Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:33, курсовая работа
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходов бюджетной системы, которые используются органами государственной, власти и местного самоуправления для финансирования необходимых расходов.
Налоговая система современного общества включает, во-первых, определенную законодательно установленную совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами и гражданами, и, во-вторых, совокупность органов государственного управления, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечивать контроль за налоговыми поступлениями в бюджетную систему.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Сущность, функции, виды и элементы налогов ……………….……6
Понятие налога………………………………………………………….6
Функции налогов………………………………………………………..6
Классификация налогов………………………………………………...8
Понятие «Юридическое» лицо …………………………………….....10
Федеральные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами……………………………………………………………….....11
Налог на добавленную стоимость……………………………………12
Единый социальный налог …………………………………………...15
Налог на прибыль организации……………………………………….17
Глава 2.Анализ налоговой части бюджета.……………..………………..……21
2.1 Анализ структуры налоговых доходов 2005-2008……………...…………21
2.2 Анализ структуры налоговых доходов за январь 2008-2009……………..25
2.3 Прогноз бюджета на 2009-2010гг…………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы ……………………
Рис.
1 Динамика удельного веса налоговых
доходов бюджета РФ в 2005- 2008 гг.
В целом динамику можно оценивать как положительную, отражающую процесс упорядочения изменений налогового законодательства, изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы РФ.
Учитывается значительный удельный вес налоговых поступлений, формирующих бюджет РФ за период 2004-2008 гг. целесообразно, по-нашему мнению, произвести детальный анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов бюджета в соответствии с бюджетной классификацией (см. табл. 2)
Таблица 2
Состав и структура налоговых доходов бюджета РФ в 2005-2008 гг.13
млрд. руб. | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Доходы всего | 5125.1 | 6276.3 | 7779.1 | 9274.1 |
Налоговые доходы | 3188.2 | 3673 | 4633.7 | 5232.7 |
НДС | 1472.2 | 1510.9 | 2261.5 | 2132.2 |
Налог на прибыль | 377.6 | 509.9 | 641.3 | 761.1 |
Акцизы | 107.2 | 110.5 | 135 | 160.5 |
ЕСН | 267.5 | 315.8 | 405 | 506.8 |
Прочие налоговые доходы | 963.6 | 1225.9 | 1190.9 | 1672.1 |
Ненаналоговые доходы | 1936.9 | 2603.3 | 3145.4 | 4041.5 |
Таможенные пошлины | 1622.8 | 2237.4 | 2322.9 | 3484.9 |
Прочие неналоговые доходы | 314.1 | 365.9 | 822.5 | 556.6 |
Основная доля всех налоговых поступлений в бюджет РФ в 2005-2008 г.г. обеспечивалась налогами на добавленную стоимость (НДС): она возросла от 1472,2 млрд. руб. в 2005 году до 2132,2 млрд.руб. в 2008 г. Меньшую долю составляют акцизы, она так же возросли с 107,2 млрд. руб. в 2005 году до 160,5 в 2008 г.
Так
как НДС составляет большую часть
налоговых поступлений следует
рассмотреть его более
НДС
от всех доходов составляет в среднем
25% , это мы видим из таблицы 3.
Таблица 3.
НДС от налоговых доходов14
2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
46% | 41% | 49% | 41% |
НДС
от всех доходов в среднем составляет
45% (см. табл. 4)
Таблица 4.
НДС от всех доходов15
2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
46% | 41% | 49% | 41% |
Данные
из таблицы 3 и 4 мы может так же проиллюстрировать
графиком. (см. рис.2)
Рисунок
2.
Рис.
2 Динамика удельного веса НДС в
налоговых доходах и во всех доходах
бюджета РФ за 2005- 2008 гг.
Из
этих данных мы можем сделать вывод,
что НДС занимает значительную долю
как в налоговой части бюджета,
так и в самом бюджете, так
же мы смогли проследить изменения в бюджете
за 2005-2008 год и можем сделать вывод, что
наш анализ структуры доходов бюджета
РФ за 2005-2008 гг. показывает, что налоговые
доходы в исследуемом периоде остаются
основой формирования доходной базы бюджета.
Причем их доля в общем объеме доходов
бюджета в 2008 году повышается по сравнению
со значениями за 2004 год на 4149млрд. руб.
и составляет 9274 млрд. руб.
2.2 Анализ структуры
налоговых доходов за
январь 2008-2009
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 446,4 млрд.рублей, что на 21,3% меньше, чем в январе 2008 года.
Таблица 5.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации
по видам16
Основную
часть налогов, сборов и иных обязательных
платежей консолидированного бюджета
в январе 2009г. обеспечили поступления
налога на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории
Российской Федерации, - 34,5%, налога на
доходы физических лиц - 19,5%, налога на
прибыль организаций - 17,5%, налога на добычу
полезных ископаемых - 13,4%.
Рисунок 3.
Структура
поступивших налогов, сборов и иных
обязательных платежей в консолидированный
бюджет Российской Федерации по видам
в январе 2009 года
В январе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 411,2 млрд.рублей (92,2% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 9,5 млрд.рублей (2,1%), местных налогов и сборов - 6,6 млрд.рублей (1,5%), налогов со специальным налоговым режимом - 18,8 млрд.рублей (4,2%).
Из
данных за январь 2008-2009гг. мы тоже можем
сделать вывод, что налог на добавленную
стоимость занимает важное место
в бюджете РФ.
2.3
Прогноз бюджета
на 2009-2010гг.
В основе разработки проекта федерального бюджет на 2008 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.
Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2008-2010 гг.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.
Прогнозируемое в 2009 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.17
Так, с 2009 г. должен быть изменен порядок налогообложения доходов организаций, полученных в виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.
С
1 января 2008 г. согласно Федеральному закону
от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков
(в том числе для
По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.
Поступления НДС в федеральный бюджет составят:19
В 2009 г. – 2797 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.
В 2010 г. – 3221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.
При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.
В основном расчет поступлений НДС базируется на определении размера следующих показателей: суммы налога, исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период. При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим признакам.
Во-первых, это налоговые вычеты, предъявляемые подрядными организациями при проведении капитального строительства. Расчетная сумма налоговых вычетов по указанной группе в 2009 г. определена в размере 270,2 млрд. руб.
Во-вторых,
налоговые вычеты по операциям, связанным
с внешнеэкономической
В-третьих, самая большая и разнообразная группа по своему составу - прочие налоговые вычеты, суммы которых в 2009 г. может составить 13 390,5 млрд. руб.
При расчете НДС кроме налоговых вычетов, уменьшающих поступление налога в бюджет, также предусмотрены суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового режима – «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Прогнозируемое в 2009 г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции оценивается в размере 6,7 млрд. руб.
В связи с изменением налогового законодательства и введением поквартальной уплаты налога. В 2009 г. вероятны дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб.
Кроме того, при прогнозировании НДС учитывается корректирующий коэффициент, который отражает средний уровень собираемости, сложившийся за предыдущие годы.
Вместе с тем, в 2009 г. возможны дополнительные поступления до 329,0 млрд. руб. в связи с уплатой налога по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами.20
Доход федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний период, должны составить: в 2009 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.
В 2009 г. сумма налога на прибыль по обычным видам деятельности, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут составить примерно 9% от прогнозируемого объема.
Кроме того, в 2009 г. возможны потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства – применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.21