Кредитование малого бизнеса: сущность, особенности организации и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – проанализировать организацию работы банка по кредитованию субъектов малого предпринимательства, а также предложить направления совершенствования системы кредитования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы кредита; рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить его роль в экономике страны;
- определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства; проанализировать современное состояние системы кредитования; исследовать методы анализа кредитоспособности малого предприятия; проанализировать кредитную политику данного банка;
- выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты кредитования 6
1.1 Сущность кредита, его экономическое значение,
функции и формы кредита 6
1.2 Банковский кредит. Принципы и виды банковского
кредитования 15
1.3 Экономическая сущность малого бизнеса и предпосылки
необходимости его кредитования 23
1.4 Современное состояние системы кредитования малого
бизнеса в РФ 33
2 Анализ организации кредитования субъектов малого
предпринимательства (на примере филиала ОАО «Уралтрансбанк») 43
2.1 Краткая характеристика ОАО «Уралтрансбанк» 43
2.2 Анализ кредитной политики 46
2.3 Анализ кредитного процесса 67
2.4 Анализ работы с просроченной задолженностью 78
3 Основные проблемы и перспективы развития системы
кредитования малого бизнеса 85
3.1 Основные проблемы и пути развития системы
кредитования малого бизнеса в РФ 85
3.2 Основные проблемы и пути совершенствования системы
кредитования МБ в ОАО «Уралтрансбанк» 101
Заключение 108
Список использованных источников 111

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

3

 



Пассивы являются источниками финансирования. Они включают средства (кредиты), предоставленные кредиторами, финансирующими предприятие, а также собственный капитал владельца. Активы – это перераспределение пассивов (с целью получения прибыли). Суммы активов и пассивов всегда должны совпадать.

Активы, которые используются в течение длительного времени как правило, объединяются в одну группу и называются постоянными, или долгосрочными активами (основные средства). Активы, которые используются в течение короткого срока, объединяются под названием оборотные, или текущие активы. Они включают наличность, дебиторскую задолженность, товары и сырье.

 

Таблица 15 – Баланс ООО «Центр Крепежа»

Актив

19.03.

2007

%

20.10.

2007

%

Пассив

19.03.

2007

%

20.10.

2007

%

Касса

140

2,0

0

0,0

Расчеты с бюджетом

0

 

0

 

Банковский счет

0

0,0

44

0,6

Задолж-сть по ЗП

0

 

0

 

Сбережения

0

0,0

0

0,0

Аренда

0

 

0

 

Счета к получению

60

1,0

614

7,7

Прочие краткоср.задолж.

0

 

0

 

Товар в пути

 

 

 

 

Счета к оплате

11

0,2

0

 

ТМЗ

1617

26,6

3431

43

Товарный кредит

0

 

0

 

Готовая продукция

0

 

0

 

Предоплата клиентам

0

 

489

6

Сырье и полуфабрикаты

0

 

0

 

Част.займы (≤12 мес.)

0

 

0

 

Предоплата поставщикам

250

4,0

0

 

Банк.кредиты на оборотные средст.

104

2,0

0

 

Прочие текущие активы

0

 

0

 

Банк.кредиты на основные средства

0

 

0

 

Всего текущих активов

2067

34,0

4089

51

Всего текущих задолженностей

115

2,0

489

6

Мебель и оргтехника

0

 

0

 

Част займы (≥ 12 мес.)

0

 

0

 

Оборудование

176

3,0

158

2

Банковск. кредиты

0

 

0

 

Транспортные

средства

0

 

0

 

Прочие пассивы

0

 

0

 

Недвижимость

2946

48,5

2946

36,9

Всего долгосрочных обязательств

0

0,0

0

0,0

Прочие пост.активы

879

14,5

791

9,91

Всего пост.активов

4001

66,0

3895

49

Собственный капитал

5953

98

7495

94

ВСЕГО:

6068

100

7984

100

ВСЕГО:

6068

100

7984

100

На основе вышеизложенных данных, представленных в таблице сделаем следующие выводы: деньги в кассе на момент анализа отсутствуют, так как магазин только что открылся. Денежные средства на расчетном счете составляют 44000 руб. Задолженность за товар ЗАО «УТБ-Уралвагонзавод» - 472000 руб., ОАЛО «ВСМПО» - 97000руб., ООО «Промстройсервис» – 7000 руб., ООО «Стройкрепеж» - 32000 руб., прочие – 3000 руб. Товар находится на складе на сумму 3430625,78 рублей. Оборудование на сумму 158400 рублей, за минусом 10% амортизации. Недвижимость составляет 2946000 рублей.

Далее проведем составление отчета о прибыли и убытках (ОПиУ) (Таблица 16). Записывается выручка и расходы, связанные с операциями по продаже. До того, как товары могут быть проданы, необходимо приобрести сырье и оборудование для производства этих товаров, или сами товары. Как правило, между выручкой от продаж и расходами должна быть положительная разница, то есть избыток, или валовая прибыль. Однако, несмотря на то, что это кажется простой арифметикой, определить сумму избытка бывает довольно-таки сложно (заплатил ли заказчик за поставку сразу, надо учесть, что часть приобретенных товаров еще не продана).

Отчет о прибылях и убытках делится на разделы. В первом разделе определяется валовая прибыль. Это – прибыль, получаемая организацией при покупке и перепродаже товарных запасов. Выручка от продаж возникает в момент, когда вступают в силу юридические права и обязательства, связанные с продажей.

Для расчета затрат по товарам и сырью необходимо использовать средневзвешенную наценку на различные группы товаров, продаваемых и производимых заемщиком.

Из той валовой прибыли, которая остается после того, как операционные расходы вычитаются из операционной выручки, необходимо вычесть дополнительные расходы, которые носят постоянный характер. Они включают в себя аренду, заработную плату, коммунальные услуги и т.д., а также некоторые виды налогов. Сложив все эти расходы и вычтя их из валовой прибыли, мы получим сумму операционной прибыли. После того, как будут учтены все другие расходы, и будет вычтен налог на прибыль, мы получим чистую прибыль.

Таблица 16 – Отчет о прибыли и убытках ООО «Центр Крепежа»

Показатели

Наценка есть

Наценка была

Среднее (тыс.руб.)

Доля

   %

Среднее по предыдущему анализу

Объем реализации:

42%

54%

1 083 

100%

814 

-

Продажи Опт

35%

35%

795 

73%

299 

-

Продажи розница

68%

68%

288 

27%

515 

Себестоимость

 

761 

 

528 

-

Деятельность 1

 

589 

 

222 

-

Деятельность 2

 

172 

 

306 

Валовая прибыль

323 

 

286 

Общие расходы

Единица измерения

       98 

100%

79 

-

Зарплата с начислениями

чел.

5

70 

14 

71%

70 

-

Аренда и коммунальные

м2

 

_

3%

-

Транспортные расходы

кол.

 

_

0%

 

-

Реклама, представительские расходы

0%

 

-

Связь, административные расходы

2%

 

-

Охрана

3%

-

Налоги и пошлины

4%

-

Прочие расходы по деятельности

16 

17%

Чистая прибыль

224 

 

207 

 

Прочие доходы

 

 

 

Прочие расходы (семья)

15 

 

15 

Нераспределенная прибыль

209 

 

192 

 

Погашение капитала в других банках

 

 

максимальный совокупный взнос

96 

 

42

 

Из таблицы можно сделать вывод, что выручки складываются из оптовых и розничных продаж, наценка на опт составляет порядка 35%, в розницу товар продается с наценкой 68%. Валовая прибыль составила 323000 рублей. На предприятии работают пять человек, с зарплатой 70000 рублей. Арендная плата отсутствует, так как помещение находится в собственности. Оплата сигнализации 3000 рублей, налоги – 4000 рублей, прочие расходы по деятельности составляют 16000 рублей. Чистая прибыль составила 224000 рублей.

В конце концов, отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности фирмы.

Когда подготовлен баланс и отчет о прибылях и убытках, их структура может быть проанализирована при помощи финансовых показателей:

1) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КСОС). Приемлемый показатель 0,1 – 0,4. данный коэффициент дает информацию о собственных оборотных средствах заемщика. Рассчитывается как отношение собственного капитала за минусом основных средств к валюте баланса за минусом основных средств:

КСОС нач.п. = 1952 /2067 = 0,94

КСОС кон.п.= 3600 / 4089 = 0,88

2) Коэффициент доходности активов (КДА) показывает, сколько чистой прибыли за анализируемый период приходится на единицу активов, или сколько прибыли зарабатывает 1 рубль активов. Этот показатель важен для сравнения его с банковской ставкой по кредиту. Он должен быть больше банковской ставки, иначе, кредит для компании будет убыточным, так как погашение его будет происходить за счет оборотных средств предприятия, а не за счет заработанной прибыли. Рассчитывается как отношение средней величины активов к чистой прибыли       

КДА нач.п. = 6068/207 = 29,3

КДА кон.п.= 7984/224 = 35,6

3) Коэффициент мгновенной ликвидности (Кмл) характеризует, на сколько объем текущих обязательств по кредитам и расчетам может быть погашен за счет высоколиквидных активов. Определяется как отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение данного показателя – не менее 0,20.

Кмл нач.п = 200 / 115 = 1,74

Кмл кон.п= 658 / 489 = 1,35

4) Коэффициент общей ликвидности (Кол) характеризует то, насколько объем краткосрочных обязательств может быть погашен за счет всех ликвидных активов. Рассчитывается как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Оптимальное значение показателя – не менее 2,00.

Кол нач.п. = 1952 / 115 = 17,97

Кол  кон.п. = 3600 / 489 = 8,36

5) Скорость оборачиваемости товарно-материальных запасов (ОБТМЗ). ТМЗ включает в себя запасы сырья  и материалов, полуфабрикаты и готовую продукцию на складах. Скорость оборота товарно-материальных запасов является ключевым критерием, по которому можно судить о положении с ликвидностью предприятия. Если скорость оборота снижается, это нужно воспринимать как симптом надвигающегося кризиса, и в отношении данного бизнеса следует предпринять определенные действия. Показатели данного коэффициента важно сравнить с информацией, которую предоставил клиент о частоте закупок. Если есть явные расхождения, необходимо выяснить этот момент. Рассчитывается как отношение товарно-материальных запасов к стоимости реализованных товаров и умноженное на 30 дней:

ОБТМЗ нач.п.= 1617 / 528 * 30 = 92 дня

ОБТМЗ кон.п.= 3431 / 761 * 30 = 135 дней

6) Скорость оборачиваемости дебиторской задолженности (ОБДЗ). Продолжительность периода оборачиваемости оказывает прямое влияние на платежеспособность предприятия. Оценить деловую активность предприятия можно лишь сопоставляя соответствующие показатели за несколько периодов. Скорость оборачиваемости дебиторской задолженности должна быть выше скорости оборачиваемости кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение дебиторской задолженности к выручки от реализации (без НДС) и умноженное на 30 дней:

ОБДЗ  нач.п. = 60 / 814 * 30 = 2 дней

ОБДЗ  кон.п. = 614 / 1083 * 30 = 17 дней

7) Скорость оборачиваемости кредиторской задолженности (ОБКЗ) показывает, в какой степени клиент полагается на товарный кредит. Тенденция к увеличению срока погашения долгов поставщикам есть фактор риска в отношении ликвидности. Как правило, срок более 90 дней считается очень продолжительным. Рассчитывается как отношение кредиторской задолженности к стоимости реализованных товаров и умноженное на 30 дней:

ОБКЗ нач.п. = 11 / 814 * 30 = 1 день

ОБКЗ кон.п. = 489 / 1083 * 30 = 13 дней

Проведем оценку финансового состояния заемщика на основании проведенных выше расчетов, которые учитывают объективные стороны деятельности ООО «Центр Крепежа».

 

Таблица 17– Анализ финансовых показателей ООО «Центр Крепежа»

Показатели (Коэффициенты)

19.03.2007

20.10.2007

Норматив

Изменение

R коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,9

0,9

0,1-0,4

-0,1

R доходности активов

29,3

35,6

-

6,3

R мгновенной ликвидности

1,7

1,4

не менее 0,2

-0,4

R общей ликвидности

17,9

8,4

не менее 2

-9,6

Срок оборачиваемости ТМЗ

92,0

135,0

-

43,0

Срок оборачиваемости дебиторской задолженности

2,0

17,0

больше, чем КЗ

15,0

Срок оборачиваемости кредиторской задолженности

1,0

13,0

не более 90 дней

12,0

 

Из приведенных данных в таблице 17 видно, что финансовое состояние ООО «Центр крепежа», оцененное по ряду объективных показателей, можно назвать хорошим, так как все показатели, за исключением, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, находятся в норме. Кроме того, за исследуемый период наблюдается положительная тенденция в изменениях скорости оборачиваемости товарно-материальных запасов на 43 единицы, дебиторской задолженности на 15 единиц и кредиторской задолженности на 12 единиц. Но также имеются и отрицательные моменты: коэффициенты ликвидности немного снизились.

Далее определим дополнительные (субъективные) показатели, которые определяют рыночную позицию заемщика, характеризуют его отношения с банком ранее, дают возможность реально оценить возможности заемщика. В данном случае были выделены следующие субъективные показатели, которые окажут влияние на решение о выдаче кредита:

1) Срок деятельности предприятия превышает 24 месяца.

2) У ООО «Центр Крепежа» нет просроченной задолженности по обязательствам, связанным с уплатой основного долга, процентов по нему, комиссий и прочих обязательств перед банком или другими лицами по привлеченным кредитам и займам.

3) По результатам кредитной истории можно сказать, что ранее взятые кредиты были возвращены полностью и своевременно.

4) Данные о руководителе ООО «Центр Крепежа» положительные, компрометирующей информации о заёмщике обнаружено не было.

5) У заемщика имеются постоянные партнеры в бизнесе.

По результатам проведенного финансового анализа деятельность клиента не является убыточной. Из анализа также следует, что среднемесячной прибыли заемщика будет достаточно для погашения ежемесячного аннуитетного платежа, в части погашения основного долга, без учета суммы процентов по кредиту.

Величина собственного капитала в структуре баланса составляет достаточную долю от валюты баланса.

Залоговое имущество, предоставленное для получения кредита достаточно, чтобы покрыть издержки банка на обслуживание кредита и в случае неисполнения заёмщиком обязательств и получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом. Предоставленное залоговое имущество можно реализовать по рыночной стоимости в течение 2-3 месяцев.

На основании субъективных данных можно сделать вывод о том, что высшее руководство ООО «Центр Крепежа» имеет хорошую деловую репутацию и постоянных партнеров в бизнесе, кредитная история – безупречная. Все это позволяет говорить о положительной  и стабильной работе, направленной на развитие в будущем.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса: сущность, особенности организации и перспективы развития