организационно-экономической точки зрения предприятие представляет собой совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, используемых для производства, реализации товаров, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления социально-значимых функций.
Однако данное определение «предприятия» неполное, т. к. оно раскрывает только одну его сторону, а именно, что предприятие – это хозяйствующий субъект, целью и задачами которого является предпринимательская деятельность.
Предприятие должно помимо этого самостоятельно принимать решения по всем видам и результатам деятельности, нести ответственность за свои действия. С этой точки зрения предприятие выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект рынка, т.е. должно иметь самостоятельность. Иначе это не предприятие, а просто хозяйственная единица. Причем самостоятельность может быть двоякой: полной экономической и оперативно-хозяйственной. В первом случае предприятие функционирует за счет собственных средств, т.е. имеет полную экономическую самостоятельность, во втором – за счет средств другого предприятия, местного органа власти, государства и имеет только оперативно-хозяйственную самостоятельность.
Предприятия производят, транспортируют, реализуют товары, осуществляют иные виды предпринимательской деятельности, необходимые для рынка, общества. Следовательно, предприятие является основным звеном общественного производства.
Предприятие должно быть юридическим лицом: иметь в собственности обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
Следовательно, ПРЕДПРИЯТИЕ – это основное звено общественного производства, самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданное для производства, реализации товаров, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли и осуществления социально-значимых функций./1, С. 24/
Основные признаки предприятия:
Данное определение относится к любому предприятию, независимо от формы его собственности, целей создания, видов деятельности.
В настоящее время
в Российской Федерации могут
создаваться и действовать
В данной работе мы анализируем деятельность конкретного предприятия ЗАО «ЦУМ», занимающегося торговлей, следовательно, имеет смысл подробнее остановиться на определении торгового предприятия.
Торговое предприятие – это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданное для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли.
Не зависимо от формы
собственности предприятия
Важными задачами действующих предприятий торговли являются:
– удовлетворение потребностей и обеспечение населения потребительскими товарами;
– получение прибыли;
– недопущение сбоев в работе (ритмичность и равномерность реализации товаров, снижение рентабельности);
– информационное и консалтинговое обслуживание;
– маркетинговые исследования и др.