Кредитование малого бизнеса: сущность, особенности организации и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – проанализировать организацию работы банка по кредитованию субъектов малого предпринимательства, а также предложить направления совершенствования системы кредитования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы кредита; рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить его роль в экономике страны;
- определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства; проанализировать современное состояние системы кредитования; исследовать методы анализа кредитоспособности малого предприятия; проанализировать кредитную политику данного банка;
- выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты кредитования 6
1.1 Сущность кредита, его экономическое значение,
функции и формы кредита 6
1.2 Банковский кредит. Принципы и виды банковского
кредитования 15
1.3 Экономическая сущность малого бизнеса и предпосылки
необходимости его кредитования 23
1.4 Современное состояние системы кредитования малого
бизнеса в РФ 33
2 Анализ организации кредитования субъектов малого
предпринимательства (на примере филиала ОАО «Уралтрансбанк») 43
2.1 Краткая характеристика ОАО «Уралтрансбанк» 43
2.2 Анализ кредитной политики 46
2.3 Анализ кредитного процесса 67
2.4 Анализ работы с просроченной задолженностью 78
3 Основные проблемы и перспективы развития системы
кредитования малого бизнеса 85
3.1 Основные проблемы и пути развития системы
кредитования малого бизнеса в РФ 85
3.2 Основные проблемы и пути совершенствования системы
кредитования МБ в ОАО «Уралтрансбанк» 101
Заключение 108
Список использованных источников 111

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

 

Анализ таблицы показывает, что за весь исследуемый период (2005-2007гг) наиболее эффективными методами взыскания просроченной задолженности являются: обращения в суд (2005 год – 51,9% в общем объеме; 2006 год – 56,9% в общем объеме; 2007 год – 41,2% в общем объеме);

3  ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

3.1 ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Данный раздел посвящен исследованию проблем, существующих в сфере оказания банками своих услуг предприятиям малого бизнеса. Подобный анализ позволит выявить не только насущные проблемы, но и потенциал и перспективы развития рынка банковских услуг малому бизнесу, что в свою очередь будет способствовать выработке рациональных предложений и рекомендаций по активизации банковской поддержки малого предпринимательства в нашей стране.

Низкий уровень развития малого бизнеса, прежде всего, связан с отсутствием достаточных условий для развития малого бизнеса у нас в стране (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Основные проблемы развития малого бизнеса [45]

 

На основании рисунка 8 можно выделить следующие проблемы низкого уровня развития малого бизнеса в России с точки зрения самих предпринимателей:

1) высокая налоговая нагрузка (47%);

2) ограниченность финансовых средств (46%);

3) коррупция в органах власти (32%);

4) высокая арендная плата (31%);

5) трудности с получением кредита (25%);

6) низкая квалификация персонала (12%);

7) проблемы связанные непосредственно с регистрацией самого бизнеса (11%)

Ограниченность финансовых ресурсов является, чуть ли не основной преградой в развитии малого бизнеса из чего и вытекает напрямую проблема с получением кредита у банка. В силу этого остается нерешенным ряд задач, которые наиболее эффективно мог бы решить банковский сектор.

По результатам исследования, проводимого Рабочим центром экономических реформ – либеральная альтернатива, по вопросам взаимоотношений банков и малых предприятий выяснилось, что среди услуг, которые субъекты малого бизнеса хотели бы получать, но не получают от банков-контрагентов, кредитование стоит на первом  месте. Получение кредита у банка считают доступным только 37,3% участников опроса. Фактически испытывали трудности в получении кредита в банке 30,7% респондентов [45].

Как уже отмечалось, значительная роль в развитии малого бизнеса отводится сегодня банковскому сектору. Именно они могут обеспечить доступность финансовых услуг малому бизнесу. Однако наличие ряда проблем, связанных с кредитованием малого бизнеса ограничивает доступ данных субъектов хозяйствования к финансовым ресурсам (рисунок 9).

Как видно из рисунка 9 основная проблема доступа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к финансовым ресурсам банка связана с:

-  в первую очередь с проблемой предоставления залога и гарантий (43%),

- во-вторых, это высоки процентные ставки за пользование кредитом (32%),

- сложность и длительность оформления соответствующих документов беспокоят 26% респондентов,

- короткие сроки проблема для 15%,

- не видят необходимости в привлечении дополнительных средств – 12%,

- не располагают доверием банка – 5%.

Рисунок 9 – Причины препятствующие получению кредита [41,С.6]

             

И все же, анализируя ситуацию на сегодняшний день, можно отметить, что превалирующая точка зрения о том, что банки не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса, постепенно опровергается существующей практикой.

Как показывают исследования, совокупный объем кредитов малому бизнесу в 2007 году составил около 5 миллиардов долларов. На фоне кредитов крупным и средним предприятиям (почти 140 миллиардов долларов) или частным лицам (40 миллиардов долларов) это выглядит довольно скромно.

Однако финансирование малого бизнеса отличается высокой динамикой: прирост до 50% за год, в то время как объем рублевых кредитов, предоставленных банками нефинансовым предприятиям и организациям, в целом, по данным Банка России, вырос на 28,3%. Более того, есть основания полагать, что в 2008 году сектор кредитования малого бизнеса окажется рекордсменом по темпам прироста.

Об эффективности работы с малым предпринимательством, правильности выбранной стратегии можно судить, опираясь на накопленный кредитными организациями опыт. Тот факт, что лишь у 8,70% исследованных банков доля кредитования малого бизнеса за год работы уменьшилась, у 33,30% – осталась неизменной, а у 58,30% увеличилась, свидетельствует в целом о перспективности работы банков в этом секторе экономики и экономической оправданности расширения своего присутствия на рынке финансовых услуг для малого предпринимательства (Рисунок 10).

Рисунок 10 – Динамика предоставления кредитов

малому бизнесу за 2007 год [45]

 

Необходимым условием выдачи кредита является наличие обеспечения. По данным «Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ» в 31,20 % случаев банки в обеспечении кредитов чаще всего отдают предпочтения товарно-материальным запасам и ценностям, в 23,80 % – недвижимости, включая незавершенное строительство, здания, основные фонды. Лишь 6,00% банков в качестве обеспечения принимают остаток средств на расчетном счете и 11,00% гарантии другой фирмы или другого банка, ценные бумаги (рисунок 11).

 

Рисунок 11 – Предпочтения банков в обеспечении при выдаче кредита [45]

 

Стоит отметить, однако, что гарантии как вид залога чаще используются теми предприятиями, которые имеют более одного банка-контрагента. Гарантии государства и органов местного самоуправления, предоставление кредита без обеспечения имеют место крайне редко.

Трудозатраты, возникающие при работе с малым бизнесом, значительно выше, чем при работе с крупными корпоративными клиентами. Например, средний кредит крупного предприятия равен 20 млн. долл. США, среднего - 5 - 6 млн. долл. США, малого - 10 - 20 тыс. долл. США. Гораздо удобнее и менее затратно выдать один кредит крупному корпоративному клиенту, чем несколько сотен кредитов малому предприятию.

Сегодня недостаток сведений о заемщике заставляет банки на всякий случай видеть в каждом из них в лучшем случае разгильдяя, а в худшем – злостного неплательщика. Заботясь о стабильности своего бизнеса, кредитор устанавливает одинаково высокие процентные ставки для всех клиентов. Очевидно, что в таких условиях добросовестные заемщики вынуждены платить повышенную премию банку за риск. Самим банкам от высоких процентов радости тоже немного, у них сокращаются обороты, а вместе с ними и прибыли. При этом в первую очередь теряется лучшая часть клиентов. А ненадежные в финансовом отношении заемщики согласны и на высокую плату, поскольку легко относятся к возможности не возвращать кредит. Закон о создании кредитных бюро поможет развязать этот узел, что, в конечном счете, пойдет на пользу, как заемщикам, так и кредиторам [36, С.4].

Бюро кредитных историй полезны сразу в нескольких отношениях. Информация о заемщиках позволяет банкам более точно прогнозировать бизнес, минимизировать риски невозврата денег и на этой основе уменьшать процентную ставку. Одновременно снижаются издержки по проверке платежеспособности клиентов. Наконец, механизм кредитных историй дисциплинирует заемщика. Тот знает, что при нарушении обязательств его репутация будет безнадежно испорчена, и он потеряет доступ к кредиту или как минимум сделает его дороже.

Среди целей кредитования респондентами указывались: закупка сырья и товара, приобретение оборудования, выкуп зданий и прочее. При этом более 60% ответивших брали кредит на решение краткосрочных задач (пополнение оборотных средств). В качестве залога в большинстве случаев использовались объекты недвижимости и товары в обороте.

По всей видимости, в ближайшие несколько лет наиболее популярными останутся кредиты на срок до одного года. Особенно характерно это будет для местных банков, которые станут расширять охват и активно сотрудничать с теми малыми предприятиями, которые ранее не использовали банковские кредиты как источник финансирования.

У крупных банков, распределение кредитов сроком до года и от года до трех лет со временем станет несколько равномернее в силу того, что, проводя более консервативную политику работы с малым бизнесом в регионах, они будут накапливать больше постоянных клиентов, которые со временем начнут брать более крупные кредиты на длительные сроки.

Сегодня 35% от общего объема кредитов выдается сроком до одного года, 27% на срок от одного года до двух лет, 23% на срок от двух до трёх лет и свыше трех лет было выдано 15% кредитов (рисунок 12).

Рисунок 12 – Структура кредитов по срокам предоставления [61]

 

В 2007 году Ассоциация «Россия» проводила очередное  обследование банков на предмет кредитования ими малых предприятий. В нем приняли участие 85 банков из 36 субъектов РФ.

Отвечая на вопрос анкеты о причинах, препятствующих увеличению объема кредитования этой сферы, 58% респондентов назвали высокие риски, 46% – отсутствие надежного заемщика и лишь 22% – недостаточность ресурсной базы. (рисунок 13).

Рисунок 13 – Причины препятствующие увеличению объемов

кредитования малого бизнеса банками [35]

 

Как видно из рисунка 13 основной преградой, которая стоит на пути расширения операций банков с предприятиями малого бизнеса, является их высокий риск кредитования.

Риски кредитования малого бизнеса обусловлены как спецификой этого особого вида бизнес деятельности, так и особенностями его развития в России. Например, оторванность российского малого бизнеса от формирования всей предпринимательской среды. В результате, в отличие от зарубежных аналогов, малые предприятия в России функционируют изолированно от крупных корпораций. Значимым фактором, влияющим на формирование рисков банковского кредитования малого бизнеса, является также деформация хозяйственной среды малого бизнеса, проявляющаяся в разрыве между реальными и формально учтенными объемами хозяйственного оборота, что вызывает малую информационную прозрачность данного сектора экономики. Специфичным представляется и кадровый состав менеджмента, обусловленный особенностями становления рыночной экономики в России. Это обусловливает такое положение, что банковская работа с клиентом такого рода соединяет как методы работы с юридическим лицом, так и методы работы с физическим лицом [39].

Таким образом, минимизация рисков банковского кредитования малого бизнеса возможна при условии реализации комплексной программы взаимодействия субъектов малого бизнеса и коммерческих банков. Коммерческий банк должен стремиться не только к мониторингу финансового состояния заемщика, но и осуществлять мониторинг текущей деятельности заемщика.

Не секрет, стремясь обезопасить себя, коммерческие банки подчас закладывают повышенный процент, чтобы компенсировать возможные потери от невозврата кредита. Так что одним из главных условий расширения кредитной деятельности банков в сфере малого бизнеса остается снижение рисков [41].

Оценку финансового состояния клиента банки проводят на основании его официальной отчетности, скорректированной с учетом реальной деятельности. В процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления в бизнесе клиента, история его развития, форма и структура собственности, уровень организации управления, зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков, перечень основных конкурентов, дебиторская и кредиторская задолженности, уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и другое.

В целом практически все методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом [11,С.28]:

      не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;

      определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;

      учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;

      учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;

      оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения кредита.

Наряду с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика [40].

В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю клиента, начиная работу с ним с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму и срок. Если одновременно с этим «хороший» заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, малое предприятие будет «привязано» к своему банку.

Уже сегодня кредитные отделы некоторых банков проводят анализ финансового состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды брал раньше, как обслуживал и погашал долг, возникали ли конфликтные ситуации – все это ложится в основу объективной кредитной истории, выходящей за масштабы отношений с единственным банком [38,С.5].

Информация о работе Кредитование малого бизнеса: сущность, особенности организации и перспективы развития