2.2.2. Межличностные
переменные: сплоченность группы, групповая
совместимость, групповой восприятие
социальной власти.
2.2.3. Экологические
переменные (влияние окружающей
среды): территориальность, личное
пространство, организация пространства.
2.3. Определение
размера фокус-групп.
2.4. Отбор
участников фокус-групп. Принцип
внутригрупповой гомогенности. Ограничения
на участие в фокус-группах.
Основные техники отбора респондентов:
случайный отбор, метод "снежного
кома", использование готовых
списков, формирование специальных
выборок.
Список
обязательной литературы:
- Андреева
Г.М. Социальная психология. М., 1994, С.
163-230, 265-278.
- Krueger R.A. Focus
Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., New Delphi,
The International Professional Publishers, 1994, P. 75-98.
- Merton R.K., Fiske
V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures.
New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.
- Morgan D.L. Focus
Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional
Publishers, 1988, P. 41-48.
Список
дополнительной литературы:
- Белановский
С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 75-95,
123-137.
- Богомолова
Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы
как метод социально-психологического
исследования, М., 1997,С. 21-41.
- Дмитриева
Е. Фокус-группы в маркетинге
и социологии. М., 1998, С. 20-4, 45-51.
- Донцов А.И. О
понятии “группа” в
социальной психологии// Социальная
психология. Хрестоматия. М., 1999 С.175-182.
- Кричевский
Р.Л., Дубовская Е.М. Психология
малой группы. М., 1991.
- Кричевский
Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования
малой группы в отечественной
и зарубежной социальной
психологии// Социальная психология.
Хрестоматия. М., 1999 С.209-229.
- Левин К. Теория
поля в социальных науках. Пер. с англ.,
СПб. 2000.
- Майерс Д. Социальная
психология, Пер. с англ. М., 1997, С. 269-398.
- Робер М.-А.,
Тильман Ф. Групповая
динамика. Руководство
и лидерство в малой
группе// Хрестоматия по социальной
психологии, М., 1994, С.142-156.
- Baron R., Kerr
N., Miller N. Group Process, Group Decision, Group Action. Buckingham,
Open University Press, 1992.
- Lift J. Groups
Processes: An Introduction to Group Dynamics. 3e ed., Mayfield Publishing
Company, 1984.
- Napier R.W., Gershenfeld
M.K. Groups: Theory and Experience, Houghton Mifflin Company,
1993.
- Raiffa H. Decision
Analysis: Introductory Lectures on Choices Under Uncertainty. McGraw-Hill,
Inc, 5e ed., 1976, P.188-239.
2.1.
Понятие малой
группы.
· Определения:
“Под малой
группой понимается немногочисленная
по составу группа, члены которой
объединены общей социальной деятельностью
и находятся в непосредственном
личном общении, что является основой
для возникновения эмоциональных
отношений, групповых норм и групповых
процессов”.
“Двое или
более лиц, которые взаимодействуют
друг с другом, влияют друг на друга
дольше нескольких мгновений и воспринимают
себя как “мы” в отличие от “они”.
· Классификация
малых групп:
- Номинальные
и реальные.
- Лабораторные
и естественные.
- Открытые
и закрытые.
- Формальные
и неформальные.
- Группы
членства и референтные
группы.
· Основные
направления исследования
малых групп:
- Социометрическая
школа (Дж.Морено).
- Социологическая
школа (Э.Мэйо)
- Школа
групповой динамики (К.Левин)
2.2.
Динамические процессы
в группе.
Групповая
динамика- совокупность динамических
процессов, которые одновременно происходят
в группе в определенную единицу
времени.
1.
Процесс образования
групп.
· Феномен
группового давления (феномен
конформизма).
Виды
группового влияния:
- нормативное
(влияние большинства);
- информационное
(влияние меньшинства).
· Феномен
групповой сплоченности.
· Лидерство
и руководство.
2.
Процесс принятия
группового решения.
1. Групповая
дискуссия позволяет столкнуть
противоположные позиции и тем
самым увидеть разные стороны
проблемы, уменьшить их сопротивление
новой информации.
2. Если решение
инициировано группой, то оно
является логическим выводом
дискуссии, его значение возрастает,
так как оно превращается в
групповую норму.
· Факторы,
влияющие на эффективность
групповых решений.
- Феномен
“сдвига риска”.
- Феномен
групповой поляризации.
- Феномен
огруппления мышления.
2.3.
Факторы влияния
на групповую динамику.
1).
Внутриличностные
переменные: демографические,
физиологические и личностные
характеристики участников
фокус-группы.
· Требования,
связанные с полом респондентов.
- Обязательное
соблюдение принципа половой сегрегации
с респондентами моложе 25 лет.
- В смешанных
группах не обсуждаются предметы, связанные
с интимной или сексуальной жизнью.
- При проведении
смешанных групп следует строго соблюдать
принцип гомогенности по возрасту и уровню
образования.
- Принцип половой
сегрегации следует строже соблюдать
среди менее образованных слоев населения.
- В группах
профессионалов признак пола не оказывает
влияния на ход обсуждения.
· Требования,
связанные с возрастом респондентов.
- Необходимо
всегда обращать внимание на то, что возраст
скоррелирован с определенными социальными
характеристиками (наличие детей, трудоспособный
возраст, пенсионный возраст, семейное
положение и т.п.).
- В
группах до 20 лет возрастная разница
между участниками дискуссий не должна
превышать 2-х лет, среди детей и подростков
(до 12 лет) - одного года.
- Группа
от 17 до 25 лет (“молодежь”) обычно плохо
вписывается в дискуссии, в которой принимают
участие люди старшего возраста. В этой
группе особенно существенны социальные
характеристики (респондент учится или
работает, имеет или не имеет семью. имеет
или не имеет детей и т.п.), поэтому при
отборе участников упор рекомендуется
делать на них.
- Группу
от 25 до 55 лет (“население трудоспособного
возраста”) либо разбивают на две подгруппы
(от 25 до 40 лет и от 40 до 55 лет)), либо составляют
“среднюю” группу (от 30 до 50 лет и т.п.).
- Группа
старше 55 лет (“пенсионеры”), как и в
случае с “молодежью”, здесь очень существенные
социальные характеристики. группа не
легко взаимодействует с другими возрастами.
· Требования,
связанные с образованием и социальным
статусом респондентов.
В целях
повышения качества дискуссии, получения
широкого спектра различных мнений
рекомендуется подбирать участников
с одинаковым уровнем образования
и социально-экономическим статусом.
· Личностные
характеристики.
Блоки
личностных черт, значимых
с точки зрения
группового общения (по
М.Шоу):
- Межличностная
ориентация
- Социальная
сензитивность.
- Стремление
к власти.
- Надежность.
- Эмоциональная
стабильность.
2).
Межличностные переменные.
Сплоченность
группы.
Групповая
совместимость.
Социальная
власть.
3). Экологические
переменные.
Территориальность.
Личное
пространство.
Организация
пространства.
2.5.
Отбор участников
фокус-групп.
· Основные
стратегии формирования
групп респондентов:
- Охват
широких целевых групп.
- Охват
активных потребителей.
- Охват
потенциальных потребителей.
· Основные
техники отбора респондентов:
- Случайный
отбор.
- Включение
фильтрующих вопросов
в анкету.
- Метод "снежного
кома".
- Использование
готовых списков.
- Формирование
специальной выборки.
- Отбор
в местах потенциального
скопления респондентов.
· Ограничения
на участие в фокус-группах:
- Лица, знакомые
с процедурой фокус-групп,
принимавшие в них участие
ранее.
- Лица,
знакомые друг с другом
или с модератором.
- Лица,
профессионально знакомые
с предметом обсуждения.
- Лица, связанные
с маркетинговыми исследованиями
и рекламой.
Тема 3.
планирование и Организация
фокус-групп.
3.1.
Планирование фокус-группы.
Определение цели,
объекта и предмета
исследования. Определение
числа фокус-групп.
Выбор техники
рекрутмента участников
фокус-группы. Формализованные
и неформализованные
фокус-группы.
3.2.
Подготовка топик-гайда.
Выбор тем для
обсуждения. Типология
вопросов топик-гайда.
3.3.
Выбор места и
времени проведения
фокус-группы. Обеспечение
явки участников
фокус-групп. Техническое
обеспечение фокус-групп:
видео- и аудиозапись,
организация наблюдения
за фокус-группой.
Список
обязательной литературы:
- Белановский
С.А. Метод фокус-групп.
М., 1996, С. 9-123, 137-144.
- Богомолова
Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы
как метод социально-психологического
исследования,
М., 1997, С. 37-46, 56-59.
- Мертон
Р., Фиске М., Кендалл
П. Фокусированное
интервью. М., 1991.
С. 33-35, 39-43, 45-77, 142-146, 173-179.
- Morgan D.L. Focus
Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International
Professional Publishers, 1988, P. 38-53.
- Krueger R.A. Focus
Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed.,
, New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P.39-74.
Список
дополнительной литературы:
- Веселкова
Н.В. Методические
принципы полуформализованного
интервью// Социология 4М, 1995, N 5-6,
С. 28-48.
- Веселкова
Н.В. Полуформализованное
интервью// Социологический
журнал, 1994, N 3, С.
- Дмитриева
Е. Фокус-группы
в маркетинге и социологии.
М., 1998, С. 44-61, 69-71.
- Bradburn N.M.,
Sudman S. Improving Interview Method and Questionnaire Design.
San Francisco, Jossey, 1979.
- Merton R.K.,
Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems
and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.
- Stewart D.W.,
Shamdasani P.N. Focus Groups. Theorie and Practice.
L.-N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.
3.1.
Планирование фокус-группы
Определение
целей исследования
· Перед
разработкой целей ФГ
необходимо “глубинное
интервью с заказчиком”.
Его основные вопросы:
Какую
проблему хочет решить
заказчик?