Метод фокус-групп в маркетинговых и социологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:17, статья

Описание

Данная публикация не содержит полного текста курса, это очень подробный план и основные определения, однако мы уверены, что знакомство с таким планом поможет вам лучше ориентироваться в теме при ее самостоятельном изучении, подобрать подходящую литературу, расставить акценты (Редакция сайта).

Работа состоит из  1 файл

Метод фокус.docx

— 67.39 Кб (Скачать документ)

Список  обязательной литературы:

  1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 236-250.
  2. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997,С. 60-69.
  3. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998, С. 74-102.
  4. Krueger R.A. Focus Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., , New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P. 126-184.
  5. Morgan D.L. Focus Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional Publishers, 1988, P. 64-70.

Список  дополнительной литературы:

  1. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.
  2. Джэй Э. Эффективная презентация. Пер. с англ., Минск, 1996.
  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998, с. 113-123.
  4. Методологические и методические проблемы контент-анализа, вып.1, 2. М.-Л., 1973.
  5. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных// Социология 4М, 1991, N 1, с.14-31.
  6. Analyzing Qualitative Data. Ed. by A.Bryman, R.E.Burgess. London and New York, Routledge, 1993.
  7. Ball M. Analyzing Visual Data, London, Sage, 1992.
  8. Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.
  9. Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups. Theory and Practice. L.-N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.

5.1. Методологические  подходы к анализу  качественных данных.

Критерии  классификации методов  анализа данных фокус-групп:

  1. Индуктивные - дедуктивные.
  2. Субъективные - объективные.
  3. Проверяющие - вырабатывающие.
  4. Конструирующие - замеряющие.
  5. Аналитические и обосновывающие.

Принципы  символического интеракционизма:

Особое  внимание уделяется  не только позиции  исследователя, но и  позиции респондента.

  1. Видение и интерпретация всего того, что происходит в группе с позиции респондента.
  2. Рассмотрение и детальное описание атмосферы фокус-группы.
  3. Целостный анализ социального контекста.
  4. Учет результатов в динамике, а не в статике.

Принципы  позитивизма:

Анализ  и интерпретация  данных - только с  позиции исследователя

·  Объединение и установление связей между категориями.

  1. Проверка их на логическое соответствие
  2. Соотнесение с социальной реальностью и существующим социологическим знанием.
  3. Соотнесение с контекстом, в котором говорил респондент.

Валидность  результатов фокус-групп.

Валидность  метода ФГ зависит  не только от процедуры, но и от контекста, от проблемы - объекта  исследования.

2 вида валидности  результатов ФГ:

Очевидная валидность - результаты группы действительно валидны, т.е. не вызывают сомнений.

Предсказательная  валидность - в той степени, в которой результаты ФГ подтверждаются будущим поведением участников или последующими событиями.

5.2. Стратегии и методы  обработки данных  фокус-групп.

Типологии данных фокус-групп.

  1. По степени формализованности.
  2. Вербальные и невербальные.
  3. По способу фиксации.

Общие стратегии анализа  данных фокус-групп:

  1. Поэтапный анализ
  2. Параллельный анализ
  3. Вертикальный и горизонтальный методы анализа данных.
  4. Взаимодополнение количественных и качественных методов анализа данных.

Виды  анализа данных фокус-групповых  исследований:

1. Лингвистический анализ (анализ беседы, анализ интеракции)

2. Анализ содержания  или контент-анализ.

2.1. Прагматический КА

2.2. Семантический КА:

- (designation) - указательный, обозначающий анализ.

- (attribution) - анализ приписывания.

- (assertion) - анализ суждений.

2.3. Психологический КА (sign-vehicle)

Общие правила анализа  данных ФГ:

  1. Обращать внимание на слова и их значения.
  2. Учитывать контекст.
  3. Принимать во внимание последовательность ответов и поведение участников.
  4. Исследовать специфичность ответов (базирующихся на собственом опыте, а не “безличных”).
  5. Находить основные идеи.

Информация о работе Метод фокус-групп в маркетинговых и социологических исследованиях