Основные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений - предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций - Всемирной торговой организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
3

1
Теории международной торговли…………………………………………...
5


1.1
Теории абсолютных и сравнительных преимуществ………………….
5

1.2
Теория Хекшера-Олина…………………………………………………
13


1.3
Базисная теория международной торговли………………………...….
21




2
Современные теории международной торговли и перспективы развития………………………………………………………………………..
26

2.1
Современные теории международной торговли……………………………..
26

2.2
Перспективы развития…………………………………………………..
31





Заключение…………………………………………………………………….
33

Работа состоит из  1 файл

Основные теории международной торговли.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

СГИ в г. Бельцы

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Макроэкономика

Тема

Основные теории международной торговли

Фамилия студента

Апостол

Имя студента

Алёна

Отчество студента

Ивановна

№ контракта

02301080201069

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….

3

 

1

Теории международной торговли…………………………………………...

5

 

 

1.1

Теории абсолютных и сравнительных преимуществ………………….

  5

 

1.2

Теория Хекшера-Олина…………………………………………………

13

 

 

1.3

Базисная теория международной торговли………………………...….

21

 

 

 

 

2

Современные теории международной торговли и перспективы развития………………………………………………………………………..

26

 

2.1

Современные теории международной торговли……………………………..

26

 

2.2

Перспективы развития…………………………………………………..

31

 

 

 

 

 

Заключение…………………………………………………………………….

33

 

 

 

 

Глоссарий………………………………………………………………………

35

 

 

 

 

Список использованных источников…………………………………...….

37

 

 

 

 

Приложение……………………………………………………………………

39


 

Введение

 

Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений - предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций - Всемирной торговой организации. Региональные интеграционные процессы также начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле. Многие предприятия участвуют в международной торговле, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию, а каждый человек активно участвует в международной торговле, покупая импортные товары. Большое значение имеет теоретическое обоснование преимуществ торговли между странами, внешнеторговой политики страны. Этим объясняется актуальность данной темы.

Степень научной разработанности. Проблемы, связанные с международной торговлей, актуальны для каждой станы, поэтому они достаточно, глубоко рассмотрены  как на теоретическом, так и на практическом уровне. Основы современной теории международной торговли были заложены в XIX в. классиками английской политической экономики А. Смитом и Д. Риккардо и впоследствии развиты Дж. С. Миллем, А. Маршаллом и др. Среди работ российских экономистов необходимо отметить труды А. Грязновой, В. Иноземцева, А. Киреева и др.

Объектом исследования данной курсовой работы являются теории международной торговли. Предмет исследования - современное представление данных теорий.

Цель работы состоит в комплексном анализе наиболее значимых теорий международной торговли. Исходя из данной цели, были сформулированы следующие задачи:

- оценить их роль и вклад в обоснование международной торговли;

- рассмотреть современные теории международной торговли;

- проанализировать современное значение теорий международной торговли;

- выявить достоинства и недостатки изучаемых теорий.

Гипотеза работы. Международная торговля играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любого государства. Она сегодня по праву считается одним из самых мощных факторов экономического роста. В современных условиях ее воздействие сказывается, главным образом, в том, что возрастание конкуренции между национальным производителем и иностранными фирмами заставляет местные предприятия переходить к технологиям, обеспечивающим наименьшие издержки на производство определенного вида товаров. При этом освоение передовых технологий способствует использованию самых новейших достижений в науке и технике, что сказывается на повышении производительности и качества продукции, росте производительности труда, а также экономическом развитии государства в целом.

Теоретическую основу работы составили исследования, проводимые в трудах таких авторов как Т.Н. Васильева, Г.М. Гукасьян, Т.Е. Кочергина,  Г.П. Овчинников, Е.Б. Яковлева и др.

Методы исследования. В процессе выполнения работы были использованы такие методы исследования как изучение и анализ научной литературы, логический и исторический методы, так же в работе были использованы методы анализа.

Практическая значимость работы даёт возможность использовать основные положения исследования при изучении «Макроэкономики», «Международной торговли» и других дисциплин.

Структура работы построена таким образом, что учитываются цели и задачи исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

 

Основная часть

1 Теории международной торговли

 

1.1 Теории абсолютных и сравнительных преимуществ

 

Одной из главных задач теории международной торговли является поиск эффективной модели структуры экономики страны в зависимости от возможного участия в международной экономической интеграции. Основные положения теории развивались относительно самостоятельно при использовании содержательных схем конкурентного равновесия. Наибольшее распространение в теории международной торговли получает двухсекторная модель общего равновесия, позволяющая анализировать условия спроса и предложения на рынках товаров и факторов при помощи, как правило, двух видов двухмерных диаграмм:

- спроса и предложения;

- кривых производственных возможностей и безразличия.

В конце восемнадцатого столетия Адам Смит предложил теорию международной торговли, основанную на абсолютных преимуществах. Давид Рикардо построил на ней свою более утонченную теорию сравнительных преимуществ. Эти теории стали классическими теориями международной торговли. В своей основе они утверждают, что производство и потребление всех товаров, подлежащих продаже, может быть увеличено, если страны будут специализироваться на товарах, по которым они обладают сравнительными преимуществами. Это приведет к тому, что все страны будут производить товары, которые они могут производить с наибольшей эффективностью. В результате может возрасти общее мировое производство и потребление. Придя к таким выводам, представители классической школы проповедовали свободную торговлю между государствами.[5, C. 120]

Модель международной торговли Д. Рикардо основана на следующих предположениях. Рассматривается один фактор производства (труд) и два товара. Центральное понятие – удельные затраты труда (количество часов или число рабочих, требующихся для производства единицы продукта).

Введем следующие обозначения:

пусть  ali – удельные затраты труда в производстве i-го продукта (количество часов или объем труда для производства единицы продукта); L – общее предложение труда; Xi – объём производства i-го продукта; Pi – цена на i-й продукт.

Тогда возможности производства определяются следующим ограничением на ресурсы:

.

В этой формуле al1X1 – труд, используемый в производстве первого продукта, а al2X2 – труд, используемый в производстве второго продукта.

Рассматривается конкурентная экономика, в которой предложение определяется стремлением производителей максимизировать свои доходы. Используется понятие относительной цены, то есть цены одного товара в единицах другого.

Если Р1 и Р2 – цены на первый и второй продукт соответственно, то часовая ставка зарплаты в производстве i-го продукта будет =  (стоимость, которую рабочий может произвести за час) При этом предпринимательская прибыль принимается как равная нулю, то есть весь доход распределяется между всеми участниками производственного процесса в форме вознаграждения (заработной платы) за труд.

Зарплата в секторе производства первого продукта будет выше, если  (1), зарплата в секторе производства второго продукта будет выше, если (2). Перелив ресурсов будет осуществляться в ту отрасль, где выше зарплата. Поэтому, экономика будет специализироваться на производстве первого продукта, если будет выполняться соотношение (1), и второго продукта, если будет выполняться соотношение (2). Только в случае  экономика будет специализироваться на производстве обоих продуктов.

Одно из центральных понятий, анализируемых в модели Д. Рикардо, – издержки замещения первого продукта натуральными единицами второго a l1 / a l2. В случае абсолютных преимуществ достаточно сравнить a li и a li*, где a li* – удельные затраты труда на производство i-го продукта за рубежом.

Таким образом, страна будет специализироваться на производстве первого продукта, если его относительная цена превышает издержки замещения. В отсутствии международной торговли относительные цены товаров равны их относительным удельным затратам труда.[9, C. 201]

Приведем анализ сравнительных преимуществ. Предположим, рассматриваются две страны – национальная экономика и зарубежная, производственные возможности которых представлены на схеме А.1 (приложение А) (Здесь и далее для обозначения зарубежной экономики используем знак “*”). Для примера рассмотрим случай, когда национальная экономика менее производительна, чем зарубежная в производстве второго продукта, но более производительна в производстве первого продукта. Таким образом, выполняется условие:

Информация о работе Основные теории международной торговли