Организация внутрифирменного планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание

Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует разработки более эффективных методов управления, характеризующихся рациональным использованием ресурсов, повышением гибкости и адаптивности предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

     Введение

 

     Изменения, происходящие в мировом экономическом  сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует разработки более эффективных методов управления, характеризующихся рациональным использованием ресурсов, повышением гибкости и адаптивности предприятий. В этой связи с особой остротой встает задача обеспечения устойчивости предприятия путем совершенствования внутрифирменного планирования и регулирования производства.

     В современных рыночных условиях руководители предприятий осознают значительную роль планирования в управлении деятельностью всего предприятия. Трудности возникают по вопросам: планировать или нет, и как планировать. Несмотря на имеющуюся экономическую литературу, которая часто описывает зарубежный опыт планирования, в связи с отсутствием собственного, применимого к рыночным условиям, не существует системы планирования, адаптированной к условиям функционирования современных российских организаций.

     Актуальность  темы курсовой работы в том, что на современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования и регулирования производства. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы.

     Планирование  призвано обеспечить взаимодействие между  отдельными структурными подразделениями  предприятия, включая всю технологическую  цепочку: научные исследования и разработки, организацию производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы. Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной конъюнктуры.

     Все это говорит о необходимости  проведения научных исследований, связанных  с разработкой направлений и  методов совершенствования внутрифирменного планирования с учетом особенностей развития и управления экономикой.

     Объектом  исследования системы внутрифирменного планирования является ООО «Торговая копания ТАВ».

     Предметом исследования организационно-экономических отношений, складывающихся в процессе внутрифирменного планирования является ООО «Торговая компания ТАВ».

     Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий, планирование финансового состояния предприятия.

     В соответствии с поставленной целью  исследования необходимо решить следующие  задачи:

  • изучить виды и содержание внутрифирменного планирования;
  • рассмотреть основные принципы и методы планирования на предприятии;
  • изучить методологию внутрифирменного планирования;
  • проанализировать внутрифирменное финансовое  планирования предприятия;
  • рассмотреть рекомендации по соверешнствованию процесса планирования на предприятии.

     Теоретической базой курсовой работы послужили  труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам рыночной экономики, теории организации внутрифирменного планирования, общего и стратегического менеджмента. Наиболее существенный вклад в развитие теории и практики внутрифирменного планирования внесли отечественные ученые М.М. Алексеева, Ю.П. Анискин, А.М. Павлова, Л.Е. Басовский, М.И. Бухалков, В. А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов и др.

     Структурно  курсовая работа состоит из теоретической  части, в которую входят: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, состоящий из 22 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы внутрифирменного планирования

1.1 Виды и содержание внутрифирменного планирования

 

Внутрихозяйственное, или внутрифирменное, планирование занимает важнейшее положение в  рыночной экономике. Оно позволяет  соединять в общей экономической  системе взаимные интересы государства, фирм и домашних хозяйств. В странах с развитыми рыночными отношениями основной задачей государственного регулирования является поддержание равновесного состояния экономики, обеспечение экономического роста и повышение качества жизни людей. Внутрифирменное планирование также направлено на развитие производства материальных благ, удовлетворение различных потребностей людей и получение прибыли. В рыночной экономике государство и предприятие являются основными независимыми субъектами планово-регулируемой производственно-хозяйственной деятельности.

     Внутрифирменное планирование является важнейшей функцией управления, которая включает следующие  комплексы работ: анализ ситуаций и  факторов внешней среды; прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработку планов предприятия; реализацию планов предприятия.

     Внутрифирменное планирование является важнейшей составной  частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Оно позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом и заключающиеся в следующем:

  1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?
  2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?
  3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовывать производство?
  4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?
  5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

     Из  этих фундаментальных вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов. В настоящее время все производители и предприниматели, исходя из рыночного спроса на товары, работы и услуги, самостоятельно планируют свою предстоящую производственно-хозяйственную деятельность, определяют перспективы расширения производства продукции и развития предприятия.

     В отечественной планово-экономической  литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

     Технико-экономическое  планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

     Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.

     Всякое  внутрифирменное планирование предусматривает  обеспечение необходимого развития тех или иных производственных объектов, экономических систем или предприятия в целом. В развивающейся рыночной экономике поэтому значительно возрастает роль внутрихозяйственного планирования на всех предприятиях. Высокая степень экономической свободы и плановой деятельности предполагает не только расширение практической работы на всех фирмах, но и развитие научных знаний и совершенствование самой теории внутрихозяйственного планирования. В частности, требуется расширение существующей классификации систем, видов, принципов и методов планирования. Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадия разработки, степень точности и др.

     План  деятельности фирмы должен быть выражен в письменной форме. Собственно, возможен мысленный и устный план, как контур будущего. Но если план одного человека может быть у него в голове, то план нескольких лиц должен иметь вербальную форму, выраженную письменно, что необходимо для его лучшего понимания исполнителями. Кроме того, такой план в дальнейшем легче проконтролировать.

     Поэтому с точки зрения удобства использования  можно говорить о форме плана  в виде:

  • набора обязательных документов;
  • структуры, отражающей внутреннюю логику построения;
  • перечня исполнителей с указанием их дифференцированных задач;
  • перечня необходимых действий по осуществлению предусмотренных задач;
  • сроков исполнения, указанных в соответствии с последовательностью необходимых действий;
  • сметы расходов;
  • расчета экономического эффекта как численного выражения поставленных задач.

     1.2 Основные принципы  и методы планирования  на предприятии

 

     Качество  планирования на предприятии во многом зависит от того, на каких принципах  оно осуществлялось и какие использовались методы планирования.

     Принципы  планирования. К ним относятся:

  1. преемственность стратегического и тактического планов;
  2. социальная ориентация планов;
  3. ранжирование объектов планирования по их важности;
  4. адекватность плановых показателей;
  5. согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления;
  6. вариантность плана;
  7. сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям);
  8. экономическая обоснованность планов;
  9. автоматизация системы планирования;
  10. обеспечение обратной связи системы планирования.

     Рассмотрим содержание перечисленных принципов планирования.

     Преемственность стратегического и тактического планирования предусматривает, что  состав показателей и разделов этих планов должны быть идентичны и повторять  стратегию предприятия. Число показателей  в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегического плана. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии предприятия, они могут быть только более жесткими и выгодными предприятию в текущий момент.

     Социальная  ориентация плана предусматривает  решение (наряду с техническими и  экономическими проблемами) проблем  обеспечения соответствия международным  требованиям по экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции, а также показателей социального развития коллектива.

     Ранжирование  объектов планирования по их важности учитывает рациональное распределение  имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые изделия имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности изделия, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продажи) в программе предприятия.

     Адекватность  плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением  числа учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вторых, снижением ошибок аппроксимации или повышением точности прогнозов.

Информация о работе Организация внутрифирменного планирования на предприятии