Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:21, курсовая работа
Именно поэтому, целью исследования является изучение поддержки малого предпринимательства государством и коммерческими банками. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
Рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике;
Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах;
Рассмотреть как коммерческие банки поддерживают малое предпринимательство;
Рассмотреть возможные альтернативы кредитования на примере лизинга.
Введение 2
1 Малый бизнес как основа современной экономики 5
1.1 Сущность малого бизнеса 5
1.2 Потребность малого бизнеса в кредитовании 9
1.3 Проблемы малого бизнеса в России 11
2 Источники кредитования малого бизнеса 22
2.1. Кредитование малого бизнеса государством 22
2.1.1. Прямая поддержка малого бизнеса 22
2.1.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 25
2.2 Банковское кредитование малого бизнеса в России 27
2.3 Лизинг, как альтернатива кредитованию 33
Заключение 39
Глоссарий………………………………………………………………………………………. 40
Список литературы……………………
Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство. [5, c. 157]
Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.
Приоритетными отраслями в различных странах Европейского Союза признаны также дорожное строительство и местный транспорт; заготовка, хранение и переработка местных сельскохозяйственных продуктов и сырья; сбор и переработка отходов и местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.
Следует отметить, что доля этих субсидий в национальном бюджете постоянно сокращается. В России они также не могут служить основным средством поддержки малого бизнеса, потому что способствуют коррупции.
Исключением на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. Так в Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей. Россия и США урегулировали все вопросы по вступлению российской стороны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одним из главных "камней преткновения" на переговорах был вопрос о сокращении дотаций сельскому хозяйству России. 27 сентября представители Минсельхоза России дали гарантии США и еще 19 государствам, что государство в соответствии с регламентом организации сократит поддержку агропромышленному комплексу.
Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств. Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.
В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства чаще всего оставляют свои активы в тени и не имеют на своем балансе основных фондов для залога.
Необходимо также поддерживать региональные малые и средние банки, работающие с малым бизнесом, удешевлять кредитные ресурсы путем снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее.
В
России недостаточна правовая база обществ
взаимного кредита и
Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Фирмы могут перейти на упрощенную систему налогообложения, если в период до 30.09.2012 размер доходов организации по итогам 9 месяцев года, предшествующего году использования УСН, не превышает лимита 45 млн. руб.
Организация, применяющая УСН, не платит следующие налоги:
Вместо всех вышеперечисленных налогов организация уплачивает один единственный налог, ставка которого зависит от выбранного объекта налогообложения. Объект налогообложения выбирается добровольно: это могут быть доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов. С 1 января 2009 года Налоговый Кодекс РФ позволяет менять объект налогообложения ежегодно. Организация обязана сообщить о своем решении, отправив в налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором она намерена изменить объект налогообложения, уведомление, составленное по рекомендованной форме N 26.2-6, утвержденной Приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@. Все остальные налоги «упрощенцы» платят в обычном порядке. Уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ставка налога при выборе в качестве объекта налогообложения доходы составляет 6%, доходы, уменьшенные на величину расходов – 15% с возможностью установки Субъектами РФ дифференцированных ставок в диапазоне от 5 до 15%. Кроме того, при использовании объекта налогообложения "доходы минус расходы" существует дополнительное ограничение – сумма уплаты в бюджет не может быть меньше 1% доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Это так называемый минимальный налог, уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.[14]
В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются расходы на налоговый учет. Однако эти льготы касаются только мелкого, а не всего малого бизнеса. Целесообразно понизить ценность нового оборудования, расширить сферу применения инвестиционного кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности.
Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента регистрации, а при фактическом начале хозяйственной деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки малого бизнеса. [11]
Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития.
Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.
На долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.
Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.
Решающее значение для поддержки малого бизнеса имеет административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры. Определённый опыт в этом отношении накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. С 2003 года, впервые стало сокращаться число административных проверок и разрешений. Однако до сих пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку. [11]
Если верить заявлениям представителей российских банков, кредитование малого бизнеса – одна из приоритетных задач многих из них. Однако на практике небольшой компании взять кредит удается редко. Банки лукавят, чтобы привлечь клиентов, а заемщики, в свою очередь, зачастую скрывают свои реальные доходы. Между тем, развитие банковского кредитования малого бизнеса выгодно обеим сторонам.
У каждой из сторон достаточно веские аргументы. Представителей банков смущает отсутствие залогового обеспечения, незначительный масштаб бизнеса, который затрудняет оценку его состояния, низкое качество проработки бизнес-планов и низкий уровень грамотности заемщика для надлежащего оформления необходимых документов.
Представители малого бизнеса зачастую не могут воспользоваться «заманчивыми» предложениями банков из-за высоких процентных ставок, коротких сроков погашения, отсутствия стартового капитала, сложности и длительности процедуры получения кредита. Кроме того, малый бизнес неохотно отражает реальные финансовые результаты в отчетности, что снижает вероятность получения кредита на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели.
Такова сегодняшняя ситуация в сфере банковского кредитования малого бизнеса. Впрочем, за последние несколько лет на российском рынке стали появляться кредиторы, готовые идти навстречу предпринимателям.
Во-первых, работать с малым бизнесом настроены небольшие региональные банки, уже укрепившиеся на этом рынке и целенаправленно работающие с предпринимательством. Во-вторых, это крупные банки, которые стали активно выходить на этот рынок. По данным Ассоциации российских банков, не менее 80 крупных банков уже имеют программы кредитования малого бизнеса. Причина очевидна – крупный российский бизнес поделен, а высокий уровень конкуренции на этом рынке ведет к снижению доходности кредитования. В то же время кредитование малого бизнеса имеет достаточно высокие показатели доходности.
Кто
станет лидером по кредитованию малого
бизнеса – федеральные или
местные банки – сказать
Почему же процентные ставки так высоки сегодня? Логика банков понятна – «связываясь» с ненадежным клиентом, кредитор всегда рискует. Повышенными ставками компенсируются повышенные риски, а также издержки на обслуживание мелких кредитов. Кроме того банки должны компенсировать свои риски, связанные с использованием нестандартных форм обеспечения. Дело в том, что небольшие компании, как правило, не могут предоставить банку в залог высоколиквидное имущество, в связи с чем кредиторам приходится идти на риск и выдавать необеспеченные или частично обеспеченные кредиты.
На сегодняшний день в зависимости от суммы кредита, срока, обеспечения ставки меняются. По залоговым кредитам малым и средним компаниям эффективная ставка кредитования составляет от 13% до 17%, беззалоговые кредиты, безусловно, дороже: 17-27%». Для крупных корпоративных клиентов ставки могут составить 7‑10% годовых. [12]
Традиционно при кредитовании малого бизнеса залогом выступает жилая и нежилая недвижимость, оборудование, автотранспорт, находящиеся в собственности как предприятия, так и в личной собственности владельца бизнеса. Товары в обороте чаще всего выступают обеспечением кредитов. Оценку залога банки предпочитают проводить своими силами. Обеспечение должно покрывать сумму кредита и проценты за весь срок кредитования. При этом обычно банк исходит из ликвидности залога и принимает в расчет не более 70% его оценочной стоимости. Кроме того, обычно банки требуют застраховать залоговое имущество. Это связано, в том числе с тем, что в соответствии с современным залоговым законодательством, в случае банкротства предприятия банкиры не исключают ситуации, когда причитающиеся по закону банку активы не удастся взыскать с бизнесменов. Залоговое имущество на общих правах поступает на аукцион, и банки не имеют на него преимущественных прав.