Мероприятия по совершенствованию управления платежеспособности предприятия ПРУП «Белорусский цементный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является ПРУП «Белорусский цементный завод». Целью данного исследования является анализ состояния платежеспособности ПРУП «Белорусский цементный завод» и разработка мер по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы анализа и управления платежеспособностью предприятия.
Дать общую организационно-экономическую характеристику ПРУП «Белорусский цементный завод».
Провести общую оценку его финансового состояния по данным бухгалтерского баланса.
Провести анализ ликвидности и платежеспособности ПРУП «Белорусский цементный завод».
Разработать меры по совершенствованию управления платежеспособностью ПРУП «Белорусский цементный завод».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы управления платежеспособностью предприятия………………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие, сущность и состав платежеспособности на предприятии…….5
1. 2 Анализ управления платежеспособностью предприятия…………………7
1.3Пути совершенствования управления платежеспособностью предприятия………………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ организации управления платежеспособностью на предприятии………………………………………………………………………………15
2.1 Основные технико-экономические показатели деятельности ПРУП «Белорусский цементный завод»…………………………………………………15
2.2 Анализ финансового состояния предприятия……………………………18
2.3Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия………………22
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления платежеспособности предприятия ПРУП «Белорусский цементный завод»…………………24
3.1 Меры по совершенствованию управления платежеспособностью путем составления платежеспособного календаря…………………………………24
3.2 Мероприятия по снижению кредиторской и дебиторской задолженности предприятия…………………………………………………………………….27
3.3 Совершенствование управления платежеспособностью предприятия путем снижения себестоимости…………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

     Поскольку анализ платежеспособности ПРУП «Белорусский цементный завод» выявил неплатежеспособность предприятия. Основными причинами такого положения предприятия стала плохая работа аппарата управления предприятия, несвоевременная оплата услуг поставщиков и подрядчиков, недостаток производимых рентабельных видов работ, услуг.

     Важнейшая часть финансовой работы на предприятиях направлена на регулирование потока платежей, поддержание необходимой  ликвидности активов и эффективное использование временно свободных денежных средств. Профессиональное управление платежеспособностью способствует обеспечению краткосрочных и долгосрочных пропорций между активами и обязательствами, оптимизации структуры капитала, предотвращает реальную угрозу банкротства.

     В связи с этим, успешное функционирование предприятия, особенно в условиях кризиса, во многом зависит от надежности и гибкости управления платежеспособностью.

     При управлении платежеспособностью предприятия  особое внимание обращается на статьи, характеризующие наличные деньги в  кассе и на расчетном счете в банке. Они выражают совокупность имущества (наличных денежных средств), имеющего абсолютную ликвидность по сравнению с другими видами имущества. Чем больше денежных средств на расчетном счете, тем больше уверенности, что предприятие располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей. Наличие небольших остатков средств на расчетном счете не означает, что предприятие хронически неплатежеспособно, так как средства могут в любой момент поступить в течение ближайшего времени, а некоторые активы при необходимости легко можно превратить в денежную наличность. Искусство управления платежеспособностью и состоит в том, чтобы держать на счетах лишь минимально необходимую сумму средств, а остальную часть - в быстрореализуемых активах, так как денежные средства без движения подвержены инфляции. Однако, в условиях финансового кризиса, основная задача в управлении платежеспособностью состоит как раз в обратном - немедленном изыскании денежных средств, необходимых для погашения краткосрочных обязательств предприятия.

     В этой связи, одним из оптимальных  способов управления платежеспособностью предприятий выступает ведение платежного календаря.

     Платежный календарь разрабатывается обычно на предстоящий период времени (с  разбивкой по дням, неделям, декадам и т.п.) и состоит из следующих разделов: график расходования денежных средств, или график предстоящих платежей; график поступления денежных средств.

     На  предприятии могут составляться как отдельные виды платежных  календарей: налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию кредита и т.п., так и платежный календарь по предприятию в целом.

     Платежный календарь ежедневно пересчитывается (балансируется) на основании фактических  данных о движении платежных средств. Балансировка заключается в принятии управленческих решений, которые позволяют согласовать поступление и расход платежных средств. Например, замена или конвертация платежного средства, использование заемных средств, договоренность с контрагентом о переносе срока платежа и пр.

     На  основании платежного календаря  предприятие выявляет временной  период, когда риск возникновения  дефицита будет особенно велик, и  заблаговременно должно предпринять соответствующие меры по снижению этого риска.

     Учитывая  множество значений прогнозируемых поступлений и выплат по разным дебиторам  и кредиторам, его составление  и расчет целесообразно вести  на компьютере с использованием электронных  таблиц ЕХСЕL (за неимением специализированного программного обеспечения или в связи с отсутствием финансовых ресурсов для его приобретения), которые обладают большими возможностями для очень быстрого выполнения сложных расчетов. Более того, они могут выполнять расчеты, сравнения и другие логические шаги, с учетом специфики деятельности и в отношении длительных периодов времени, получать данные в графическом виде, и если программы составлены правильно, то это будет делаться без ошибок. В результате, будет получена информация об излишке или недостатке денежных средств на каждый прогнозируемый день. Кроме этого, в зависимости от временных интервалов, проводятся в автоматическом режиме и расчеты коэффициентов, отражающих финансовое состояние организаций.

     Для более полной и объективной выходной информации о платежеспособности необходимо постоянно вносить изменения с момента их появления и регистрации данных о платежах, расчетах, обязательствах.

     Полученные  таким образом значения денежных средств могут быть больше нуля или  меньше. В первом случае, допустимые пределы уровня отражают нормальное состояние или, если его значение велико, то состояние трактуется как сверхликвидность. Во втором случае, налицо отрицательная ликвидность, или недостаток денежных средств.

     Задача  ведения платежного календаря - наиболее оптимально обеспечить временные кассовые разрывы с недостатком денежных средств. Инструментом здесь выступает изменение конкретных временных границ возникновения и погашения дебиторской и кредиторской задолженностей. Составление платежного календаря позволяет заблаговременно прогнозировать потребность в денежных средствах, а, следовательно, корректировать приток и отток денег с целью ликвидации временных разрывов, управляя, таким образом, платежеспособностью.

     Таким образом, платежный календарь - это  график поступлений средств и платежей предприятия. Он позволяет распределить недельные, месячные или годовые доходы и расходы на предприятии во времени.

     Для ведения платежного календаря предприятие  сначала должно спланировать платежи на каждый день, неделю, месяц или год, а затем проконтролировать их фактическое исполнение. Удобство платежного календаря заключается еще и в том, что можно, опираясь на данные, которые в нем отражены, отследить любую из проведенных сделок за любой период времени.

     Помимо  этого, платежный календарь является инструментом учета и контроля над движением денежных средств на предприятие, что в условиях финансового кризиса является очень важным обстоятельством.

     Финансовый  кризис на предприятии, как правило, свидетельствует о слабой эффективности  платежного календаря предприятия (или об отсутствии платежного календаря).

     Исходя  из этого, на предприятии в условиях дефицита денежных средств в платежном  календаре должен быть учтен ряд  особенностей. 

     1. Предприятию необходимо составить  платежный календарь на следующий отчетный период и определить сумму нехватки денежных средств. При этом, в графике предстоящих платежей необходимо определить текущие платежи и платежи по просроченной задолженности. В платежах по просроченной задолженности необходимо выделить просроченную кредиторскую задолженность свыше трех месяцев.

     2. В графике предстоящих платежей  приоритет по платежам должен  быть отдан просроченной кредиторской  задолженности свыше трех месяцев,  поскольку именно эти кредиторы  могут инициировать в судебном  порядке процедуру банкротства предприятия.

     3. Предприятие, на основании платежного  календаря, определяет дефицит денежных средств, необходимых для выполнения графика предстоящих платежей.

     4. Сумма дефицита денежных средств  является ориентиром для предприятия при выборе способов устранения такого дефицита. Например, отдельные платежи переносятся на более поздние сроки (но не более трех месяцев после возникновения обязательства предприятия по уплате), или происходит замена одного платежного средства на другое.

     5. Скорректированный таким образом платежный календарь дает информацию предприятию о дефицитах и сроках, в которые этот дефицит должен быть погашен, без возникновения угрозы банкротства.

     Другими словами, предприятие проинформировано о том, в какие сроки оно должно изыскать дополнительные источники поступления денежных средств, при отсутствии которых перед предприятием возникает угроза банкротства. 

     3.2 Мероприятия по снижению кредиторской и дебиторской задолженности предприятия 

  Сложно  представить предприятие, у которого не было бы кредиторской задолженности перед поставщиками. При умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств.

  Количество  и состав поставщиков, с которыми будут заключены договоры, во многом зависят от особенностей деятельности компании. Действующих законодательных и технических ограничений, условий поставки. Но непосредственный отбор поставщиков многие компании предпочитают проводить на тендерной основе. Таким образом, можно не только подобрать наиболее подходящие для компании условия поставки, но и свести к минимуму возможные мошенничества сотрудников при закупках.

  К эффективному управлению кредиторской задолженности, мотивация персонала  также имеет непосредственное отношение, так как контроль соблюдения условий договора – это прямая обязанность сотрудников.

  Управление  задолженностью компании перед поставщиками представляет собой достаточно отлаженный процесс, в котором участвуют  службы продаж, поставки или снабжения, руководители проектов, финансовая, юридическая службы, служба безопасности. И это вполне оправдано, так как привлечение «чужих» средств по цене, меньшей, чем пришлось бы платить за альтернативные варианты финансирования, позволяет компании снижать свои издержки и повышать прибыль.

  Для стабилизации финансового состояния ПРУП «Белорусский цементный завод» предлагается провести мероприятия по улучшению показателей деятельности предприятия, за счет эффективного управления финансами, с целью этого по проведенному анализу финансово-хозяйственной деятельности ПРУП «Белорусский цементный завод» руководству общества рекомендуется погасить часть кредиторской задолженности, за счет погашения долгосрочной дебиторской задолженности. Тем самым предприятие сможет рассчитаться с поставщиками и подрядчиками, а также произвести часть выплат персоналу предприятия.

  Дебиторская задолженность – важный компонент  оборотного капитала. Когда одно предприятие  реализует продукцию и услуги другому предприятию или организации, совсем не значит, что товары и услуги будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за продукцию и услуги и составляют большую часть дебиторской задолженности.

  Анализ  и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в период инфляции, когда подобная иммобилизация собственных  оборотных средств становится особенно невыгодной. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

  Результаты  анализа рассматриваемого предприятия  говорят о необходимости принятия мер по уменьшению дебиторской задолженности, которая хотя и ведет к уменьшению в течение исследуемого периода, но тем не менее на перспективу, предприятию необходимо за своими дебиторами вести контроль. 

  3.3 Совершенствование  управления платежеспособностью  предприятия путем снижения себестоимости 

  Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции и услуг являются:

  1) увеличение объема ее производства  за счет более полного использования производственной мощности предприятия;

  2) сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

  Резервы увеличения производства продукции  выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.

  Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию управления платежеспособности предприятия ПРУП «Белорусский цементный завод»