Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа
В данной работе мы, опираясь на теоретическую базу, анализируем деятельность конкретного предприятия и, синтезируя полученные результаты, выводим практические рекомендации. Объектом исследования является ЗАО «ЦУМ», а предметом – оборотные средства данного предприятия.
Предмет защиты – выявление достоинств и недостатков ЗАО «ЦУМ» с точки зрения формирования и использования оборотных средств предприятия, а так же практические рекомендации для устранения подобного рода недостатков.
Цель данной работы – исследование вопроса об источниках формирования и дальнейшем использовании оборотных средств предприятия.
К нормируемым средствам относятся те оборотные средства, которые обеспечивают непрерывность производства и способствуют эффективному использованию ресурсов. Это готовая продукция на складе, расходы будущих периодов, незавершенное производство, денежные средства в кассе и пути и прочие активы.
Рис. 1.5. Классификация оборотных средств по признаку нормируемости
К нормируемым оборотным средствам предприятий торговли относятся:
• товарные запасы текущего хранения в торговой сети и на складах;
• незавершенное производство
• денежные средства в кассе и пути;
• прочие активы (нормируются только по сумме).
По каждому виду нормируемых запасов (затрат) устанавливается норматив, под которым понимается минимальная, постоянная величина запаса (затрат), необходимая для бесперебойной деятельности предприятия или организации. Нормативы вводятся по каждой разновидности материалов – в натуральных единицах.
Величина нормируемых оборотных средств рассчитывается в целом по предприятию. Общая сумма норматива по всем видам нормируемых запасов и затрат представляет собой совокупный норматив собственных оборотных средств фирмы.
Нормативы запасов (затрат)
и нормативы собственных
К ненормируемым оборотным средствам предприятий торговли относятся:
• денежные средства на счетах предприятия;
• средства по дебиторской задолженности;
• прочие средства, в том числе целевого назначения.
Отсутствие норм не означает, что размеры этих средств могут изменяться произвольно и беспредельно и что за ними отсутствует контроль. Действующий порядок расчетов между предприятиями предусматривает систему санкций против роста неплатежей.
Нормируемые оборотные средства получают отражение в финансовых расчетах предприятия (бизнес-плане), тогда как ненормируемые оборотные средства объектом планирования практически не являются.
1.3 Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия торговли
Активы предприятия неоднородны по своей природе /21, С. 234/, поэтому целесообразно проводить дифференцированный анализ оборачиваемости их видов. В силу того, что в структуре средств торговых предприятий преобладают оборотные, анализ эффективности, их использования представляет особый интерес.
Критерий оценки эффективности управления оборотными средствами – фактор времени. Для оценки эффективности использования оборотных средств предприятий сначала следует проанализировать динамику их состава и структуры.
Структура оборотных активов признается рациональной в случае:
После анализа динамики
оборотных активов
Следует помнить, что увеличение общей суммы дебиторской задолженности может являться обоснованным, если:
• Увеличение общего ее размера не опережает темпа роста выручки от реализации, а также, если основной рост приходится на увеличение краткосрочной дебиторской задолженности, а долгосрочная дебиторская задолженность в лучшем случае вообще отсутствует, т. к. это отвлечение средств из оборота, которое означает упущение возможности увеличения прибыли.
• В составе и краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности желательно преобладание доли долгов покупателей и векселей к получению, т. к. именно эти виды задолженности непосредственно связаны с основным видом деятельности организации.
Теперь рассмотрим коэффициенты
эффективности использования
1. Продолжительностью одного оборота (оборачиваемость оборотных средств в днях) – показывает продолжительность одного оборота среднего размера оборотных средств в днях и рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где:
О ос – продолжительностью одного оборота, дни;
ОС – Средний размер оборотных средств предприятия, тыс. руб.;
Р – объем оборота по розничной реализации, тыс. руб.;
t – количество дней в периоде, дни;
Р дн – среднедневной оборот по розничной реализации, тыс. руб.
Критерием эффективности в данном случае будет снижение этого коэффициента.
Средний размер оборотных средств предприятий торговли рассчитывается по формуле средней хронологической:
, (2)
где:
ОС1…..n – оборотные средства на начало периодов, тыс. руб.;
n – количество периодов.
Оборачиваемость в днях позволяет судить о том, в течение какого времени оборотные средства проходят все стадии кругооборота на данном предприятии. Чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной или товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность их использования, и наоборот. Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об экономном использовании финансовых ресурсов.
2. Коэффициент оборачиваемости (скорость обращения оборотных средств) – показывает число оборотов, совершаемых средним размером оборотных средств за определенный период. Оборачиваемость оборотных средств обычно изучают в динамике. По отдельным видам оборотных активов и по предприятию в целом устанавливают, насколько ускорилась или замедлилась их оборачиваемость и сколько в результате этого высвобождено или дополнительно вложено средств. Коэффициент оборачиваемости рассчитывают по следующей формуле:
, (3)
где:
Ко – коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
Р – объем оборота по розничной реализации, тыс. руб.;
ОС – Средний размер оборотных средств предприятия, тыс. руб.
Чем короче период оборачиваемости в днях, тем больше кругооборотов проходят оборотные средства и тем меньше потребность в них, следовательно, рост скорости обращения будет иметь положительную оценку.
3. Коэффициент загрузки (участия оборотных средств в каждом рубле оборота) оборотных средств. Он показывает, какой размер оборотных средств участвует в одном рубле товарооборота. Этот показатель является обратным по отношению к коэффициенту оборачиваемости, снижение его в динамике будет выступать критерием эффективной оценки:
Кз = , (4)
где:
Кз – Коэффициент загрузки оборотных средств;
ОС – средний размер оборотных средств предприятия, тыс. руб.;
Т – количество дней в периоде, дни.
4. Коэффициент эффективности использования оборотных средств – показывает объем прибыли предприятия, приходящийся на единицу оборотных средств, его рост в динамике будет говорить о повышении эффективности использования оборотных средств:
(5)
где:
К эф – коэффициент эффективности использования оборотных средств;
П – размер прибыли предприятия, тыс. руб.;
ОС – средний размер оборотных средств предприятия, тыс. руб.
Эффект ускорения
Абсолютное высвобождение
оборотных средств предприятия
показывает снижение общего объема оборотных
средств в отчетном году по сравнению
с прошлым годом и
(6)
где:
Вабс – абсолютное высвобождение (вовлечение) оборотных средств предприятия, тыс. руб.;
ОС1 – средний размер оборотных средств в отчётном году, тыс. руб.;
ОС0 – средний размер оборотных средств в предыдущем году, тыс. руб.
Относительное высвобождение оборотных средств торгового предприятия наступает в случае, когда темпы роста товарооборота опережают темпы роста оборотных средств, и рассчитывается по формуле:
В отн = (Ов1 – Ов2) * (7)
где:
В отн – относительное высвобождение (вовлечение) оборотных средств предприятия, тыс. руб.;
Ов1 – время обращения оборотных средств в отчетном году, дни;
Ов0 – время обращения оборотных средств в прошлом году, дни;
– среднедневной оборот розничной торговли отчетного года по себестоимости, тыс. руб.
Положительное значение этих показателей будет говорить о вовлечении средств в оборот и наоборот, отрицательное значение будет показывать сумму высвобожденных из оборота средств.
Для обобщающей оценки эффективности
использования оборотных
Для того чтобы повысить
эффективность использования
Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов – внешних, оказывающих влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренних, на которые предприятие может и должно влиять. К внешним факторам относятся общеэкономическая ситуация в стране, характер налогового законодательства, условия получения кредитов и процентные ставки по ним и т.д. Эти и другие факторы определяют рамки, в которых предприятие может управлять внутренними факторами движения оборотах средств.
1.4 Источники формирования оборотных средств
Оборотные средства торговой фирмы формируются за счет собственных и заемных источников финансирования.
Рис. 1.6. Источники финансирования оборотных средств предприятий торговли
Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, так как предприятия, работающие на основе коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью.
При недостатке собственных и приравненных
к ним средств для
Формирование оборотных средств компании происходит в момент его учреждения (создания уставного капитала) за счет средств учредителей фирмы.
Уставный капитал (фонд) характеризует первоначальную сумму собственного капитала, направленную на создание предприятия и начало хозяйственной деятельности/9, С. 385/. Его размер отражается в сумме, зарегистрированной в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей. Уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый торговому предприятию для его торгово-хозяйственной деятельности.