Организация внутрифирменного планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание

Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует разработки более эффективных методов управления, характеризующихся рациональным использованием ресурсов, повышением гибкости и адаптивности предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

     Согласованность плана с параметрами внешней  среды системы управления устанавливается  с помощью анализа динамики факторов внешней среды и исследования влияния этих факторов на плановые показатели.

     Сбалансированность  плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта  стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д.

     Экономическая обоснованность плана является одним  из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.

     Автоматизация системы планирования — один из способов планирования, требующий применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающий кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, оперативную обработку, надежное хранение и передачу информации.

     Обеспечение обратной связи системы планирования предполагает возможность для исполнителя плана представлять предложения об изменении (корректировке) плана его разработчику.

     В современной отечественной науке  и практике планирования, помимо рассмотренных  принципов, широкую известность  имеют общеэкономические принципы: необходимости, единства, непрерывности, гибкости, системности, целенаправленности, комплексности, научности, приоритетности, равнонапряженности, динамичности, риска и др. Все они достаточно полно раскрыты в научной и учебной литературе по планированию.

     Применение  всех рассмотренных выше принципов  планирования на практике вызывает затруднения, поэтому использование каждого  из них определяется сложностью и  количеством выпускаемых изделий  или оказываемых услуг.

     Под методами планирования понимается способ осуществления планирования, т. е. способ реализации плановой идеи. Выбор метода зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: направление планирования и средства обоснования плановых решений.

     В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.

     Прогрессивный метод планирования (способ планирования «снизу вверх»). При этом способе  планирование осуществляется от низших уровней иерархии (рабочих мест, участков, цехов) предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхнем уровне, образуя план предприятия.

     Ретроградный  метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия (портфеля заказов и госзаказа) путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.

     Круговой  метод (встречное планирование) представляет собой синтез двух предыдущих методов. Он предусматривает paзработку плана  в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) приходится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу  вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей.

     Средства  обоснования плановых решений должны способствовать нахождению оптимальных  вариантов решения эконом и ческой проблемы. К ним условно можно  отнести творчество планирующих  подразделений (способность разрабатывать и применять нетрадиционные решения); адаптивный поиск, основанным на общем знании проблемы (знания и опыт разработчиков ПЛ1 на); данные бухгалтерского учета (как информационную 6aзy), предельный анализ (позволяющий контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия), норму прибыли на вложенный капитал; дисконтирование.

     Совокупность  средств и методов позволяет  выбрать из множества возможных  вариантов развития экономики предприятия  наилучший, обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов, которыми располагает предприятие.

     В настоящее время при организации  внутрифирменного планирования довольно широкое применение нашли следующие  экономико-математические методы:

  1. теории вероятности и математической статистики (стохастические модели);
  2. математического программирования (экономико-математические модели, позволяющие отыскивать условно-экстремальные значения функций или критерии оптимальных планов);
  3. имитаций (воспроизведение реальной действительности, создание модели реальной ситуации);
  4. оценки пересмотра планов (система ПЕРТ — сетевая модель, основанная на теории графов).
 

     1.3 Методология внутрифирменного планирования 

     План  внутрифирменной деятельности предприятия  содержит целую систему экономических показателей, представляющих общую программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План — это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д. Планирование характеризует картину будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные — представлены более или менее смутно. Таким образом, план — это предвидимая и подготовленная на известный период программа социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений.

     Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводятся экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

     Процесс планирования осуществляется по своим  внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т.е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования — это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.

     В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координирует работу всех составителей планов и вырабатывают решения о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов. При разработке свободного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

     Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

     Основные  принципы планирования ориентируют  все наши предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например, эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, — в разных направлениях.

     Наши  экономисты-менеджеры имеют в  настоящее время большой выбор существующих принципов планирования. Наряду с важнейшими рассмотренными принципами необходимо остановиться еще на двух основных положениях разработанного Р.Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма.

     Рассмотрим  основные принципы планирования.

  1. Принцип единства, т.е. холизма, которые означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.
  2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т.д. принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а тот, в свою очередь, — частью долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени.
  3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или ”надбавок на безопасность”, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
  4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.
  5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости — специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. в ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.

     Таковы  важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.

     В зависимости от главных целей  или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату.

     Например, научный метод базируется на широком  использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный — на анализе и обобщении опытных данных, нормативный — на применении исходных нормативов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.

     Еще один элемент методологии планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План — реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Надежды на то, что запланированная цель осуществится сама собой, маловероятны. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

  • развернутое описание необходимых действий;
  • ресурсное обеспечение;
  • перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач;
  • сроки выполнения расчетных показателей.

     Меры  достижения целей плана требуют  обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности — в сфере основного капитала, в сфере персонала, менеджмента, оборотного капитала, в сфере рационализации издержек производства и обращения и т.д.

     Разработка  мер выполнения плана включает в  себя также задания исполнителям — работникам подразделений и служб, специалистам. В таких заданиях указываются основные подцели, т.е. задачи для исполнителей. Меры выполнения плана должны включать сроки исполнения, а также смету расходов. Она может разрабатываться:

  • для отдельных структурных подразделений;
  • в целом по фирме на блок заданий плана;
  • для отдельного исполнителя плана;
  • на отдельное задание плана.

     Обязательна разработка общей по фирме сметы  расходов на весь план. Конкретизация  расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполнителей плана при выполнении его заданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  внутрифирменного планирования на ООО «Торговая  компания ТАВ»
 
 

     2.1 Технико-экономическая  характеристика предприятия 

     Объектом  исследования в данной курсовой работе является ООО «Торговая компания ТАВ».

     Общество  с ограниченной ответственностью «Торговая  компания ТАВ» было создано и зарегистрировано Постановлением Главы Комсомольской  районной администрации Чувашской  республики №346 от 13 ноября 1997г. ОГРН 1022101828891 и является коммерческой организацией, учрежденной участниками путем объединения их вкладов.

     ООО «Торговая компания ТАВ» является юридическим  лицом, имеет имущество на праве  собственности, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях  банка, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Полное  фирменное наименование на русском  языке – «Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания ТАВ»,  сокращенное фирменное наименование – ООО «Торговая компания ТАВ».

     Участник  общества не отвечает по его обязательствам и несет риск убытков, связанных  с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных им вклада, за исключением случаев, предусмотренных  действующим законодательством РФ. Общество не отвечает по обязательствам его участника.

     Место нахождение ООО «Торговая компания ТАВ»: 428020, чувашская республика, город  Чебоксары, Базовый проезд, д. 4Е.

Информация о работе Организация внутрифирменного планирования на предприятии