Организация внутрифирменного планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание

Изменения, происходящие в мировом экономическом сообществе в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. В рыночных условиях деятельность предприятий невозможно защитить от воздействия факторов риска приводящих к неустойчивому функционированию. Необходимость выживания на мировом и внутрироссийском рынке в условиях развивающегося постиндустриального общества требует разработки более эффективных методов управления, характеризующихся рациональным использованием ресурсов, повышением гибкости и адаптивности предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

     Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

     Рост  прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем  социального и материального  поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами.

     Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

 

     3. Рекомендации по соверешнствованию процесса планирования на предприятии

     3.1 Организация планирования на предприятии

     Сбыт  продукции сейчас должен рассматриваться  под принципиально иным углом  зрения - через призму рыночного  спроса В условиях рыночной системы  хозяйствования под сбытом (сбытовой деятельностью) следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию).

     Главная цель сбыта - получение предпринимательской  прибыли на основе удовлетворения платежеспособного  спроса потребителей.

     Для совершенствования сбытовой деятельности в организации следует выполнить следующие условия:

  • всемирное привлечение внешних и внутренних инвестиций в целях
  • создания  механизма интеграции технологических  комплексов и организации оптовых  грузопотоков;
  • поиск стабильных каналов сбыта на внутреннем рынке;
  • максимальное  удовлетворение платежеспособного  спроса потребителей;
  • создание  положительного имиджа на рынке и  признание со стороны общественности.

     Все организационные решения по сбытовой политике фирмы должны быть приняты  лишь только после глубокого анализа существующей ситуации и должны быть нацелены на выполнение конкретных задач предприятия, как то получение максимальной прибыли или завоевание наибольшей доли рынка.

     Показатели  сбыта являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий.

     Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели сбыта используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

     Таким образом, применяя на практике теоретические знания, изложенные в данной работе, можно получать высокие экономические результаты.

     В заключение следует отметить, что  неумение управлять сбытом в современных  условиях хозяйствования рождает цепочку: переполненные склады, неплатежи, отсутствие оборотных средств на закупку продукции.

     Детально  проработанная и документально  закрепленная логистика сбыта становится эффективным инструментом предварительного, текущего и последующего контроля за сбытовой деятельностью организации  и ее положением на рынке.

     Обоснованное  формирование и эффективный подход к сбытовой логистике руководством организации обеспечивает конкурентоспособность  организации (предприятия) и, следовательно, само ее существование в современных  жестких условиях конкурентной борьбы. 

     3.2 Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования 

     Вопросы методологии планирования в условиях рынка обсуждаются в отечественной  экономической науке с момента  перехода России к рынку. Теоретические  обобщения показывают, что в современных условиях планирование содержит две основные компоненты – прогнозирование для выработки решений и принятие решений. При этом, если прогнозирование реализуется специальными алгоритмами: методами, методиками, регуляторами и процедурами на вариантной основе, то принятие решений – это волевой процесс.

     Однако  внутрифирменное планирование в  современных условиях в силу специфики  российской действительности столкнулось  с серьезными трудностями из-за имеющегося разрыва в иерархии управления, поскольку широкое распространение получила точка зрения, что в условиях экономической нестабильности планирование не имеет смысла. Тогда как обосновать различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития? Это невозможно без планирования своевременных решений (принцип управления путем ранжирования стратегических задач).

     Практика  показывает, что отсутствие сбалансированного  и постоянно обновляемого бизнес-плана, воплощающего в реалии намечаемые цели, свидетельствует о недостатках в системе управления фирмой и негативно влияет на возможности привлечения финансовых ресурсов. Напротив, реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финансирования фирмы, что очень важно для ее успешного функционирования в стремительно меняющихся условиях внешней среды.

     Не  будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес – плану у  руководства появляется возможность  взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.

     Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).

     Приведем  несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

     «Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также  определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач».

       «Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией».

     «Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры  рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных  задач и ресурсов».

     Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

     В определенном смысле, бизнес-план, как  форма планирования, позволяет повышать эффективность предпринимательской  деятельности даже при отсутствии необходимого и достаточного профессионального опыта. Основной целью планирования можно считать формирование и развитие у предпринимателя стратегического мышления. В формализованном виде «стратегическое мышление синтезирует интуицию и творческие способности предпринимателя в видении будущего».

     Обычно  целью разработки бизнес-плана является необходимость долговременного  или краткосрочного планирования, которое  осуществляется на базе изучения потребностей рынка и принятия решений по его  дальнейшему освоению, собственному развитию фирмы. Но обойтись без него невозможно вовсе, если фирма принимает решение об открытии нового дела, при освоении производства нового продукта либо полном перепрофилировании деятельности, когда особенно велика потребность в инвестициях, и при выходе на внешний рынок.

     В связи с этим важное значение имеет структура бизнес-плана, которая должна логически связать все элементы внутрифирменного планирования, охватить все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, охарактеризовать состояние и перспективы развития компании, дать наглядное представление о финансовых результатах ее деятельности на ближайшее будущее и на более отдаленную перспективу.

     Бизнес-план должен быть нацелен на максимизацию выполнения намеченных задач, то есть, важна не только их постановка, но и  последующая реализация, без чего составление бизнес-планов, в сущности, теряет смысл. Необходимо не только планировать, но и выполнять запланированное - бизнес-план должен быть руководящим документом, обеспечивающим эффективность деятельности.

     Практика  российских компаний убедительно свидетельствует о необходимости бизнес-планирования как инструмента, способствующего повышению эффективности предпринимательства, его стабилизации.

     Бизнес-план можно с полной уверенностью рассматривать  в качестве формы планирования, определяющего содержание целей и задач, время и пути их достижения. Его значение обусловлено и возможностью использования бизнес-плана в качестве средства привлечения необходимых ресурсов.

     Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения.

     Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно – исследовательская и  проектная работа. В связи с  тем, что бизнес-план представляет собой  результат исследований и организационной  работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

     - конкретный проект производства  определенного товара (услуг) —  создание нового типа изделий  или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.) ;

     - всесторонний анализ производственно-хозяйственной  и коммерческой деятельности  организации, целью которой является  выделение ее сильных и слабых  сторон, специфики и отличий от  других аналогичных фирм;

     - изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных  механизмов, используемых в экономике  для реализации конкретных задач.

     Таким образом, бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Внутрифирменное планирование является одной из важнейших функций управления любым предприятием.

     Планирование  — это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и метолов достижения.

     В современных условиях становления  рыночных отношений внутрифирменное  планирование приобрело качественно  новые черты и особенности. Это  обусловлено огромными масштабами обобществления производства; расширением горизонта планирования, необходимостью увязки вопросов планирования с маркетинговыми исследованиями, специализацией и кооперированием производства, наличием тесных межфирменных связей с включенными в единый технологический процесс поставщиками оборудования, транспортных средств, запасных частей и комплектующих изделий. Очень важно учитывать требования научно-технического прогресса - быстро осваивать новейшие достижения науки и техники.

Информация о работе Организация внутрифирменного планирования на предприятии