Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:21, курсовая работа

Описание

Именно поэтому, целью исследования является изучение поддержки малого предпринимательства государством и коммерческими банками. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
Рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике;
Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах;
Рассмотреть как коммерческие банки поддерживают малое предпринимательство;
Рассмотреть возможные альтернативы кредитования на примере лизинга.

Содержание

Введение 2
1 Малый бизнес как основа современной экономики 5
1.1 Сущность малого бизнеса 5
1.2 Потребность малого бизнеса в кредитовании 9
1.3 Проблемы малого бизнеса в России 11
2 Источники кредитования малого бизнеса 22
2.1. Кредитование малого бизнеса государством 22
2.1.1. Прямая поддержка малого бизнеса 22
2.1.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 25
2.2 Банковское кредитование малого бизнеса в России 27
2.3 Лизинг, как альтернатива кредитованию 33
Заключение 39
Глоссарий………………………………………………………………………………………. 40
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

фик мб итоговая версия.docx

— 306.15 Кб (Скачать документ)

     Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

     Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

     Балансовая  стоимость активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.[1]

     В Европейском союзе принята такая  классификация малых и средних  предприятий:

  • микро предприятия – предприятия с числом работающих не более 9 человек
  • малые предприятия – предприятия с числом работающих от 10 до 49 человек
  • средние предприятия – предприятия с числом работающих от 50 до 249 человек.

     Но  для всех категорий предприятий  товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Также, не менее значимым критерием является экономическая независимость предприятий (не очень большой процент зависимости от внешних собственников).

     Например, в Австрии к малым относят  предприятия с числом работающих не более 50 человек, их годовой доход должен составлять не более 5 млн. евро, либо балансовая стоимость активов, не должна превышать 2 млн. евро. Не более 25% должна составлять доля внешних собственников в собственности предприятия. [5, с.7]

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что наиболее оправданным критерием является такой показатель, как годовой товарооборот, так как существуют предприятия с численностью около 10 человек, но с товарооборотом, намного превышающим границы, установленные для малых предприятий. В качестве примера таких предприятий можно привести небольшие фирмы оценщиков ювелирных изделий. Следовательно, рассматривая только численность работников, нельзя сделать верный вывод о том, является ли это предприятие малым или нет.

     Малый бизнес, также как и определение малого предпринимательства, можно классифицировать по разным основаниям: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

     По  формам собственности предприятия делятся на частные, государственные, муниципальные, а также находящиеся в собственности общественных объединений (организаций).

     По  количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

     По  организационно-правовым формам предпринимательства  разделяют на товарищества, общества, кооперативы.

     По  виду или назначению предпринимательская  деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой).

     Чаще  всего разделение происходит по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность.

     Все виды малого бизнеса достаточно широко распространены практически во всех сферах деятельности. Малый бизнес на данном этапе развития экономики находится в центре интересов общества. Ни один сектор хозяйственных отношений или инфраструктуры любой развитой страны не может функционировать без производства малым бизнесом продукции и услуг, так как развитие малого предпринимательства дает базу для развития крупного производства.

     У малого бизнеса есть свои несомненные преимущества. Они заключаются в том, что малый бизнес быстрее адаптируется к локальным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. Также у малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть все возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности. Малое предпринимательство имеет более низкую потребность в первоначальном капитале, оно способно быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства, немедленно реагируя на требования местных рынков, также малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.

     Однако, малому предпринимательству помимо всех его неоспоримых преимуществ свойственны и недостатки.

     Самые существенные из них это:

     1 - более высокий уровень риска, чем у крупного предпринимательства, что означает и более высокую степень неустойчивости на рынке;

     2 - зависимость от крупных компаний, от их поведения на рынке;

     3- недостатки в управлении делом, то есть слабая компетентность руководителей;

     4 - повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования, любые, даже не очень существенные, перемены болезненно сказываются на их деятельности;

     5 -  трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов – сказывается отсутствие доверия, оказываемого к раскрученному бренду крупного предприятия, производящего такие же услуги;

     6 - неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов.

     Все эти недостатки определяются не только внутренними, но и внешними причинами, теми условиями, в которых приходится функционировать малым предприятиям. Хотя, как показывает опыт, виной большинства деловых неудач малых фирм является отсутствие опыта управления или профессиональная некомпетентность их собственников. Однако, это не мешает малому бизнесу играть достаточно серьезную роль на рынке. [7, c. 15]

    1.2 Потребность малого бизнеса в кредитовании

 

     Банковская  система, являясь неотъемлемой частью экономической системы любой страны, занимает особое стратегическое положение в экономике, что определяется ее целями, задачами, функциями, а также воздействием на другие системы. Любой сбой в работе банковской системы затронет интересы всех хозяйствующих субъектов. [3, c. 189]

       В мировой практике развитие экономики всегда было неразрывно связано с кредитом, который в различных формах проникает во все сферы хозяйственной жизни, что привело к значительному расширению круга операций банков, в том числе и в области кредитования. Выполнение банковских операций с широкой клиентурой - важная и неотъемлемая особенность современной банковской деятельности во всех странах мира с развитой кредитной системой. Зарубежный опыт показывает, что банки, предоставляющие клиентам более разнообразные услуги высокого качества, как правило, имеют преимущества перед банками с ограниченным набором услуг.

       Активная работа коммерческих  банков в области кредитования  является условием развития успешной конкуренции этих учреждений, ведет к росту производства, увеличению трудовой занятости, повышению платежеспособности участников экономических отношений. Это касается не только  совершенствования техники кредитования,  но и разработки и внедрения новых способов снижения кредитных рисков.

       В нашей же стране проблема кредитования малого бизнеса остаётся нерешённой на протяжении длительного периода времени. С одной стороны предприниматели нуждаются в денежных средствах, а банки готовы их им предоставить, а с другой стороны, согласно данным опросов, проведённых среди представителей малого бизнеса, лишь около 12% бизнесменов регулярно пользуются банковскими кредитами.

       Деятельность предприятия должна быть более или менее «прозрачной» для получения кредита. В среде малого бизнеса эту «роскошь» могут себе позволить не многие предприятия. Низкая легитимность бизнеса, обычно фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Но более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени, что чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о том, что базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов окончательно оформились: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков подтолкнула банки к осознанию необходимости диверсификации кредитных портфелей.

     Малое предпринимательство является не только существенной составляющей и массовой субъектной базой цивилизованного рыночного хозяйства, но и максимально гибкой, эффективной и прозрачной в силу своих размеров формой хозяйствования.

     Значимость  изучения проблемы малого предпринимательства  усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, малому предпринимательству менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, что повышает значимость изучения этой проблемы. «Невезение» это выражается в отсутствии до сих пор в масштабах страны инфраструктура, обеспечивающей нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ следует расценивать как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом. Из вышеизложенных обстоятельств следует необходимость удовлетворения потребности в кредитовании малого бизнеса. [8,9]

    1.3 Проблемы малого бизнеса в России

 

     Данный  раздел посвящен исследованию проблем, существующих в сфере оказания банками своих услуг предприятиям малого бизнеса. Подобный анализ даст возможность выявить не только насущные проблемы, но и потенциал и перспективы развития рынка банковских услуг малому бизнесу, что в свою очередь поможет разработать рациональные предложения и рекомендации по активизации банковской поддержки малого предпринимательства в нашей стране.

     Прежде  всего, низкий уровень развития малого бизнеса связан с отсутствием достаточных условий для развития малого бизнеса у нас в стране (Рисунок 1). 

Рисунок 1 – Основные проблемы развития малого бизнеса [6] 

     На  основании рисунка 1 можно выделить следующие проблемы низкого уровня развития малого бизнеса в России с точки зрения самих предпринимателей:

     -  высокая налоговая нагрузка (47%);

     -  ограниченность финансовых средств  (46%);

     - коррупция в органах власти (32%);

     -  высокая арендная плата (31%);

     -  трудности с получением кредита  (25%);

     - низкая квалификация персонала  (12%);

     - проблемы связанные непосредственно  с регистрацией самого бизнеса  (11%)

     Ограниченность  финансовых ресурсов - чуть ли не основная преграда в развитии малого бизнеса, из чего и вытекает напрямую проблема с получением кредита у банка. Отсюда - ряд нерешенных задач, которые наиболее эффективно мог бы решить банковский сектор.

     Согласно  результатам исследования в 2009 г., проводимого Рабочим центром экономических реформ – либеральная альтернатива, по вопросам взаимоотношений банков и малых предприятий -  можно утверждать, что среди услуг, которые субъекты малого бизнеса хотели бы получать, но не получают от банков-контрагентов, кредитование стоит на первом  месте. Получение кредита у банка считают доступным только 37,3% участников опроса. По факту испытывали трудности в получении кредита в банке 30,7% респондентов.

      Выше  отмечалось, что значительная роль в развитии малого бизнеса отводится сегодня банковскому сектору. Именно банки могут обеспечить доступность финансовых услуг малому бизнесу. Однако, наличие ряда проблем, связанных с кредитованием малого бизнеса ограничивает доступ данных субъектов хозяйствования к финансовым ресурсам (рисунок 2).

      Как видно из рисунка 2, основная проблема доступа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к финансовым ресурсам банка связана в первую очередь с проблемой предоставления залога и гарантий (43%), во-вторых, это высоки процентные ставки за пользование кредитом (32%). Сложность и длительность оформления соответствующих документов беспокоят 26% респондентов. Короткие сроки составляют проблему для 15%. Не видят же необходимости в привлечении дополнительных средств лишь 12%. А не пользуются доверием банка около 5-ти процентов.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса