Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:05, шпаргалка
Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации.
1.Пон и сущ гос рег-я эк-ки.
Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации. Это, во-1-х, эк-кие предприятия, имеющие статус ЮЛ, во-2-х, крупные сферы народ. хоз-ва (строит-во, пром-сть,с/х) и крупные отраслевые образования (легкая, пищевая пром-сть), и эк-кие регионы (пром. узлы и зоны).
Преимущества рыночной системы:1. способствует эф-ному распредел-ю ресурсов и макс. их приблежению к общ-м потребностям;2.диктует наиболее эф-ное применение методов исп-ния ресурсов;3.усиливает отв-сть за своевременное и кач-ное принятие решение и за рез-ты их хоз-ния.
Объект. необх-сть гос. вмешательства в эк-ку обусл. след. причинами: - несп-сть рынка обеспечить оптим. ф-ние эк-ки с общ-ной т.зр.;- необх-сть распред-ния денеж.доходов; - несовершенный мех-м занятости населения; - трудность обеспечения рац. доходов к природопользованию и охране окр. среды.
Масштабы гос. вмешательства в эк-ку огранич-ся с 1 стороны-интересами собственников, с др- возможностями гос-ва.
ГРЭ-целенапр-ая деят-сть гос-ва в лице соотв-щих закон-х, испол-х и контр-щих органов, кот. обеспечивают достижение пост-х целей и решение важнейших соц-эк. задач, а также регламентируют отношения хоз-х субъектов в общ-ве.
Стороны ГРЭ:1. соц-эк-кая (позволяет раскрыть эк-кую систему страны с позиции сложивщихся в ней форм собств-сти на эк-кие ресурсы и рез-ты хоз. деят-сти);2.организационная (закрепляет единство тех-эк. и соц. отношений и проявляется через систему организации и управлен. народ. хоз-вом, ее отраслями и сферами); 3. методологическая (хар-ет гос. рег-ние как сов-сть принципов, форм и методов регулирования).
Осн.
требования ГРЭ:1. система ГРЭ д.б. адекватна
объект-м условиям ф-ния и состоянию развития
экономики на соответствующих этапах;2.
комплексный подход; 3. требование целостности.
Осн. принципы ГРЭ:1. п-п единства эк-ки
и политики;2.единства центролизма и самост-ти;3.научности;4.эф-ти;
5.сочетание общих и локальных интересов.
2.Необх гос рег-я. Суб и объекты гос рег-я.
ГРЭ-целенапр-ая
деят-сть гос-ва в лице соотв-щих закон-х,
испол-х и контр-щих органов, кот. Обесп-т
достижение пост-х целей и решение важнейших
соц-эк. задач, а также регламентируют
отношения хоз-х субъектов в общ-ве.Стороны
ГРЭ:1. соц-эк-кая (позволяет раскрыть
эк-кую систему страны с позиции сложивщихся
в ней форм собств-сти на эк-кие ресурсы
и рез-ты хоз. деят-сти);2.организационная(
3. Функции государства в системе ГРЭ. Гос сектор экономики
Осн.
ф-ции ГРЭ:1.защита эк-кого правопорядка;.2.целевая
функция (цели соц.-эк. развития);3.напр-щая
и координирующая(выбор путей достиженияцелей,
4. Формы и м-ды гос рег-я эк-ки, осн инструменты
ФормыГРЭ:1.законод (сов-ть законов, правил, норм, для общ. устройства);2.планир-е и прогнозир-ие;3.фин-кредит форма: а)кредитно-ден реге; б)бюджетно-налоговое рег-е;г)цены;д)валютно-фин. рег-е;4.административная: а)админ.-эк-кая; б)организационно-админ.
МетодыГРЭ:1.административно-
Виды общегос. регулирования:
1.аммортизация и ускор. А.(гос-во возд. на структуру осн. фондов, стимулирует внедрение новой техники);
2.гос. заказ (обеспеч. закупки для жизнеобеспечения страны, реализация целевых программ);
3.лицензирование
(защита интересов человека, общества
и государства, прав
4.стандартизация (нормы, правила, и хар-ки для защита интересов человека, общества и государства);
5.сертификация; 6 тов. знаки
5. Пон, сущн, виды общегос план-я
Общегос . планирование – процесс принятия управл. решения, включая сбор и обработку i, постановку целей, выбор путей их достижения на основе сравнения альтернатив и выбора наиболее приемлемого, учитывая сложившиеся условия.
Виды
общегос. планирования:1. директивное(процесс
разработки планов, им силу юрид. закона
и обеспечение их выполнения)2.стратегич
(ориентир на долгоср. перспективу опред.
осн. направления развития страны. Приоритет
напр-я развития эк-ки, в реал. кот. кос-во
берет на себя вед. роль)3.индикативное
(осн. инструмент по реализации целевого
страт. планирования, имеет направл. рекомендательный
хар-р) Осн. принципы
планирования: 1.п-п соц. направленности
и приоритета обществ.Потребн.;2.соц.
6. Прогнозирование в системе государственного регулирования
Прогнозирование – процесс разработки прогнозов, построенный на вероятностном научно-обосн. суждении о перспективах разв. сбъекта в будущем, его возможном сост. и альтернативых путях его достижения.
Осн. типы прогнозов:1.эк-кие;2.п-зы соц. развития и повышения уровня жизни населения;3.природных рес-ов и вовлечения их в хоз. оборот;4.научно-техн. прогнозы;5.демографичесике.
Принципы
общ. прогнозирования:1.п-п системности;2.адекватности;3.
альтернативности;4.п-п целен-ти.
7. Прогр-е в с-ме гос-о рег-я эк-ки. С-ма прогн и прогр док-ов.
Программирование – процесс разработки программы, представляющий собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятия, направленные на достижение конкретных целей.
Классификация программ:1: по объекту – 1)общегос.2) целевые.
2: по срокам - 1) краткосрочные 2) долгосрочные 3)среднесрочные
3: по степени важности – 1)обычные 2)чрезвычайные
Чрезвычайные
комплекс. программы
м. б. след. типов: 1) соц.-эк. (направлены
на повышение матер. и культ. уровня) 2)
научно-техн. (повышение качества) 3) територ-ные
4) экол.5) организационно-хоз.
8. Общие пр-пы орг-ции гос рег-я эк-ки. Организ стр-ра гос упр-я.
Реформ-е стр-ры органов гос. управления в РБ д. проводиться с учетом след. требований и принципов: 1)полное соответствие деят-ти органов гос. управления основам функ-ния гос-ва и законам эк-ки; 2) формир-е органов гос. управления на функц. основе позволяет искл. возможность исп-ния командно-админ. и узкоотраслевых методов управления; 3) обесп. необх. степени устойчивости стр-ры гос. исполнитель-ной власти в период становления рын. отношений;4) гарантирование свободы предпр. дея-ти и реализации прав отдельных хоз. субъектов;5) отказ от прямого гос. вмешательства в дея-ть хоз. субъектов
3 ветви власти:-законод. (Парламент, представительные органы местного управления); - исполнит. (Правительство, исполнит. Учреждения на республ., регион. И местном Ур.); - судебная (органы правосудия и надзора)
Формирование
стр-ры органов гос.
управления РБ обеспеч.:
1) реализацию права собс-ти и гарантии
свободы эк. выбора для каждого хоз. субъекта;
2) противодействие монопол. Дея-ти и соблюдение
прав добросовестной конкуренции; 3) соблюдение
всеми хоз. субъектами норм, предусм. закон-вом;
4) пр-во эк. и полит. интересов во внешних
сферах; 5) проведение гос. политики в соц.
сфере; 6) безопасная жизнедея-ть членов
общ-ва.
9. Органы государственного управления РБ. Задачи и функции
Гарантом прав и свобод граждан РБ является президент. Его осн. ф-ции: 1)представлть РБ в отношениях с др. гос-вами и междунар. орг-циями; 2) гарантирует реализацию внутр. и внешней политики; 3) принимает меры по охране суверенитета РБ, ее нац. безопасности и территор. целостности; 4) выступает посредником между органами гос. власти; 5) издает указы, распоряжения, декреты и обеспечивает их выполнение; 6) упраздняет и реорганизует административные органы гос. власти, консультативные органы и определяет стр-ру правительства РБ. Законодательная власть – аппарат нац. собрания РБ. Аппарат нац. собрания сост. из Палаты представителей и Совета республики.
Осн. ф-ции Палаты представителей: 1)рассмотрение проектов законов;2) назначение выборов президента;3) дает согласие президенту на выборы премьера;4) запрашивает и обсуждает доклады премьера и одобряет/отклоняет различные программы.
Состав Совета республики: по 8 членов от кажд. области, 1 предст. из Минска, 8 членов назнач. през-том.
Ф-ции Совета респ.: 1) одобрение, дополнение и изменение в Конституции РБ и законов, принятых Палатой представит.; 2) назнач. председателя и судей Верховного суда, ген. Прокурора и членов правления нац. банка.
Исполнит. власть РБ представл. админ-цией президента и Совмином РБ.Осн. направления дея-ти Совмина: 1) общие эк. вопросы: -регулирует дея-ть всех отраслей нар.хоз-ва; - разрабатывает прогнозы, программы; - принимает меры по обеспечению оптим. темпа развития пр-ва, роста ВВП и его распределения; 2) финансы, кредитно-денежные отношения: - проводит согласованную фин. и денежно-кредитную политику; - сост. исполняет респ. бюджет; - предоставляет прав-ые гарантии льготного кредитования; - разрабатывает и осущ. меры по сбалансированности денеж. доходов и расходов населения; - усиливает фин. контроль; - регулирует инвест. дея-ть; - участвует в создании межгос. соглашений; 3) наука и техника: - формирует гос. научно-техн. политику; - принимает меры по улучшению эффективного использования научно-техн. потенциала; - формирует инновационную политику и обеспеч. развитие инфрастр-ры для реализации приоритетных направлений фундаментальных исследований; 4) охрана окр. среды: - меры по рациональному использованию и охране окр. среды; - формируются и утверждаются экол. нормативы, лимиты использования природных ресурсов; - осущ. поддержку районов экол. бедствия; 5) труд, занятость, соц.обеспечение, образование, здравоохранение и культура: - обеспеч. право на труд, выбор профессии, получение образования и безоп. условия труда; - обеспеч. реализацию общересп. соц. политики; - разрабатывает пути наиболее эффективного повышения уровня минимального дохода семей, обеспеч. стипендий, пособий и др. соц. льгот.
Судебная
власть представлена Министерством
юстиции РБ и подразделениями, входящими
в судебную сис-му:1)общими судами (Верховный,
областные, райнные, городские и Минский
гор. Суд, Белорус. Военный суд, межгарнизонный
военный суд);2)хоз. Судами (Высший хоз.
суд, хоз. суды областей, Минска, специализир.
Хоз. суды, и создаваемые при необходимости);3)
конституционный суд (представлен парламентским
и президентским контролем). Органами
парл. Надзора явл. Прокуратура, контрольная
палата, костит. Суд и национ. Банк. Президентский:
службой контроля при президенте и соответствующие
ведомства и министерства.
10. Республ экон и отраслевые органы упр-я
В сис-му респ. Эк. органов входят: 1) Мин-во эк-ки.; 2) Мин-во финансов; 3) Мин-во труда и соц. защиты; 4) Мин-во статистики и анализа; 5) Мин-во по налогам и сборам.
Ф-ции Мин-ва Эк-ки. РБ: 1) оценка и анализ соц.-эк. развития; 2) разработка и реализация стратегий соц.-эк. развития; 3) разработка мер по структурной перестройке эк-ки; 4) макроэк-ка регулирования инвест. дея-ти; 5) макроэк-ка соц. сферы; 6) макроэк-ка процессов общественного воспр-ва.
При Мин-ве Эк-ки создан комитет по инвестициям, комитет цен и комитет по эк. вопросам обороны.
Осн. отраслевые органы управления РБ: 1) Мин-во промышленности; 2) Мин-во энергетики; 3) Мин-во транспорта и связи; 4) Мин-во с/х; 5) Мин-во архитектуры и строительства.
Осн.
ф-ции Мин-ва промышленности
РБ: 1) принятие и реализация мер по ускорению
НТП и реализация программ развития отраслей
промышленности; 2) решение вопросов демонополизации
пр-ва, развития конкуренции, приватизации
и расширения предпринимательства; 3) реализация
инвест. политики, разработка программ
развития отраслей и участия в формировании
гос. заказа, обеспечение его размещения
и выполнения.
11. Сущность финансовой системы
Фин система отраж всю совокупность эк отношений, склад между агентами в процессе обращения и использ фин рес-в. Главн звеном фин сист выступ: бюджет, сист местн финансов, финансы предприятий и организаций, соц-правовые фонды (самост отделены и упр спец властями).
С пом финансов г-ва происх: 1.Стимулир совок спроса 2.Провед технич политики и структ политики 3. Стабилизация эк 5.Соц прогр и поддерж опред ур-ня развития.
Согл конституции РБ фин-кред система РБ включ бюджетную ситс, банк сист, а также фин ср-ва внебюджетных фондов предприятий, учреждений, орг-й.