Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа
Цель дипломной работы – проанализировать организацию работы банка по кредитованию субъектов малого предпринимательства, а также предложить направления совершенствования системы кредитования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы кредита; рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить его роль в экономике страны;
- определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства; проанализировать современное состояние системы кредитования; исследовать методы анализа кредитоспособности малого предприятия; проанализировать кредитную политику данного банка;
- выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.
Введение 3
1 Теоретические аспекты кредитования 6
1.1 Сущность кредита, его экономическое значение,
функции и формы кредита 6
1.2 Банковский кредит. Принципы и виды банковского
кредитования 15
1.3 Экономическая сущность малого бизнеса и предпосылки
необходимости его кредитования 23
1.4 Современное состояние системы кредитования малого
бизнеса в РФ 33
2 Анализ организации кредитования субъектов малого
предпринимательства (на примере филиала ОАО «Уралтрансбанк») 43
2.1 Краткая характеристика ОАО «Уралтрансбанк» 43
2.2 Анализ кредитной политики 46
2.3 Анализ кредитного процесса 67
2.4 Анализ работы с просроченной задолженностью 78
3 Основные проблемы и перспективы развития системы
кредитования малого бизнеса 85
3.1 Основные проблемы и пути развития системы
кредитования малого бизнеса в РФ 85
3.2 Основные проблемы и пути совершенствования системы
кредитования МБ в ОАО «Уралтрансбанк» 101
Заключение 108
Список использованных источников 111
ООО «Центр Крепежа» отвечает всем основным требованиям, предъявляемым банком к потенциальным заёмщикам, в ходе анализа не было выявлено ни одного стоп-фактора, который бы повысил риск кредитования. Одновременно можно сделать вывод, что финансовая деятельность и дальше будет осуществляться на высоком уровне.
На основании выше проведенного анализа кредитоспособности ООО «Центр Крепежа» можно сделать вывод о целесообразности выдачи кредита на сумму 2500000 рублей и срок до 36 месяцев с процентной ставкой 22% годовых.
Итак, в отношении ООО «Центр Крепежа» принято положительное решение, кредитный цикл продолжает развиваться дальше: экономист отдела кредитования малого бизнеса подготавливает кредитный договор (Приложение Е) и договор обеспечения (Приложение Ж).
Полное погашение кредита завершает кредитный цикл – но на этом не должны заканчиваться отношения между клиентом и банком. Со следующего кредита начинается новый кредитный цикл.
2.4 АНАЛИЗ РАБОТЫ С ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
К мониторингу и работе с просроченной задолженностью относится постоянный контроль платежей. Кредитный эксперт должен точно знать, когда какой клиент должен платить. Здесь ему помогает специальная система контроля кредитов «Микрокредит» Фонда поддержки малого бизнеса в России, которая предоставляет список всех ожидаемых платежей. Ответственность за мониторинг лежит на кредитном эксперте, выдавший данный кредит.
Существует три вида мониторинга:
- текущий мониторинг;
- финансовый мониторинг;
- экстренный мониторинг.
При проведении текущего мониторинга кредитный эксперт должен выяснить у заемщика, какова текущая ситуация в его бизнесе, изменения в структуре предприятия, в структуре клиентов и поставщиков, какова полученная прибыль за последний месяц, состояние залога, и сделать вывод о текущем состоянии заемщика.
Финансовый мониторинг предполагает еще и сбор финансовой информации и анализ финансовой ситуации клиента.
К разным видам кредита применяются разные виды мониторинга. Частота посещений и объекты мониторинга определяются такими факторами, как:
- сумма кредита;
- вид проекта;
- сроки погашения и тип клиента (заемщик повторный или первичный);
- дисциплинированность клиента и характер обеспечения.
Для малых кредитов обязательным является подробный финансовый мониторинг, при этом в отношении микро-кредитов он может не проводиться. Тем не менее, в любом случае мониторинг является обязательным, а вид мониторинга должен соответствовать виду кредита и типу клиента.
Как только были обнаружены определенные проблемы или признаки возникшей проблемы, кредитный эксперт обязан незамедлительно сообщить об этом представителю ЕБРР и Кредитному комитету, провести полный анализ предприятия и представить результаты и рекомендации на Кредитном комитете с тем, чтобы Кредитный комитет мог принять решение о необходимых мерах. Помимо личных встреч с клиентом, другие меры могут включать направления:
- письменного напоминания клиенту;
- встречи с поручителями;
- оформление нотариально заверенного требования о досрочном погашении кредита;
- наложение взыскания на заложенное имущество;
- передачу дела в суд;
- и т.д.
Если клиент не произвел платеж в срок, кредитный эксперт обязан связаться в этот же день с клиентом по телефону или нанести ему визит и вежливо осведомиться о причине задержки платежа. Часто бывает, что клиент просто забыл о том, что должен внести платеж. В этом случае достаточно просто напомнить об этом клиенту. Кредитный эксперт должен точно выяснить, когда клиент сможет произвести платеж: в этот же или на следующий день. В любом случае, если клиент вовремя не погасил очередной взнос, кредитный эксперт обязан нанести визит клиенту дома, посетить его предприятие и оценить положение.
Существуют две основные причины, по которым может произойти задержка платежа:
- Клиент не может платить;
- Клиент не хочет платить.
Если клиент не может платить, кредитный эксперт должен узнать точную причину: идет ли речь об объективных причинах (кража, пожар и т.д.), экономических причинах (падение оборота, неожиданное увеличение расходов, плохой анализ и т.д.) или о личных обстоятельствах (болезнь, смерть родственников и т.д.).
Если клиент хочет вернуть кредит, кредитный эксперт должен вместе с ним найти решение проблемы. Решение принимается исходя из причины, вызвавшей задержку платежа, и оно должно быть согласовано с клиентом. Возможны следующие пути решения проблемы:
В исключительных случаях, при достаточных на то основаниях, кредитная организация может отступить от общих правил. Возможные варианты включают:
а) Освобождение от уплаты неустойки. Эта мера может быть применена с одобрения Кредитного комитета в следующих случаях:
- задержка платежа произошла не по вине клиента, а по другим причинам, например, из-за ошибки в графике погашения кредита;
- клиент не смог произвести платеж по не зависящим от него обстоятельствам, которые невозможно было предусмотреть;
- требование уплатить неустойку ставит под угрозу возвращение основной суммы долга и процентов, отнимая у клиента всякую надежду на возвращение долга банку.
б) Введение моратория или отсрочка платежей. Эта мера включает в себя отсрочку возвращения кредита. Ее можно применять с разрешения Кредитного комитета в тех случаях, когда у клиента возникли серьезные проблемы, например, болезнь, ограбление, значительное уменьшение объема продаж. Эта мера может применяться в том случае, если кредитный эксперт может доказать, что проблема с платежами является временной.
В обоих случаях кредит продолжают считать сомнительным и включают его в “список кредитов под наблюдением”.
в) Реструктуризация кредита (изменение графика платежей). Только в исключительных случаях (смерть заемщика, обстоятельства непреодолимой силы), если клиент может продемонстрировать свое стремление и способность вернуть кредит в будущем, может рассматриваться вариант изменения графика платежей. Если выбран этот путь, клиент должен предложить дополнительное обеспечение или перевести обеспечение из одной категории в другую. В редких случаях может даже возникнуть необходимость дать клиенту дополнительный кредит, чтобы он мог спасти свой бизнес и вернуть впоследствии кредит.
Неотложный (экстренный) мониторинг проводится:
- при резком изменении конъюнктуры на рынке;
- при принятии административных решений, могущих существенно повлиять на состояние бизнеса клиента;
- при появлении информации о том, что клиент не сможет погашать кредит;
- обязательно при просрочке платежа.
Неотложный мониторинг направлен на обеспечение возвратности кредита и выхода клиента из сложной ситуации. Поэтому кредитному эксперту необходимо разобраться с ситуацией, в которую попал клиент, и причинами ее возникновения, а также принять необходимые для возврата кредита меры.
Как правило, такой мониторинг не периодический и очень насыщенный, а часто осуществляется ежедневно. Необходимо иметь в виду, что времени на обработку информации крайне мало, поскольку от степени оперативности ваших действий может зависеть сколько денег Вы спасете для Банка.
Ситуация, в которой может оказаться кредитный эксперт, довольно непредсказуема, встреча обычно бывает тяжелой. Важно демонстрировать свою озабоченность и дать понять заемщику, что Банк весьма обеспокоен и настроен на принятие самых жестких мер по решению проблемы (даже в том случае, если она не так уж и велика). При проведении данного мониторинга позиция эксперта довольно жесткая, принципиальная (используется методы морального и психологического давления).
Как правило, совместно с экспертом в неотложном мониторинге участвуют коллеги, представители службы безопасности, юристы, вплоть до представителей МВД и судебных исполнителей.
Основные действия кредитного эксперта по осуществлению экстренного мониторинга:
1) В случае выявления каких-либо проблем у клиента или получении информации от третьих лиц о возможности их наличия, необходимо в первую очередь уведомить заинтересованные отделы Банка (службу экономической безопасности Банка, юриста, курирующего программу) и представителя ЕБРР. При необходимости запросить их помощи.
2) Посетить клиента, собрать всю возможную информацию (о финансово-экономическом положении, состоянии и наличии заложенного имущества).
3) Проанализировать, как отразятся на деятельности клиента обстоятельства, вызвавшие необходимость в мониторинге.
4) Обсудить с клиентом его план выхода из сложившейся ситуации. Предпринять все возможные меры для решения проблем во вне судебном порядке.
5) Обсудить проблему с непосредственным руководством (руководство постоянно держать в курсе происходящих событий), сформулировать меры выхода из сложившейся ситуации и составить окончательное “Резюме”.
6) Представить дело на Кредитном Комитете Банка, оформить Протокол Кредитного комитета.
7) Письмом под роспись о вручении или по почте с заказным уведомлением уведомить Заемщика, залогодателей и поручителей о принятом на Кредитном Комитете решении.
8) В случае принятия Кредитным Комитетом Банка:
8.1) решения об изменении действующего графика погашения, рефинансировании кредита или моратории:
- подписать Дополнительные соглашения к Кредитному договору, Договорам залога и Договорам Поручительства;
- составить план мониторинга на ближайшие 2-3 месяца с более частым посещением клиента (1 раз в неделю), уведомить его об этом заранее и согласовать удобные для обеих сторон дни и часы визитов.
8.2) решения о досрочном возврате задолженности во вне судебном порядке:
а) в случае, когда планируемым источником погашения задолженности являются денежные средства Заемщика (Поручителя):
- взять с Заемщика (Поручителя) расписку (составить Соглашение) о погашении имеющейся задолженности и начисленной неустойки в ближайшие дни (определить даты и суммы платежей),
- по Акту приема-передачи изъять заложенное имущество на хранение в Банк с условием возврата в случае соблюдения условий подписанного Соглашения и полного погашения существующей задолженности;
- подписать с клиентом Соглашение о досудебной реализации заложенного имущества в случае невыполнения принятых им обязательств.
б) в случае, когда планируемым источником погашения задолженности является заложенное имущество:
- подписать с Залогодателем Соглашение о досудебной продаже заложенного имущества;
- по Акту приема-передачи изъять заложенное имущество на хранение в Банк;
- организовать торги или (с согласия Залогодателя) найти Покупателя, подписать двухсторонний (возможно трехсторонний) договор купли-продажи имущества с направлением средств от его реализации на счет Банка.
8.3) решения взыскания задолженности в судебном порядке:
- составить письма-требования о досрочном возврате кредита, процентов, начисленной неустойки, штрафов и вручить их Заемщику, залогодателям и поручителям под роспись или послать по почте с заказным уведомлением;
- обсудить с юристом порядок обращения в суд и обратить взыскание на заложенное имущество.
Проанализируем рост/снижение просроченной задолженности в динамике за 3 последних года на примере кредитного продукта «Экспресс-микро» (Таблица 18).
Таблица 18 – Анализ взыскания просроченной задолженности на примере кредитного продукта «Экспресс-микро» (единица измерения – тыс.руб.)
Просроченная задолженность | 01.10.2005г. | 01.10.2006г. | Изменение | 01.10.2007г. | Изменение | |||||
Сумма | % | Сумма | % | Сумма | % | Сумма | % | Сумма | % | |
810 | - | 1 193 | - | 383 |
| 1346 | - | 153 | - | |
Внесудебная реализация | 100 | 12,3 | 250 | 11,4 | 150 | -0,9 | 128 | 9,51 | -122 | -2 |
Судебные иски | 420 | 51,9 | 680 | 56,9 | 260 | 5,0 | 554 | 41,2 | -126 | -15,7 |
Добровольное погашение | 91 | 11,2 | 100 | 8,4 | 100 | -2,8 | 57 | 4,2 | -95 | -4,2 |