Капитал: оборотные фонды, формирование и использование оборотных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание

В данной работе мы, опираясь на теоретическую базу, анализируем деятельность конкретного предприятия и, синтезируя полученные результаты, выводим практические рекомендации. Объектом исследования является ЗАО «ЦУМ», а предметом – оборотные средства данного предприятия.
Предмет защиты – выявление достоинств и недостатков ЗАО «ЦУМ» с точки зрения формирования и использования оборотных средств предприятия, а так же практические рекомендации для устранения подобного рода недостатков.
Цель данной работы – исследование вопроса об источниках формирования и дальнейшем использовании оборотных средств предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Капитал - оборотные фонды, формирование и использование оборотных средств предпр.doc

— 504.00 Кб (Скачать документ)

В конечном счете, перечень задач, стоящих  перед торговым предприятием, и выбор из них приоритетных определяется либо интересами руководства предприятия или его владельца, либо размерами капитала, либо внешней или внутренней средой предприятия.

К основным функциям предприятий торговли относятся:

– организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг;

– удовлетворение спроса населения как по ассортименту, так и по качеству товаров;

– закупка товаров у производителей, их доставка и хранение, формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями покупателей;

– маркетинговые исследования, информационное и консалтинговое обслуживание и др.

Эти функции предприятий торговли могут конкретизироваться и уточняться в зависимости от:

– размеров предприятия;

– отраслевой принадлежности;

– формы собственности;

– степени специализации и кооперирования и др.

Предприятие несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременную уплату налогов и других платежей, производит оплату всех расходов, связанных с производством, реализацией товаров, развитием деятельности за счет своей выручки, прибыли.

Предприятия торговли характеризуются  большим разнообразием типовых  и видовых структур на потребительском рынке вследствие разных масштабов своей деятельности, товарной специализации, места и роли в общей системе товародвижения и способов продвижения на рынок производимых товаров.

Рассмотрим более детально классификацию предприятий торговли (табл. 1.1)

 

Таблица 1.1. Классификация предприятий торговли

Признак классификации

Виды предприятий

1. В зависимости от  форм собственности

1. государственные (муниципальные) предприятия

2. частные предприятия

3. предприятия смешанной формы собственности

2. В зависимости от  характера деятельности

1 .предприятия розничной торговли

2. предприятия оптовой торговли

3. предприятия общественного питания

3. В зависимости от  организационно-правовых форм предприятий

1. государственные предприятия

2. муниципальные предприятия

3. индивидуальные частные предприятия

4. полное товарищество

5. смешанное товарищество

6. товарищество с ограниченной ответственностью 
7. акционерное общество открытого типа и др.

(акционерное общество  закрытого типа)

4. по масштабу деятельности

1. крупные предприятия

2. средние предприятия

3. малые предприятия


 

Деятельность предприятий  торговли зависит от ряда взаимосвязанных  факторов организационного, экономического, технического и технологического характера, одни из которых прямо воздействуют на работу предприятия, другие косвенно.

Факторами считаются  условия для совершения различных процессов или причины, влияющие на эти процессы. Они взаимосвязаны между собой и влияют на результаты хозяйственной деятельности в различных направлениях: одни – положительно, другие – отрицательно.

Факторы, влияющие на деятельность предприятий торговли, могут классифицироваться по различным признакам (См. Прил.1). Особое внимание в экономической литературе уделяется внимание факторам или условиям, необходимым для осуществления хозяйственной деятельности, подразделяемым по экономической сущности, т.е. экономическим, технологическим, организационным, социальным. Причем часто название групп факторов варьируются в зависимости от особенностей деятельности предприятий торговли, типа предприятий и др.

По степени  количественного измерения они подразделяются на факторы, поддающиеся и не поддающиеся количественной оценке. Влияние отдельных факторов на показатели хозяйственной деятельности не всегда поддается количественному измерению, например, это стаж работы, уровень образования, мода и т.п. В этом случае целесообразно рассмотреть направление влияния этих факторов па изучаемый показатель, что поможет сделать более обоснованными выводы и предложения.

Факторы можно также  подразделить на интенсивные, обеспечивающие развитие предприятия за счет повышения ее эффективности и, прежде всего в результате роста производительности труда, улучшения использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов, и экстенсивные, связанные с количественным увеличением и расширением материально-технической базы, пополнением рабочей силы предприятий.

По воздействию  на результаты работы предприятий факторы подразделяются на основные и второстепенные. Основными считаются факторы, действие которых должно изучаться в первую очередь. Это позволит давать объективную оценку деятельности предприятий и наметить пути повышения эффективности результатов их работы.

По степени  детализации факторы подразделяются на простые, являющиеся результатом действия одной причины, и сложные, возникающие под воздействием комплекса причин.

По времени  воздействия факторы могут быть постоянными, действующими непрерывно весь анализируемый период, и временными, действующими определенный период.

Для правильной оценки результатов работы факторы также можно подразделить на зависящие от предприятия, и не зависящие от результатов его работы.

 

1.2 Состав и структура оборотных средств. Классификация оборотных средств предприятия торговли

 

Для осуществления хозяйственной  деятельности каждое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности. Все виды такого имущества в совокупности называются активами предприятия или капиталом. Изучение этого понятия очень важно для обеспечения эффективной работы хозяйствующего субъекта. С позиции руководителя капитал представляет собой совокупность основных фондов и оборотных средств, которые позволяют достичь целей хозяйственной деятельности предприятия.

Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

В процессе кругооборота ресурсов, используемых в процессе текущей хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, обычно выделяют две стадии: стадию производства и стадию обращения. Соответственно этим положениям оборотные средства различают на стадии производства как оборотные производственные фонды и на стадии обращения – как фонды обращения.

Учитывая тот факт, что предприятие, выбранное нами для анализа является торговым, мы будем исследовать оборотные средства именно торгового предприятия. На основе вышеизложенного можно дать более четкое определение оборотным средствам. Оборотные средства торгового предприятия – это денежные средства, обслуживающие процесс продвижения товаров и авансированные в фонды обращения и оборотные фонды. При этом финансовые ресурсы, авансированные в оборотные средства, характеризуют оборотный капитал /16. С. 239/.

Под составом оборотных  средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Деление оборотных средств на оборотные (производственные) фонды и фонды обращения определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации.

Рассмотрим понятие, сущность, назначение и состав оборотных фондов и фондов обращения предприятия.

Большую часть оборотных  средств предприятий торговли составляют денежные средства, вложенные в фонды  обращения, которые включают в себя такие элементы, как:

  • Запасы товаров. К ним относятся товарные запасы всех видов, предназначенные для реализации. В составе баланса они отражаются как по покупной (в ценах закупки), так и по продажной (в ценах возможной реализации) стоимости.
  • Дебиторская задолженность (расчеты с дебиторами). К ней относится задолженность юридических и физических лиц торговому предприятию за товары и других видов.
  • Денежные активы. К ним относятся денежные средства торгового предприятия в кассе, на расчетном и валютном его счетах и в других формах.
  • Краткосрочные финансовые вложения. В их состав входят вложения средств предприятия в различные ценные бумаги, на депозитные счета в банках и т.п. на срок менее одного года. По своему экономическому содержанию они представляют собой форму временного использования свободных денежных активов торгового предприятия с целью получения доходов по ним в краткосрочном периоде.
  • Прочие виды оборотных активов. К ним относятся расходы будущих периодов (затраты, произведенные в данном отчетном периоде, но которые будут отнесены на издержки обращения в будущих отчетных периодах) и некоторые другие их виды.

Иными словами фонды обращения (производственные фонды) – это совокупность материальных ресурсов и денежных средств: запасы товаров, готовой продукции на предприятиях общественного питания, денежные средства и средства в расчетах (дебиторская задолженность). Подавляющая часть производственных фондов – это товарные запасы в виде фондов обращения. Предприятиям необходимо иметь определенный запас наличных денег для осуществления товарных и нетоварных платежей: в кассах предприятия, на расчетном счете в банке и в пути, а также денежные документы. Все эти фонды обращения в денежной форме постоянно пребывают в обороте, обновляются, заменяются новыми. Особенностью их является то, что в торгово-технологическом процессе происходит их полное потребление. Расходы по обороту этих фондов отражаются на издержках обращения.

Оборотные фонды – это часть производственных фондов, целиком потребляемая в технологическом процессе в одном цикле и полностью переносящая свою стоимость на стоимость готовой продукции. Они изменяют свою натурально-вещественную форму. Затраты по их обращению относятся на издержки производства и обращения. Оборотные фонды используются как в процессе эксплуатации основных фондов, так и для подготовки товаров к продаже покупателям. Вещественным носителем оборотных производственных фондов являются так называемые прочие активы: запасы топлива, материалов для хозяйственных нужд (инвентарь, тара и др.) со сроком службы менее года.

Оборотные фонды предприятий торговли включают в себя такие виды оборотных средств, как предметы труда:

  • топливо;
  • тара;
  • материалы для хозяйственных нужд;
  • запасы материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП);
  • расходы будущих периодов.

В состав материалов включаются разнообразные их виды, предназначенные для ремонта; упаковочные материалы. В состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов входят средства труда со сроком эксплуатации до одного года и стоимостью до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Соотношение между отдельными элементами оборотных фондов или их составными частями называется структурой оборотных фондов (См. Прил. 2).

Анализ данных приведенной  таблицы позволяет сделать вывод  о том, что структура оборотных  производственных фондов способна в  значительной степени варьировать в зависимости от вида предприятия. На долю производственных запасов приходится большая часть всех оборотных фондов, как на промышленном, так и в торговом предприятии. Однако сырье и основные материалы в промышленности сосредотачивают значительную часть всех оборотных фондов (28%), а в торговом предприятии вообще отсутствуют сырье и основные материалы (поскольку торговое предприятие имеет дело уже с готовой продукцией). Для обоих типов предприятий характерно, что на долю вспомогательных материалов приходится небольшая часть оборотных средств (8 и 5% соответственно). Полуфабрикаты также отсутствуют в структуре оборотных фондов торгового предприятия, а в структуре промышленного предприятия составляют 10%. Малая часть оборотных фондов промышленного предприятия приходится на топливо и электроэнергию (8%), а вот для торгового предприятия – это основная статья расходов оборотных фондов (70%). Запасные части отсутствуют в структуре оборотных фондов торгового предприятия, а на производственном составляют 3%. На долю тары и других МБП в торговом предприятии приходится 15%, что всего лишь на 2% больше, чем на промышленном предприятии (т.е. 13%). В структуре оборотных фондов торгового предприятия отсутствует такая статья, как полуфабрикаты собственного изготовления, на долю незавершенного производства и на расходы будущих периодов приходится по 5%. Для промышленного предприятия на эти статьи приходится гораздо большая доля – 30% всех оборотных фондов. Необходимо отметить, что самое значительное отличие состоит прежде всего в том, что средства, авансированные оборотные фонды промышленного предприятия, составляют большую часть всех денежных средств, в торговом же предприятии наоборот – доля оборотных фондов не велика (80% всех денежных средств авансированы в фонды обращения).

Как отмечалось выше, фонды  обращения составляют большую часть  всех оборотных средств предприятия (80%) – это специфическая черта предприятий торговли. Остановимся на более подробном рассмотрении структуры фондов обращения торгового предприятия, так как структура оборотных фондов была рассмотрена выше (табл. 1.2.). На оборотные фонды приходится только 20% оборотных средств, что в 4 раза меньше по сравнению с долей фондов обращения. В свою очередь большую часть самих фондов обращения составляют товарные запасы – 80% всех фондов обращения. Денежные средства предприятия (в кассе, на расчетном счете) занимают долю в 15% от всех фондов обращения, и лишь 5% приходится на дебиторскую задолженность.

Следует понимать и помнить, что оборотные средства всегда находятся в движении, и проходят 3 стадии кругооборота, изменяя свою форму: из сферы обращения оборотные средства переходят в сферу производства, а затем из сферы производства – вновь в сферу обращения и т.д. Предприятия торговли способствуют такому кругообороту средств: осуществляя реализацию товаров и услуг, они из суммы выручки денежных средств возмещают покупную стоимость товаров, издержки обращения и получают доходы. В дальнейшем при использовании доходов предприятия формируют денежные фонды для оплаты текущих расходов, финансирования капитальных вложений, производят обязательные отчисления во внебюджетные фонды и платежи в бюджет в виде налогов и финансовых санкций. Таким образом, вся деятельность предприятий торговли осуществляется при помощи реального потока денежных средств.

Кругооборот денежных средств  начинается с момента оплаты предприятием материальных ресурсов и других элементов, необходимых производству (Д),

 

Рис. 1.4. Стадии кругооборота оборотных средств предприятия

 

и заканчивается возвратом  этих затрат в виде выручки от реализации готовой продукции с учетом прибавочной стоимости (Д'); затем эти денежные средства вновь используются предприятием для приобретения материальных ресурсов и запуска их в производство (рис. 1.4.).

Кругооборот считается  завершенным, когда денежные средства за реализованную продукцию поступают на расчетный счет предприятия и обеспечат прибавочную стоимость.

Время, в течение которого оборотные средства совершают полный кругооборот, то есть проходят период производства и период обращения, называется периодом оборота оборотных средств, характеризующим среднюю скорость движения средств на предприятии или в отрасли. Он не совпадает с фактическим сроком производства и реализации определенных видов продукции.

Важным признаком классификации оборотных средств является их деление на нормируемые и ненормируемые (рис. 1.5.).

Информация о работе Капитал: оборотные фонды, формирование и использование оборотных средств предприятия