Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа
Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений - предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций - Всемирной торговой организации.
Введение ……………………………………………………………………….
3
1
Теории международной торговли…………………………………………...
5
1.1
Теории абсолютных и сравнительных преимуществ………………….
5
1.2
Теория Хекшера-Олина…………………………………………………
13
1.3
Базисная теория международной торговли………………………...….
21
2
Современные теории международной торговли и перспективы развития………………………………………………………………………..
26
2.1
Современные теории международной торговли……………………………..
26
2.2
Перспективы развития…………………………………………………..
31
Заключение…………………………………………………………………….
33
Оценка последствий установления торговых отношений
Приведем подход к количественному анализу последствий установления торговых отношений для различных групп общества с помощью кривых спроса и предложения (схема А.11 приложение А).
Выигрыши и потери субъектов хозяйствования от участия в международной торговле представлены в таблице А.12 (приложение А)
Выигрыш потребителей
С точки зрения потребителя, кривая спроса (схема А.11 приложение А) является кривой частной предельной выгоды: на вертикальной оси нанесены размеры предельной выгоды от добавочного ярда сукна, на горизонтальной – объёмы его закупок. Площадь под кривой спроса (до линии, отмечающей объём потребления) – оценка возможности потребления сукна потребителями.
Линия цены, уплаченной за сукно, отсекает в этой площади треугольник С дополнительной выгоды потребителя. В условиях международной торговли линия цены пройдет ниже, представляя чистый выигрыш потребителя от международной торговли площадями a, b, d. Отметим, что это выигрыш для производителей пшеницы, а еще есть и производители сукна.
Выигрыш производителей
Просуммировав все высоты вдоль кривой предложения (чтобы получить суммарную площадь области под кривой предложения) между 0 и 40 млрд. ярдов, мы получим общие издержки замещения для всего выпускаемого сырья. Выручка = 2 бушеля за ярд ´ 40 млрд. ярдов = 80 млрд. бушелей в год.
Дополнительная выгода производителя – разница между выручкой и издержками производства (означает оценку производителей обмена сукна на пшеницу). В результате торговли производство перемещается в точку С (более низкая цена делает неприбыльным производство добавочных ярдов сукна, если связанные с этим издержки превышают бушель пшеницы за каждый ярд).
Выигрыш страны в целом
Если потребители сукна приобретают области a+b+d, а производители теряют область «а», то чистый выигрыш нации в результате торговых отношений составится из областей b+d треугольника, площадь которого равна 20 млрд. бушелей в год {1/2 ´ [импорт (60-20) млрд. ярдов] ´ (2-1) бушеля за ярд}. Таким образом, для количественной оценки чистого выигрыша нации требуется рассчитать объем торговли (импорта сукна) и изменения цены в результате внешней торговли. На основе этих данных вычислить площадь b+d (схема А.11 приложение А).
Выигрыш остального мира
Для получения количественной оценки чистого выигрыша остального мира достаточно знать объем торговли и изменение цен. Остальной мир получает дополнительную область f (разность между выигрышем иностранных потребителей в результате повышения цены).
Правило распределения выгод от внешней торговли
Схема А.11 (приложение А) позволяет также увидеть, что выгоды от внешней торговли распределяются между странами в зависимости от того, чьи цены претерпевают наибольшие изменения, поскольку объем внешней торговли у обеих сторон одинаков.
Отсюда правило распределения выгод: «Выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен у обеих сторон. Если соотношение цен в какой-то стране изменилось на «х» процентов (в процентах от цены свободной торговли), а в остальном мире – на «у» процентов, то:
выигрыш рассматриваемой страны = Х;
выигрыш остального мира = У.
Больше выигрывает та сторона, для которой эластичность кривых торговли ниже.» Для нашего примера: в США цена упала на 100 % (с 2 до 1), дополнительно получено 20 млрд. бушелей в год (области b+d); в остальном мире цены возросли на 33 и 1/3 % (от 2/3 до 1), дополнительно получено 6 и 2/3 млрд. бушелей пшеницы в год.
Условия торговли
Условия торговли (Т) рассчитываются как отношение двух индексов (экспортных цен – Px и импортных цен – Pm):
T = Pх / Рm.
При этом:
Pxi = åx i Pi и Pmi = åm i Pi,
где xi – доля i-того товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году, mi – доля i-того товара в суммарной стоимости импорта в базисном году, pi – отношение текущей цены i-того товара к его цене в базисном году,
Рост показателя Т отождествляют с улучшением условий торговли (если иностранцы каждую продаваемую ими единицу экспорта оплачивают большим количеством импорта, мы становимся богаче).
Однако, это так лишь при определенных обстоятельствах. Например, при изменении в нашей стране технологии и соответствующем падении цены мы можем одновременно получить выигрыш, как от роста эффективности производства, так и от увеличения объема экспорта по более низкой цене.
Таким образом, показатель условий торговли (оценивающий изменения в благосостоянии) следует использовать вместе с данными об объемах торговли и причинах изменения цен.[12, C. 302]
2.1 Современные теории международной торговли
Современные факты в мировой экономике свидетельствуют о следующих направлениях в международной торговле:
- росте торговли интеллектуалоемкими товарами;
- сближении торговли между индустриальными странами;
- росте внутриотраслевой торговли (импорта и экспорта одного и того же товара) между странами.
В соответствии с этим современные теории международной торговли обосновываются следующими основными положениями:
- развитием технологии;
- эффектом экономии на масштабах и степенью монополизации;
- усилением дифференциации продуктов, что, соответственно, обуславливает разное сочетание факторов.
Рассмотрим суть технологических теорий. Что стимулирует инновацию? Очевидно, удача играет определенную роль, но должны быть и систематические факторы. Почему некоторые страны предпринимают больше и лучше научных исследований и проектов, чем другие? Анализ позволяет выделить следующие три направления для ответа:
- отличие правовых институтов (в отдельных странах существуют разные патентные и налоговые стимулы);
- большая наделенность страны факторами, необходимыми для исследований (больше ученых, инженеров, соответствующего оборудования. Кроме того, ясно, что предложение квалифицированных кадров зависит от предшествующих вложений в образование);
- инновации нуждаются в соответствующем рынке (емком и богатом). Инноваторы еще до начала проведения исследований должны быть уверены, что их продукты будут потреблены.
Все эти причины приводят нас к выводу, что богатые страны будут основными источниками инноваций.
Одним из направлений технологических теорий является теория жизненного цикла продукта (схема А.13 приложение А). Данная теория основывается на допущении о монопольном положении развитой страны в технологии, что дает ей возможность превосходства в изобретении новых или усовершенствованных продуктов.
Движущей силой рынка является стремление национальных субъектов хозяйствования максимизировать чистую экономическую прибыль. Это возможно только при условии, если они занимают на мировом рынке монопольное положение по созданию новых видов продукции.
Вначале это монопольное положение означает то, что технологически развитая страна будет стремиться увеличить выручку за счет роста объемов продаж, а следовательно, увеличить свою долю на мировом рынке за счет экспорта нового продукта. Со временем продукт получает всеобщее распространение, стандартизируется и может производиться в массовом масштабе в большинстве стран мира. Максимизация прибыли на этом этапе возможна, прежде всего, за счет снижения переменных издержек, то есть использования относительно неквалифицированных трудовых ресурсов. На этой стадии зрелости продукт будет дешевле производить в странах с относительно низкой зарплатой (и, следовательно, менее развитые страны начнут производить его и экспортировать в страну, в которой он был первоначально изобретен). [18, C. 114]
Классическим примером, подтверждающим эту теорию, является опыт США и Японии по развитию отраслей электроники в послевоенную эпоху. Инновации в радио-, теле-, стерео- и компьютерных отраслях пришли из США, которые сначала имели успех от их экспорта. Затем Япония адаптировала американские технологии и начала производить эти же товары с меньшими затратами, которые, соответственно, продавала по более низким ценам. В 80-е годы основной объем сборки электротехнических товаров производился в развивающихся странах. Последнее уничтожило американское и японское преимущество в торговле. Теперь США и Японии выгоднее импортировать эти товары из развивающихся стран с низкими уровнем переменных и постоянных издержек. Теория жизненного цикла продукта соответствует наблюдаемым явлениям в реальном мире, а также объясняет изменения в торговых моделях во времени.
Другой подход, основанный на стороне производства, используется в теории эффекта масштаба (или снижающихся издержках на единицу выпуска по мере наращивания объема производства). Основная идея этой теории проиллюстрирована на схеме А.15 (приложение А) В отсутствии торговли производство в стране А находится в точке В, а в стране В – в точке Е. Кривые производственных возможностей стран вогнуты, что отражает экономию на масштабах. Двигаясь от точки С к А, кривая производственных возможностей страны А приобретает крутизну – с каждым непроизведенным товаром Х1 высвобождается все больше ресурсов (издержки на производство товара Х2 в пересчете на товар Х1 ниже). У стран появляется стимул к полной специализации. Из характера кривых следует, что страна А располагает незначительным сравнительным преимуществом в производстве товара Х2, а страна В – товара Х1. В соответствии с таким подходом в каждой отрасли будет тенденция к концентрации производства в руках монополиста или небольшой группы олигополистов. (Возрастающий эффект масштаба несовместим с конкуренцией в рамках отрасли).[11, C. 25]
Ряд современных теорий объясняют международную торговлю с позиций спроса. К их числу относят теорию, основанную на дифференцированном спросе. Оказывается, основой взаимовыгодной торговли могут быть и различия в предпочтениях потребителей даже при отсутствии различий в условиях предложения. Данная теория может быть проиллюстрирована на примере с автомобилями. Так, США экспортируют и импортируют автомобили, поскольку они не полностью взаимозаменяемы: всегда найдутся американские потребители, предпочитающие европейские автомобили, и европейцы, предпочитающие американские автомобили. Некоторые статистические исследования показывают, что 50 % современной международной торговли отражают торговлю дифференцированными товарами.
Для анализа такого подхода необходимо рассмотрение спроса в модели международной торговли, что открывает возможность определения международной цены на товар на основе поиска равновесия. Например, две страны имеют равные возможности производства товара Х1 и товара Х2, но разные предпочтения в отношении этих товаров. В отсутствии международной торговли различия в предпочтениях обусловят различия в ценах на эти товары в двух странах (одинаковые кривые предложения, но разные кривые спроса). Внешняя торговля приведет к росту «специализации» потребления и снижению производства. Так, страна А, предпочитающая товар Х2, будет его импортировать, достигнув высшей кривой безразличия в точке U (схема А.16 приложение А), соответственно страна В, предпочитающая товар Х1, за счет его импорта достигнет потребления в точке V, соответствующей высшему уровню удовлетворения потребностей. В этом случае торговля ведет к большей специализации в потреблении, но к меньшей специализации в производстве. Итак, в результате международной торговли страна А производит 20 единиц товара Х1 и 20 единиц товара Х2, а потребляет 30 единиц товара 2 и 10 единиц товара Х1, и наоборот, страна В производит то же количество товаров, что и страна А, а потребляет 10 единиц товара 2 и 30 единиц товара Х1. На схеме А.16 (приложение А) точки «R» и «S» соответствуют положению до торговли, «Т» – точка производства в условиях торговли (где предельные издержки равны новому международному соотношению цен).
Другая теория, которая перекликается с теорией дифференцированного спроса, известна под названием теории Линдера. Разработанная шведским экономистом Стефаном Линдером в 1961 г., она основывается на том, что различия во вкладах факторов являются основой торговли ресурсоемкими товарами и товарами первой необходимости. Эти различия также лучше объясняют торговлю между развитыми и менее развитыми странами. Основная детерминанта подобной модели спроса – доход на душу населения.
Как уже отмечалось, современные факты свидетельствуют о расширении внутриотраслевой торговли (Intra-industrial trade – IIT) – одновременном экспорте и импорте одних и тех же товаров Х1. Наиболее распространен следующий показатель внутриотраслевой торговли для любого товара i, Bi:
.
Как видим, мера Bi не зависит от знака торгового дисбаланса, а определяет только его величину. Так пусть, например, экспорт (Ei) составляет $100, импорт (Mi) – $60, тогда получим:
.
В случае межотраслевой торговли – Inter-industry trade (торговый поток осуществляется в одном направлении, только экспортируем или импортируем товар) – соответствующий показатель Bi = 0 %. Для совершенной (полной) межотраслевой торговли – intra-industry trade – Bi = 100 %, торговля сбалансирована, когда Е = М. Между этими крайними случаями показатель характеризует большую степень внутриотраслевой торговли.