Кредитование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:21, курсовая работа

Описание

Именно поэтому, целью исследования является изучение поддержки малого предпринимательства государством и коммерческими банками. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
Рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике;
Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах;
Рассмотреть как коммерческие банки поддерживают малое предпринимательство;
Рассмотреть возможные альтернативы кредитования на примере лизинга.

Содержание

Введение 2
1 Малый бизнес как основа современной экономики 5
1.1 Сущность малого бизнеса 5
1.2 Потребность малого бизнеса в кредитовании 9
1.3 Проблемы малого бизнеса в России 11
2 Источники кредитования малого бизнеса 22
2.1. Кредитование малого бизнеса государством 22
2.1.1. Прямая поддержка малого бизнеса 22
2.1.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 25
2.2 Банковское кредитование малого бизнеса в России 27
2.3 Лизинг, как альтернатива кредитованию 33
Заключение 39
Глоссарий………………………………………………………………………………………. 40
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

фик мб итоговая версия.docx

— 306.15 Кб (Скачать документ)

     Решительную помощь в этих областях может и  должно оказывать государство. [5, c. 157]

 

     2 Источники кредитования малого бизнеса

    2.1. Кредитование малого бизнеса государством

    2.1.1. Прямая поддержка малого бизнеса

 

     Прямая  поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.

     Приоритетными отраслями в различных странах  Европейского Союза признаны также  дорожное строительство и местный  транспорт; заготовка, хранение и переработка  местных сельскохозяйственных продуктов и сырья; сбор и переработка отходов и местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.

     Следует отметить, что доля этих субсидий в  национальном бюджете постоянно сокращается. В России они также не могут служить основным средством поддержки малого бизнеса, потому что способствуют коррупции.

     Исключением на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. Так в Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей. Россия и США урегулировали все вопросы по вступлению российской стороны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одним из главных "камней преткновения" на переговорах был вопрос о сокращении дотаций сельскому хозяйству России. 27 сентября представители Минсельхоза России дали гарантии США и еще 19 государствам, что государство в соответствии с регламентом организации сократит поддержку агропромышленному комплексу.

     Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса  включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств. Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.

     В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства чаще всего оставляют свои активы в тени и не имеют на своем балансе основных фондов для залога.

     Необходимо  также поддерживать региональные малые  и средние банки, работающие с  малым бизнесом, удешевлять кредитные  ресурсы путем снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее.

     В России недостаточна правовая база обществ  взаимного кредита и страхования  малого бизнеса, поэтому из-за нереального  в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые  фирмы берут кредиты у теневых  структур под ростовщический процент  или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе.

     Существенную  роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые  льготы. Фирмы могут перейти на упрощенную систему налогообложения, если в период до 30.09.2012 размер доходов организации по итогам 9 месяцев года, предшествующего году использования УСН, не превышает лимита 45 млн. руб.

     Организация, применяющая УСН, не платит следующие  налоги:

  1. налог на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов виде дивидендов и с процентов по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ;
  2. налог на имущество организаций;
  3. налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также подлежащего уплате при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ.

     Вместо  всех вышеперечисленных налогов  организация уплачивает один единственный налог, ставка которого зависит от выбранного объекта налогообложения. Объект налогообложения выбирается добровольно: это могут быть доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов. С 1 января 2009 года Налоговый Кодекс РФ позволяет менять объект налогообложения ежегодно. Организация обязана сообщить о своем решении, отправив в налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором она намерена изменить объект налогообложения, уведомление, составленное по рекомендованной форме N 26.2-6, утвержденной Приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@. Все остальные налоги «упрощенцы» платят в обычном порядке. Уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Ставка  налога при выборе в качестве объекта  налогообложения доходы составляет 6%, доходы, уменьшенные на величину расходов – 15% с возможностью установки Субъектами РФ дифференцированных ставок в диапазоне от 5 до 15%. Кроме того, при использовании объекта налогообложения "доходы минус расходы" существует дополнительное ограничение – сумма уплаты в бюджет не может быть меньше 1% доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Это так называемый минимальный налог, уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.[14]

       В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются расходы на налоговый учет. Однако эти льготы касаются только мелкого, а не всего малого бизнеса. Целесообразно понизить ценность нового оборудования, расширить сферу применения инвестиционного кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности.

     Во  всех случаях льготы должны предоставляться  не с момента регистрации, а при фактическом начале хозяйственной деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки малого бизнеса. [11]

 

    2.1.2 Косвенная поддержка малого бизнеса

 

     Косвенная поддержка малого бизнеса стала  в развитых зарубежных странах основой  создания благоприятной внешней  среды для его развития.

     Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти  заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.

     На  долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.

     Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.

     Решающее  значение для поддержки малого бизнеса  имеет административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры. Определённый опыт в этом отношении накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. С 2003 года, впервые стало сокращаться число административных проверок и разрешений. Однако до сих пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку. [11]

    1. Банковское  кредитование малого бизнеса в России
 

     Если  верить заявлениям представителей российских банков, кредитование малого бизнеса – одна из приоритетных задач многих из них. Однако на практике небольшой компании взять кредит удается редко. Банки лукавят, чтобы привлечь клиентов, а заемщики, в свою очередь, зачастую скрывают свои реальные доходы. Между тем, развитие банковского кредитования малого бизнеса выгодно обеим сторонам.

     У каждой из сторон достаточно веские аргументы. Представителей банков смущает отсутствие залогового обеспечения, незначительный масштаб бизнеса, который затрудняет оценку его состояния, низкое качество проработки бизнес-планов и низкий уровень грамотности заемщика для надлежащего оформления необходимых документов.

     Представители малого бизнеса зачастую не могут  воспользоваться «заманчивыми» предложениями банков из-за высоких процентных ставок, коротких сроков погашения, отсутствия стартового капитала, сложности и длительности процедуры получения кредита. Кроме того, малый бизнес неохотно отражает реальные финансовые результаты в отчетности, что снижает вероятность получения кредита на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели.

     Такова  сегодняшняя ситуация в сфере  банковского кредитования малого бизнеса. Впрочем, за последние несколько  лет на российском рынке стали  появляться кредиторы, готовые идти навстречу предпринимателям.

     Во-первых, работать с малым бизнесом настроены  небольшие региональные банки, уже укрепившиеся на этом рынке и целенаправленно работающие с предпринимательством. Во-вторых, это крупные банки, которые стали активно выходить на этот рынок. По данным Ассоциации российских банков, не менее 80 крупных банков уже имеют программы кредитования малого бизнеса. Причина очевидна – крупный российский бизнес поделен, а высокий уровень конкуренции на этом рынке ведет к снижению доходности кредитования. В то же время кредитование малого бизнеса имеет достаточно высокие показатели доходности.

     Кто станет лидером по кредитованию малого бизнеса – федеральные или  местные банки – сказать сложно. Заметной тенденцией в последнее  время стало появление интереса к малому бизнесу со стороны «дочек» иностранных банков. Традиционно зарубежные банки имеют более строгие требования по рискам, процедурам, поэтому на рынке кредитования малого бизнеса они выглядят слабее более гибких российских банков. Тем не менее, через некоторое время и зарубежные игроки смогут составить достойную конкуренцию отечественным. Помочь им в этом могут заниженные процентные ставки.

     Почему  же процентные ставки так высоки сегодня? Логика банков понятна – «связываясь» с ненадежным клиентом, кредитор всегда рискует. Повышенными ставками компенсируются повышенные риски, а также издержки на обслуживание мелких кредитов. Кроме того банки должны компенсировать свои риски, связанные с использованием нестандартных форм обеспечения. Дело в том, что небольшие компании, как правило, не могут предоставить банку в залог высоколиквидное имущество, в связи с чем кредиторам приходится идти на риск и выдавать необеспеченные или частично обеспеченные кредиты.

     На  сегодняшний день в зависимости от суммы кредита, срока, обеспечения ставки меняются. По залоговым кредитам малым и средним компаниям эффективная ставка кредитования составляет от 13% до 17%, беззалоговые кредиты, безусловно, дороже: 17-27%». Для крупных корпоративных клиентов ставки могут составить 710% годовых. [12]

     Традиционно при кредитовании малого бизнеса  залогом выступает жилая и нежилая недвижимость, оборудование, автотранспорт, находящиеся в собственности как предприятия, так и в личной собственности владельца бизнеса. Товары в обороте чаще всего выступают обеспечением кредитов. Оценку залога банки предпочитают проводить своими силами. Обеспечение должно покрывать сумму кредита и проценты за весь срок кредитования. При этом обычно банк исходит из ликвидности залога и принимает в расчет не более 70% его оценочной стоимости. Кроме того, обычно банки требуют застраховать залоговое имущество. Это связано, в том числе с тем, что в соответствии с современным залоговым законодательством, в случае банкротства предприятия банкиры не исключают ситуации, когда причитающиеся по закону банку активы не удастся взыскать с бизнесменов. Залоговое имущество на общих правах поступает на аукцион, и банки не имеют на него преимущественных прав.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса