Методы диагностики возможного банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - диагностика вероятности банкротства ОАО «Автодорремстрой» с использованием различных методик. В соответствии с целью были поставлены и решены задачи:
1. Изучение сущности, видов и причин банкротства, а также анализ теоретических и прикладных методов диагностики вероятности банкротства.
2. Проведение исследования финансового состояния предприятия ОАО «Автодорремстрой» и выявление возможного риска его банкротства.
3. Разработка мероприятий по оптимизации финансового состояния ОАО «Автодорремстрой».

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.docx

— 182.86 Кб (Скачать документ)

Z= -0,3877 - 1,0736*КТЛ + 0,579*

,    (1)

Для исследуемого предприятия  ОАО «Автодорремстрой» получаем:

ЗК / П 2009 г.: (3022 + 11048) / 28858 = 0,488;

ЗК / П 2010 г.: (28 + 4032) / 23083 = 0,176;

Тогда получаем следующее  значение двухфакторной модели:

Z2009 = -0,3877 + (-1,0736) × 2,268 + 0,579 × 0,488 = -2,54;

Z2010 = -0,3877 + (-1,0736) × 4.986 + 0,579 × 0.176 = -5,64.

Из полученных расчетов следует, что показатель Z меньше нуля и имеет тенденцию к заметному улучшению: если на конец 2009 г. он был равен -2,54 ед., то к концу 2010 г. он снизился еще на 3,10 ед. и составил -5,64 ед., то есть угроза банкротства в течение ближайшего года для предприятия мала.

2. Пятифакторная модель оценки угрозы банкротства Альтмана.

– пятифакторная модель:

1)  Z=1,2*х1 + 1,4*х2 + 3,3*х3 + 0,6*х4 + 1,0*х5,     (2) 

где х1 = Чистый оборотный капитал (стр. 290 — стр. 690) / Общие активы (стр. 300);

в 2009 г. х1 = (25084 – 11048) / 28858 = 0,486;

в 2010 г. х1 = (20195 - 4032) / 23083 = 0,700.

х2 = Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (стр. 470) / Общие активы (стр. 300);

в 2009 г. х2 = 623 / 28858 = 0,022;

в 2010 г. х2= 4494 / 23083 = 0,195.

х3 = Прибыль до налогообложения (стр. 140) + Проценты к уплате (стр. 070, форма № 2) / Общие активы (стр. 300);

в 2009 г. х3 = 1066 / 28858 = 0,037;

в 2010 г. х3 = (6324 + 215) / 23083 = 0,283.

х4 — Рыночная стоимость собственного капитала (стр. 490) / Стоимость общего долга (стр. 590 + стр. 690);

          в 2009 г. х4 = 14788 / (3022 + 11048) = 1,051;

в 2010 г. х4= 19023 / (28 + 4032) = 4,685.

     х5 = Выручка (нетто) от продажи (стр. 010, форма № 2) / Общие активы (стр. 300).

в 2009 г. х5= 36843 / 28858 = 1,277;

в 2010 г. х5 = 71782 / 23083 = 3,110.

Тогда получаем следующее  значение для ОАО «Автодорремстрой»:

Z2009= 1,2 × 0,486 + 1,4  0,022 + 3,3*0,037 + 0,6*1,051 + 1,0*1,277 = 2,644;

Z2010= 1,2 × 0,700 + 1,4*0,195 + 3,3*0,283 + 0,6*4,685 + 1,0*3,110 = 7,968;

В зависимости от полученного  значения для Z-счета можно судить об угрозе банкротства (табл. 16):

Таблица 16

Пограничные значения Z-счета  для оригинальной модели Альтмана

Z-счет

Угроза  банкротства с вероятностью 95% в  течение ближайшего года

1,8 и  менее

Очень высокая

1,81 - 2,7

Высокая

2,8 - 2,9

Возможная

2,99 и более

Очень низкая


 

Как показывают полученные расчеты, для ОАО «Автодорремстрой» на конец 2010 г. значение Z-счета возросло на 5,324 ед. по отношению к аналогичному уровню 2009 г. что свидетельствует об очень низкой угрозе банкротства исследуемого предприятия в ближайшем году.

2)   Z=0,717 *х1 +0,847 *х2 +3,107 *х3 +0,42 *х4 +0,995* х5, (3)

Z2009 = 0,717*0,486 + 0,847*0,022 + 3,107*0,037 + 0,420*1,051 + 0,998*1,277 = 2,198;

Z2010 = 0,717*0,700 + 0,847*0,195 + 3,107*0,283 + 0,420*4,685 + 0,998*3,110 = 6,618;

На конец 2010 г. значение Z-счета возросло на 4,42 ед. по отношению к аналогичному уровню 2009 г. что свидетельствует об очень низкой угрозе банкротства исследуемого предприятия в ближайшие  2-3 года .

Таким образом, по итогам проведенной  нами оценки угрозы банкротства    ОАО «Автодорремстрой» на основании моделей Альтмана видно, что предприятие не подвержено риску банкротства в течение ближайших нескольких лет.

3. Содержание плана  финансового оздоровления и укрепления  платежеспособности ОАО «Автодорремстрой»

 

3.1 Разработка  мероприятий по снижению вероятности  банкротства                           ОАО «Автодорремстрой» и укреплению его платежеспособности

 

По результатам оценки и диагностики вероятности банкротства  должна быть выработана генеральная  финансовая стратегия и составлен  бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения  банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования  внутренних и внешних резервов.

К внешним источникам привлечения  средств в оборот предприятия  относят факторинг, лизинг, привлечение  кредитов под прибыльные проекты, выпуск новых акций и облигаций, государственные  субсидии.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового  оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы, а именно: более полное использование производственной мощности предприятия, повышение качества и конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь. Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения таким, как: внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; организация действенного учета и контроля за использованием ресурсов; изучение и внедрение передового опыта в осуществлении режима экономии; материальное и моральное стимулирование работников в борьбе за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Резервы улучшения финансового  состояния предприятия могут  быть выявлены с помощью маркетингового анализа по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и  структуры производства продукции.

 

В особых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, то есть коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управление качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы.

Разработка прогнозных моделей  финансового состояния предприятия  необходима для выработки генеральной  финансовой стратегии по обеспечению  предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможностей в перспективе. Она должна строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и  охватывать такие вопросы, как оптимизация  основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределения  прибыли, инвестиционная и ценовая  политика.

Основу построения прогнозной модели финансового состояния предприятия  составляет прогноз объема продаж и  требуемого объема ресурсов.

Одним из распространенных на сегодняшний день методов финансового  прогнозирования является составление  прогнозного отчета о прибылях и  убытках и прогнозного баланса.

Прогнозная отчетность может  составляться на конец каждого месяца, квартала, года. Она позволит установить и оценить изменения, которые  произойдут в активах предприятия  и источниках их формирования в результате хозяйственных операций на планируемый  период времени.

Прогнозный баланс может  составляться на основании системы  плановых расчетов всех показателей  производственно-финансовой деятельности, а также на основании динамики отдельных статей баланса и их соотношений. Большую помощь при  разработке прогнозной финансовой отчетности и моделей финансового состояния  предприятия могут оказать компьютерные программы по финансовому моделированию.

Сопоставление прогнозных значений статей баланса с фактическими на конец отчетного периода позволит установить, какие изменения произойдут в финансовом состоянии предприятия, что даст возможность своевременно внести коррективы в его производственную и финансовую стратегию.

Основными мероприятиями, которые составят основную часть плана финансового оздоровления (в нашем случае дальнейшего укрепления финансовой устойчивости и платежеспособности) ОАО «Автодорремстрой» в будущем, можно назвать следующие:

- продажа части неиспользуемого недвижимого имущества и модернизация за счёт этих средств части основных производственных фондов, что позволит повысить рентабельность производимых строительно-монтажных работ;

- увеличение уставного капитала путем дополнительных эмиссий акций за счет добавочного капитала ОАО «Автодорремстрой»;

- улучшение договорной дисциплины путём заключения поиска новых поставщиков и заключения выгодных контрактов на производство строительно-монтажных работ;

- получение долгосрочных и краткосрочных ссуд или займа на пополнение оборотных средств. При этом очень важно, чтобы заёмщиком выступал не банк с его жёсткими и невыгодными условиями кредитования, а прочие крупные организации или предприятия, с которыми возможны компромиссные условия предоставления долгосрочных займов (например, на условии погашения обязательств за счёт передачи части готовой продукции, объектов строительно-монтажных работ);

- систематическое погашение дебиторской задолженности. При этом следует учитывать, что в этом случае кредиторская и дебиторская задолженность должны находится практически на одном уровне;

- выпуск продукции, пользующейся спросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Банкротство – сложный  процесс, который может быть охарактеризован  с различных сторон: юридической, управленческой, организационной, финансовой, учетно-аналитической и др. Наступление  банкротства является кризисным  состоянием предприятия, то есть оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение своей производственной деятельности. Поэтому определение вероятности банкротства имеет большое значение для оценки состояния самого предприятия (возможность своевременной нормализации финансовой ситуации, принятие мер для восстановления платежеспособности), и при выборе контрагентов (оценка платежеспособности и надежности контрагента).

Проведение исследования финансового состояния предприятия                      ОАО «Автодорремстрой» показало:

1. За анализируемый период 2008-2010 гг. общее производственное, в том числе и финансовое состояние ОАО «Автодорремстрой» по сравнению с прошлыми периодами заметно улучшилось, и на ближайший промежуток времени предприятие остаётся абсолютно ликвидным и платежеспособным.

2. Сильными сторонами ОАО «Автодорремстрой» можно назвать такие положительные факторы как отсутствие на балансе значительной кредиторской задолженности, достаточное наличие оборотных средств, которыми в полной мере обеспечен весь процесс дорожно-строительного производства, высокая ликвидность предприятия, которая позволяет погасить в полной мере собственные обязательства по кредитам и расчётам.

3. Все проведенные расчеты с использованием различных моделей прогнозирования вероятности банкротства показали положительные результаты и практически полное отсутствие каких-либо признаков возможности возникновения рискованной ситуации на данном предприятии, связанной со снижением платежеспособности.

4. В результате осуществления ОАО «Автодорремстрой» перечисленных ранее мероприятий укрепления финансовой устойчивости и платежеспособности                     ОАО «Автодорремстрой» в последующие годы, будет обеспечено дополнительное повышение финансовой независимости ОАО «Автодорремстрой» и любые дестабилизационные внешние факторы также как и в отчетном году не будут чувствительны для платежеспособности данного предприятия.

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая) № 51-ФЗ и № 14-ФЗ от 26.01.96.
  2. Федеральный Закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» 
  3. Федеральный Закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий".
  5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  6. Балдин К.В., Белугина В.В., Галдицкая С.Н., Передеряев И.И. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование: Учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007.
  7. Беляев, С.Г., Кошкин, В.И. Теория и практика антикризисного управления. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006. – 496с.
  8. Благодатин, А.А. Финансовый словарь / А.А. Благодатин, Л.Ш. Лозовский, Б.А.                  Райзберг. – М.: ИНФРА - М, 2007. – 256 с.
  9. Банкротство, реорганизация и ликвидация. Т.2 // Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент: в 2-х т. / Ю. Бригхем, Л. Гапенски. – СПб., 2005.
  10. Вишневская, О.В. Антикризисное управление предприятием. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 313 с.
  11. Гаврилова, В.Е. Банкротство в России: вопросы истории, теории и практики. – М.: ТЕИС, 2008. – 240с.
  12. Гончаров, А.И., Барулин. С.В., Терентьева, М.В. Финансовое оздоровление предприятий: теория и практика. – М.: Ось-89, 2008. – 231с.
  13. Гужвина, О.Г., Проданова, Н.А. Учет и анализ банкротств. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 220с.
  14. Журов В.А. Процесс разработки моделей для прогнозирования банкротства// Финансовый менеджмент №1 2008 г., С. 53
  15. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
  16. Ковалев, А.И., Привалов, В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 210 с.
  17. Павлова Ю.Н. Финансовый менеджмент: Уч.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001- 269 с.   
  18. Романова Л.ЕАнализ хозяйственной деятельности. Краткий курс лекций. М.: ЮрайтИздат, 2003. 220 с.
  19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.
  20. Свиридов Н.В. Комплексное исследование финансового состояния организаций// Финансовый вестник №15, 2007 г., С. 65
  21. Черемушкин С. Оценка финансового состояния предприятия на основе денежных коэффициентов// Финансовый менеджмент №5, 2007, С.11.
  22. «Финансовый менеджмент: теория и практика»/ Под ред. Стояновой Е.С. – М.: Перспектива, 2003 – 463 с.

Информация о работе Методы диагностики возможного банкротства