Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа
Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений - предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций - Всемирной торговой организации.
Введение ……………………………………………………………………….
3
1
Теории международной торговли…………………………………………...
5
1.1
Теории абсолютных и сравнительных преимуществ………………….
5
1.2
Теория Хекшера-Олина…………………………………………………
13
1.3
Базисная теория международной торговли………………………...….
21
2
Современные теории международной торговли и перспективы развития………………………………………………………………………..
26
2.1
Современные теории международной торговли……………………………..
26
2.2
Перспективы развития…………………………………………………..
31
Заключение…………………………………………………………………….
33
al1 / al2 < al1* / al2*,
al1 / al1* < al2 / al2*.
Национальная экономика имеет сравнительные преимущества в производстве первого продукта, если относительная цена первого продукта выше за рубежом (al1< al1*). При таком условии международной торговли национальная экономика будет экспортировать первый продукт, и импортировать второй в достаточных количествах до тех пор, пока относительные цены в двух странах не сравняются. Поэтому важно определить мировую относительную цену первого продукта в условиях торговли. Для определения относительной цены после установления торговых отношений используем анализ общего равновесия на основе кривых спроса и предложения. Введем понятие относительного предложения и относительного спроса. Так, для первого продукта это будет количество натуральных единиц первого продукта, предлагаемых производителями и пользующихся спросом потребителей, деленных на число натуральных единиц второго продукта, также предлагаемых производителями и пользующихся спросом. На схеме А.2 (приложение А) изображены кривые относительного спроса на первый продукт (RD) и относительного предложения первого продукта (RS) как функции относительной цены первого продукта (P1 / P2).
Вначале проведем анализ кривой относительного предложения (RS).
1. Рассмотрим условие, когда Ниже цены – производства первого продукта не будет (обе страны специализируются на производстве второго продукта):
.
2. В точке будут производиться оба продукта.
3. Для случая страна будет специализироваться на производстве первого продукта.
4. При иностранцы будут специализироваться на производстве второго продукта.
При специализации страны на производстве первого продукта количество производимого продукта будет равно натуральных единиц. При специализации иностранцев на производстве второго продукта его предложение будет равно натуральных единиц. Поэтому в промежутке
относительное предложение будет равно
.
5. При рабочие производят в двух странах первый и второй продукты (зарплаты одинаковые).
6. При обе страны будут специализироваться на производстве первого продукта.
Теперь перейдем к анализу кривой относительного спроса (RD). Отрицательный наклон отражает эффект замещения. С ростом относительной цены первого продукта потребители будут приобретать его в меньших количествах, и увеличивать объемы приобретения второго продукта, таким образом, относительный спрос на первый продукт будет падать. В точке 1 будет происходить относительное равновесие. В точке 2 будет достигаться равновесие при специализации стран на производстве одного продукта.
Давид Рикардо рассмотрел два метода оценки выигрыша от торговли. Было показано, что торговля – косвенный, более эффективный метод производства. Так, существуют два пути использования 1 часа труда: произвести натуральных единиц второго продукта или натуральных единиц первого продукта. Первый продукт может быть обменен на второй, за каждую единицу первого продукта можно получить единиц второго, поэтому первоначальный час труда принесет (l/al1)(P1/P2) единиц второго продукта. Это больше единиц второго продукта, чем можно было бы произвести за час прямым путём, поскольку
Второй метод анализа выигрыша от торговли – графический. На схеме А.3 (приложение А) показано, как страны могут увеличить свои потребительские возможности в результате торговых отношений.
На схеме А.3 (приложение А) прямые TF и F*T* показывают предельные возможности потребления для стран в случае торговли. Таким образом, международная торговля позволяет двум странам потреблять большее количество продукции (на пунктирных линиях, которые проходят выше линий производственных возможностей).
Очевидное ограничение теории Д. Рикардо – рассмотрение случая двух стран и двух товаров. Это обосновано целями методологического анализа, но в действительности теория торговли во множественном измерении намного сложнее. Простая экстраполяция случая 2´2 (два товара, две страны) может быть иногда опасной. Рассмотрим некоторые расширения базовой модели Д. Рикардо.
В модели «две страны, много товаров (i = 1, n)», для каждого товара, возможно, рассчитать отношения и расположить их в порядке возрастания значений так, что:
.
Пусть w – ставка заработной платы. Тогда будет справедливо следующее правило размещения мирового производства: каждый товар, для которого выполняется условие , будет производиться дома, в то время как любой товар, для которого , будет производиться за рубежом.
Как известно, цена производимого товара равна удельным затратам труда, умноженным на ставку заработной платы. Отсюда, дешевле производить товар i дома, если или , с другой стороны, дешевле производить товар i за рубежом, если
Исходя из этого критерия, определим (границу). Все товары из ряда на схеме А.1 (приложение А), лежащие слева от границы, должны быть произведены дома, а справа от границы – за рубежом. Товар, попадающий как раз в «границу», может производиться в двух странах одновременно.[3, C. 255]
Пример.
Пусть удельные затраты труда на производство пяти товаров в стране и за рубежом будут следующие (схема А.4 приложение А).
Требуется определить, какие товары будут производиться в стране, а какие – за рубежом в условиях международной торговли.
Решение.
Если w/w* = 5, в стране будут производиться товары 1 и 2. Для случая w/w*= 3 будут производиться товары 1, 2, 3.
Рассмотрим случай nn (много товаров и много стран). Можно записать цепь сравнительных преимуществ аналогично выражению на схеме А.1 (приложение А), которое ранжирует товары (i=1...n) в соответствии со сравнительными преимуществами страны А следующим образом:
Это значит, что среди всех товаров товар Х1 требует наименьших затрат в стране А по отношению к стране В и т. д.
Для случая: «много стран (j=1,...,m)» аналогичная цепь может быть проанализирована для каждой пары товаров:
Приведенное соотношение показывает, что страна 1 имеет наибольшие сравнительные преимущества по товару Х1 относительно товара Х2 и т.д.
Модель Д. Рикардо впервые была формально апробирована с помощью соответствующего экономического исследования Мак-Даугаллом в 1951 году (через 134 года после ее введения). Мак-Даугалл рассмотрел торговлю между Великобританией и США за 1937 год. Поскольку торговля между этими странами была искажена тарифами (объем ее был мал по отношению к общим торговым потокам стран), он преломил теорию Рикардо путем аргументации, что страна со сравнительным преимуществом по товару будет иметь относительно большую долю рынка третьей страны. Из теории следовало, что только одна страна будет экспортировать любой товар. Таким образом, сравнительное преимущество ассоциировалось со 100 % долями, и 0 % долями в противном случае. На основании такого допущения, случай «несколько экспортеров по товару» рассматривался как опровержение теории Рикардо. Используя данные по 25 производственным товарам, Мак-Даугалл обнаружил, что экспортное соотношение Великобритания / США к третьим рынкам сильно связано с двумя соотношениями: Великобритания / США – затраты физического труда и Великобритания / США – издержки труда. Мак-Даугалл обнаружил, что в случаях, когда издержки труда Великобритании и США были приблизительно равны, экспорт не был равен (но более того, английский в 2 раза превышал американский). Он отнес это к репутации Великобритании как страны высокого качества производства и имперских преимуществ.[6, C. 88]
Эти результаты были подтверждены на примерах для различных отраслей и временных периодов и в других исследованиях, хотя со временем наблюдались отклонения от тенденции английского преимущества (для случая равенства издержек по сравниваемым товарам). Я. Бхагвати теоретически возразил: во-первых, в модели Д. Рикардо ничего не сказано о рынках третьих стран; во-вторых, относительное удешевление британского предложения по товару на 10 % может увеличить долю Британии на d %, но из этого еще не следует, что если мы будем сравнивать 2 товара, один из которых имеет более низкие (Британия / США) издержки на 10 %, то относительно более дешевый товар будет иметь на d % большую рыночную долю. Это зависит от кривой спроса. На основании этого был сделан вывод, что можно ожидать корреляцию между относительными послеторговыми экспортными ценами и экспортными долями, а также между относительными издержками и относительными ценами. Основные результаты такого прикладного вывода представлены на схеме А.5 (приложение А)
Сплошные линии отражают традиционную цепь. Связь (а) не может быть установлена эмпирически, но связи (b) и (с) были эмпирически подтверждены. При этом показано, что (с) не зависит от (а). Данные зависимости проиллюстрируем на следующем примере. Предположим, различные отрасли получают не одинаковые относительные доходы (например, от разной степени монополии или затрат капитала). Цены могут не зависеть от затрат труда, но издержки являются определяющим элементом (чем меньше издержки – тем выше экспортные доли и стимулы к экспорту).
Подводя основные итоги по теории Д. Рикардо, отметим следующее.
Во-первых, Д. Рикардо показал, что выигрыш при обмене проистекает не из абсолютного преимущества, а из того простого факта, что соотношения издержек в отсутствие торговли различны вне зависимости от абсолютных размеров издержек.
Во-вторых, торговля взаимовыгодна, только если она производится по соотношению цен мирового рынка. Рикардо показал также взаимовыгодность торговли и тогда, когда международный обмен осуществляется с участием денег.[12, C. 308]
1.2 Теория Хекшера-Олина
Следующий этап в развитии теории международной торговли связан с Эли Хекшером и Бертилем Олиным. Смысл теории Хекшера-Олина состоит в следующем:
- страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов;
- импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов. [10, C. 401]
Центральные понятия, используемые в теории Хекшера-Олина, – это избыточный фактор и фактороемкий (трудоемкий, капиталоемкий, наукоемкий) продукт. Страна считается в избытке наделенной фактором производства (например, рабочей силой), если соотношение между его количеством и остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире. Продукт является фактороемким (трудоемким), если доля затрат на фактор (рабочую силу) в его стоимости выше, чем в стоимости других продуктов. Итак, причина сравнительных преимуществ – в факторных пропорциях.
Так, в соответствии с теорией Хекшера-Олина страна (h) экспортирует капиталоемкий товар (интенсивного использования капитала, k) и импортирует трудоемкий товар (интенсивного использования труда, l), если выполняется соотношение:
где: k – капитал; l – труд; S – предложение; h – рассматриваемая страна; w – остальной мир.
В таких условиях при прочих равных предпосылках в стране (h) ставка капитала должна быть более дешевой, а труд должен быть более дорогим, чем где-либо. Поэтому дешевый капитал уменьшает издержки производства капиталоемкого товара, а относительный недостаток труда должен увеличить издержки трудоемкого товара в рассматриваемой стране. Вот почему цены отличны в разных странах до установления торговых отношений.
Табл. А.6 (приложение А) иллюстрирует парадокс отношения факторов (факторных пропорций). В США что-то заставило как производителей пшеницы, так и производителей сукна прийти к таким методам производства, которые уменьшили (понизили) отношение земля / труд (к использованию более землеинтенсивных технологий) притом же суммарном предложении факторов.[13, C. 69]
Причина – смещение в выпуске США к землеинтенсивной пшенице. Если бы это было только одним изменением, суммарное отношение земля / труд должно было бы возрасти. Это то, что стимулировало повышение арендной платы и падение зарплаты, которые привели к применению трудоинтенсивных технологий в обоих секторах. (Зеркальное отражение этого можно увидеть в остальном мире).
Свободная торговля и распределение дохода
Теория Хекшер-Олина (Х-О) открыла путь к анализу распределения дохода (выигрыша и проигрыша от торговли) между группами населения, представляющими различные факторы производства. Было показано, что изменение спроса на факторы ведет к кратковременным и долговременным последствиям. В кратковременном плане:
- выигрыши и убытки определяются принадлежностью к тому или иному сектору;
- выигрывают все, кто связан с растущими секторами;
- несут убытки те, кто вовлечен в сектор, где объем производства сокращается.[14, C. 25]
В долговременном плане – в конце концов, от перемещения ресурсов между секторами произойдет тенденция к выравниванию цен на факторы. Последствия изменения спроса на факторы в кратковременном и долговременном плане показаны в таблице А.6 и А.7.(приложение А)
Теорема Столпера-Самуэльсона
При определенных предпосылках установление торговых отношений и свободная торговля неизбежно ведут к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растет (земля), и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает (труд), вне зависимости от того, какова структура потребления этих товаров владельцами факторов производства. Эти тенденции были зафиксированы в теореме Столпера-Самуэльсона и теореме о выравнивании цен на факторы производства. Сформулируем основные предпосылки этой теоремы:
- страна производит два товара, использует два фактора производства;
- ни один из товаров не используется для производства другого; существует совершенная конкуренция; предложение факторов задано;
- для производства одного из товаров интенсивно используется капитал, второго – труд, как в условиях внешней торговли, так и без нее;