Метод
фокус-групп в
маркетинговых и
социологических
исследованиях”
Марина Власова,
к.фил.н., консалтинговая
группа РУСИНФОМАР
Данная
публикация не содержит
полного текста курса,
это очень подробный
план и основные определения,
однако мы уверены, что
знакомство с таким
планом поможет вам
лучше ориентироваться
в теме при ее самостоятельном
изучении, подобрать
подходящую литературу,
расставить акценты (Редакция
сайта).
Программа
валидирована Манчестерским
университетом (Великобритания)
аналогичный
курс читается в рамках
магистерской программы
на факультете социологии
Российско-Британского
постдипломного университета
Московская высшая школа
социальных и экономических
наук
Тема 1.
Фокус-группы как
метод социологических
и маркетинговых
исследований.
1.1. Соотношение
количественных и качественных
методов в социологии. Основные
сравнительные характеристики количественных
и качественных методов.
1.2. Краткий
обзор групповых качественных
социально-психологических методов.
Вербальные и невербальные техники
в групповых качественных социально-психологических
методах.
1.3. Фокус-группы:
история возникновения и применения
метода. Определение понятий: "фокус-группа",
"фокусированное интервью в
группе", групповая дискуссия",
"глубинное групповое интервью".
1.5. Место
фокус-группы в системе социологических,
маркетинговых, политологических
исследований. Фокус-группы и наблюдение.
Фокус-группы и индивидуальные
глубинные интервью. Фокус-группы
и количественные опросы. Фокус-группы
и контент-анализ.
Список
обязательной литературы:
- Абельс Х. Интеракция,
идентификация, презентация.
Введение в интерпретативную
социологию. СПб. 1999.
- Белановский
С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 5-67.
- Дмитриева
Е. Фокус-группы в маркетинге
и социологии. М., 1998, С. 7-20.
- Богомолова
Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы
как метод социально-психологического
исследования, М., 1997,С. 4-21.
- Мертон Р.Л.,
Фиске М., Кендалл Р.З. Фокусированное
интервью: Пер. с англ., М., 1991.
Список
дополнительной литературы:
- Батыгин Г.С.,
Девятко И.Ф. Миф о “качественной
социологии”// Социологический журнал,
1994, N 2, С. 28-42.
- Белановский
С.М. Методика и техника
фокусированного интервью. М., 1993.
- Богомолова
Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы
как качественный метод
в прикладных социально-психологических
исследованиях// Введение в практическую
социальную психологию. Учебное пособие
для ВУЗов, М., 1994,С.193-196.
- Гофман И. Представление
себя другим в повседневной
жизни. Пер. с англ., М. 2000.
- Громова Е.,
Герасимова М. Возможности
использования расширенных
креативных фокус-групп
как метода социологического
исследования на этапе
создания рекламных
конструктов// Журнал о рекламе YES! N 3
(24), 1998, С.79-81.
- Громова О.А. Возможности
проективных методов
в маркетинговых исследованиях. // Маркетинг
и маркетинговые исследования в России,
2000, №N 4.
- Гурджи И.А. Проективные
методики в качественных
исследованиях.//Практический Маркетинг,
2000, 1 (35).
- Маслова О.М. Количественная
и качественная социология:
методология и методы (по
материалам круглого
стола)// Социология 4М, 1995, N 5-6, С.5-16.
- Мельникова
О.Т. Качественные методы
в решении практических
социально-психологических
задач// Введение в практическую социальную
психологию. Учебное пособие для ВУЗов,
М., 1994, С.182-192.
- Фоломеева
Т.В., Бартенева О.М. Опыт
применения проективной
методики “психологический
рисунок” в исследовании
восприятия социальных
объектов// Вестник Московского университета.
Сер. 14. Психология. 2000, N 2.
- Ядов В.А. Стратегия
и методы качественного
анализа данных// Социология 4М, 1991, N
1, с.14-31.
- Якубович
В.Б. Качественные методы
или качество результатов)// Социология
4М, 1995, N 5-6, С. 16-28.
1.2.1.
Краткий обзор
групповых качественных
социально-психологических
методов.
Название
метода |
Суть
метода |
Кол-во
участ-
ников в группе |
Наличие
модера-
тора (веду-
щего) |
Области
применения |
Дополнительная
информация |
Фокус-группы |
Групповое
фокусированное полустандарти-
зированное интервью
в форме групповой
дискуссии по заранее
разработанному сценарию. |
6-12
чел. |
есть |
Получение
предварительной
информации по интересующей
теме.
Выработка
исследовательских
гипотез.
Изучение
восприятия определенных
объектов.
Стимулирование
новых идей и творческих
концепций. |
Используемый
в фокус-группах
метод групповой
дискуссии лежит
в основе практически
всех групповых методов
социальной психологии |
Peer-группы |
Переходный
метод от индивидуальных
интервью к групповым |
2-4
чел. |
есть |
аналогично |
Создают
возможность получения
более детальной
информации от каждого
участника |
Номинальные
группы |
Вариант
1. Результаты индивидуальных
интервью одних участников
обсуждаются другими
участниками.
Вариант
2. Участники собираются
в единую группу,
но отвечают на вопросы
по одному, без непосредственного
взаимодействия друг
с другом. |
до 12
чел. |
есть |
Получение
предварительной информации
по интересующей теме.
Выработка
исследовательских
гипотез.
Изучение
восприятия определенных
объектов.
Стимулирование
новых идей и творческих
концепций. |
Чаще
всего используются
в тех случаях, когда
нельзя собрать вместе
интересующую группу (известных
политиков, ученых, чиновников,
специалистов и т.п.) |
Десантные
группы |
Проведение
групповых обсуждений
в реальной
обстановке |
6-12
чел. |
есть |
аналогично |
Используются
для создания обстановки,
близкой к действительности |
Брэйнсторминг |
Метод
группового коллективного
продуцирования новых
идей. При этом процесс
выдвижения идей отделен
от процесса их критической
оценки и отбора |
от 3
чел. |
необяза-тельно |
Самые
разнообразные: от решения
научно-технических,
управленческих, творческих
задач до поиска вариантов
поведения в определенных
ситуациях |
Процедура
проводится в два
этапа: 1. выдвижение
идеи; 2. оценка идей.
Этап 2 лучше проводить
через несколько
дней |
Синектические
группы |
Дискуссию
начинают синекторы,
стараясь представить
различные точки
зрения по поводу темы
беседы. Постепенно
включаются остальные.
В ходе дискуссии
вырабатывается групповое
решение |
более 10
чел. |
4-5
синек-торов |
Анализ
характеристик тестируемого
продукта, выбор рекламной
стратегии, создание
рекламных конструктов |
Специальные
техники: “личные
аналогии”, “заглавие
книги”, “примерное
отступление” и др. |
Дельфи-группы |
Выдвижение
идей о будущем
с целью прогноза,
основанных на коллективном
мнении экспертов. Суммирование
прогнозов в статистической
форме. Определение
ключевых положений.
Передача материалов
для следующего обсуждения. |
|
нет |
Разработка
прогнозов в социально-экономической
и политической сферах |
Процедура
повторяется либо
до достижения единой
точки зрения, либо
до отсутствия дальнейших
изменений в индивидуальных
прогнозах |
Группы
конфликта |
Специально
комплектуются таким
образом, чтобы спровоцировать
столкновение различных
мнений |
6-12
чел. |
есть |
Сопоставление
различных стилей
жизни, взглядов, мнений.
Выработка
новых идей. |
При
наборе участников в
отличие от фокус-групп
отсутствует принцип
гомогенности |
Группы
обсуждения без лидера |
Групповое
обсуждение проблемы
без участия ведущего |
6-10
чел. |
нет |
Получение
предварительной
информации по интересующей
теме.
Выработка
исследовательских
гипотез.
Изучение
восприятия определенных
объектов.
Стимулирование
новых идей и творческих
концепций. |
При
проведении таких
групп участникам
могут даваться как
общие, недетализированные,
так и очень
подробные инструкции |
Адаптационные
группы |
Ориентированы
на определение того,
в какой мере употребление
товаров определяется
их социальной или
потребительской
ценностью |
6-12
чел. |
есть |
Для
определения факторов
отношения к тому
или иному товару,
явлению |
Наиболее
часто применяется
для изучения феномена
престижного потребления |
Расширенные
креативные группы (ECG) |
Выполнение
группой различных
проективных заданий
с их последующим
обсуждением. |
6-10
чел. |
есть |
Анализ
характеристик тестируемого
продукта, выбор рекламной
стратегии, создание
рекламных конструктов |
Проективные
техники: интуитивные
ассоциации, рисуночные
техники, коллажи, ролевые
игры, психогеометрические
и цветовые тесты,
антропоморфные методики |
|
1.2.2.
проективные Вербальные
техники в групповых
качественных социально-психологических
методах.
Название
техники |
Суть
техники |
специфические
атрибуты |
цели |
примеры |
Завершение
предложений |
Участникам
даются незавершенные
утверждения и предлагается
их закончить. |
не
требуются |
Выявление
ключевой информации,
свободной от влияния
группы; подготовка
участников к трудной
теме, анализ специфических
характеристик продукта,
получение более непосредственной
реакции на изучаемый
объект и т.п. |
Если
бы директором был я, ...
Я
бы начал рекламную
кампанию с ...
Для
меня поход в Макдональдс
это... |
Свободные
и направленные ассоциации |
Участников
просят назвать первое,
что им приходит в
голову, в связи
с предъявлением (воспоминанием)
того или иного
объекта, предмета и
т.п. |
не
требуются |
Анализ
глубинного восприятия
тестируемого объекта,
рекламного материала
и т.п., а также
снятие напряжения,
расслабление участников |
Какие
ассоциации вызывают
у вас слова
“минеральная вода”? |
Аналогия |
Респондентам
предлагается представить
тестируемый объект
в виде чего-то другого |
не
требуются |
Освобождение
респондентов от логических
ограничений, придание
большей эмоциональности
ответам при анализе
глубинного восприятия
тестируемого объекта,
поиске рекламных
идей и т.п. |
Представьте
себе торговую марку
“Довгань” в виде
животного, автомобиля,
музыки, дерева и
т.п. |
Антропоморфизм
(персонификация) |
Участникам
предлагается оживить
тестируемый объект,
дать ему человеческое
имя, физическое описание,
рассказать об его
характере, положительных
и отрицательных
качествах, судьбе и
т.п. И наоборот, сравнить
реального человека (например,
политика)с чем-то
“нечеловеческим” |
не
требуются |
Анализ
глубинного восприятия
тестируемого объекта,
разработка образа объекта,
поиск рекламных
идей, разработка рекламных
материалов и т.п. |
Предположим,
что эта стиральная
машина превратилась
в человека. Каким
он будет?
С
каким цветом ассоциируется
у вас этот бизнесмен? |
Персонализация |
Вариант
антропоморфизма, когда
участника просят
представить себя
изучаемым объектом
и рассказать о
своих ощущениях,
чувствах. мыслях, состоянии
и т.п. |
не
требуются |
Анализ
глубинного восприятия
тестируемого объекта,
разработка образа объекта,
поиск рекламных
идей, разработка рекламных
материалов и т.п. |
Представьте
себе, что вы - автомобиль
“Шкода”. Как бы
вы себя чувствовали
на российских дорогах? |
Ролевая
игра |
Участникам
предлагаются определенные
роли и определенные
ситуации. |
могут
использоваться
специальные
атрибуты, помогающие
участникам лучше
сыграть свои роли |
Анализ
принятия решений, изучение
реального поведения
различных субъектов
в той или иной
ситуации и т.п. |
Группа
делится на две
части: разработчики
рекламного ролика и
“приемная комиссия”
заказчика. Цель одних
участников - доказать,
что ролик хорош.
Цель других - найти
слабые стороны ролика. |
Фантастические
сценарии |
Участникам
предлагается представить
себе идеальную ситуацию,
связанную с тестируемым
объектом |
не
требуются |
Создание
идеального образа тестируемого
продукта, определение
его базовых характеристик,
разработка рекламных
идей |
Представьте
себе, какое чудо
может с вами произойти
после того, как
вы выпили ликер Бэйлис. |
Гипотетические
сценарии |
Участникам
предлагается представить
себе реальную ситуацию,
связанную с тестируемым
объектом |
не
требуются |
Выявление
реальных характеристик
тестируемого объекта,
конкретных факторов
связанных с его
употреблением и
т.п. |
Расскажите,
когда и как
вы употребляете коньяк:
на встрече с друзьями,
на романтическом
свидании, один - для
снятия стресса. |
|
1.2.3.
проективные неВербальные
техники в групповых
качественных социально-психологических
методах.
Название
техники |
Суть
техники |
специфические
атрибуты |
цели |
примеры |
Коллаж |
Участники
создают свой образ
тестируемого объекта
или реакцию на
него при помощи вырезок,
собственных рисунков
и т.п. Затем следует
обсуждение. В коллажах
анализируются цвета,
избранные объекты и
т.п. |
Наборы (для
каждого участника)
иллюст-
рированных журналов,
газет и т.п. предназначенных
для вырезания |
Провокация
эмоциональных, фантазийных,
креативных идей у
респондентов, сокращение
времени подробного
устного обсуждения
тестируемого объекта,
выявление основных
мотивов респондента,
создание образа тестируемого
объекта и т.п. |
Используя
имеющиеся у вас
материалы, создайте,
пожалуйста, коллаж,
который бы соответствовал
вашим ощущениям после
просмотра данного рекламного
ролика. |
Психоло-
гический рисунок (лепка) |
Участникам
предлагается выразить
с помощью рисунка
свое отношение к
тестируемому объекту
или свою реакцию
на него. В рисунках
анализируются цветовая
гамма, использованные
символы и т.п.
Иногда
вместо рисунка респондентам
предлагается использовать
глину. |
Наборы (для
каждого участника)
материалов для рисования,
дающие возможность
максимально полно
выразить свое мнение |
Провокация
эмоциональных, фантазийных,
креативных идей у
респондентов, создание
специфических ассоциаций (цвета,
формы, символов) с
тестируемым объектом,
создание образа тестируемого
объекта и т.п. |
Нарисуйте,
пожалуйста, как вы
себе представляете
идеальную ситуацию
для употребления
шампанского “Вдова
Клико”. |
BUBBLES
(завершение рисунка) |
Вариант
1. Участникам предлагаются
нечеткие, недетализированные
“размытые” рисунки,
которые необходимо
завершить. Например,
одеть человечка,
олицетворяющего
тестируемый объект.
Дорисовать его лицо,
прическу, а также
изобразить его дом,
его собаку и т.п.
Вариант
2. Участникам предлагается
некая нарисованная
ситуация, в которой
принимают участие
тестируемые объекты (или
их образы). От респондентов
требуется придумать
диалоги между героями
рисунка. |
Комплекты
рисунков для каждого
участника) |
Провокация
эмоциональных, фантазийных,
креативных идей у
респондентов, создание
образа тестируемого
объекта, противопоставление
того, что респонденты
говорят по ходу обсуждения
тому, что они думают
и т.п. |
Перед
вами лежат два
одинаковых недорисованных
человечка. Представьте
себе, что один из
них это банк Менатеп,
а второй - банк Империал.
Оденьте их, пожалуйста. |
манипуляция
с предметами |
Респондентам
предъявляют образцы
тестируемых объектов (либо
их фотографии, видеозаписи
и т.п.) и предлагают
их проранжировать по
различным критериям |
Образцы
тестируемых объектов (желательно
для каждого участника) |
Выявление
специфических характеристик
тестируемых объектов,
выбор лучшего
рекламного материала
и т.п. |
Проранжируйте.
пожалуйста. представленные
винные этикетки на
основе следующих
критериев:
красоч-
ность;
информатив-
ность;
нетрадицион-
ность;
соответствие продукту. |
|
1.3.
Фокус-группы: история
возникновения и
применения метода.
· Основные
направления экспериментальной
работы с группами:
1. Научное:
анализ групповой динамики.
2. Групповая
психотерапия.
3. Профессиональная
экспертиза и процесс принятия
управленческих решений.
· 1941,
ноябрь, проведение
первой фокус-группы - Мертон Р., Лазарсфельд
П. - изучение эффективности работы радио
во время Второй мировой войны.
· 1956, первое
издание - Р.Мертон, М. Фиске. П.Кендалл.
“Фокусированное интервью”.
1.4.
Определение понятий: "фокус-группа",
"фокусированное
интервью в группе",
“групповая дискуссия", "глубинное
групповое интервью".
· Несколько
определений фокус-групп:
Р.Мертон (1956): 1.
Интервьюируемые должны быть участниками
некоторой определенной ситуации. 2. Характер,
процессы, общая структура этой ситуации
должны быть заранее проанализированы
социологом. 3. На основе этого анализа
должен быть составлен план интервью,
в котором очерчиваются важнейшие вопросы
и гипотезы. 4. Интервью фокусируется на
субъективных переживаниях лиц по поводу
заранее проанализированной ситуации.
И.Голдман
(1962): Групповое глубинное фокусированное
интервью: “групповое” означает число
взаимодействующих людей, объединенных
общими интересами; “глубинное” означает
поиск информации, более полной, чем та,
которая бывает на уровне межличностного
общения; “интервью” означает присутствие
модератора, который использует группу
как механизм извлечения информации; ”фокусированное”
означает, что интервью ограничено малым
числом вопросов.
Р.Крюгер
(1994): Фокус-группа это сообщество людей,
объединенных в группы по каким-то критериям,
в результате чего в ходе групповой дискуссии
продуцируются данные, имеющие качественный
характер.
Тема 2.
Методологические и
методические принципы
организации фокус-групп.
2.1. Понятие
малой группы. Классификация малых
групп. Основные направления изучения
малых групп. Динамические процессы
в группе.
2.2. Факторы
влияния на групповую динамику.
2.2.1. Внутриличностные
переменные: демографические, физиологические
и личностные характеристики
участников фокус-группы.