Основные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений - предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций - Всемирной торговой организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
3

1
Теории международной торговли…………………………………………...
5


1.1
Теории абсолютных и сравнительных преимуществ………………….
5

1.2
Теория Хекшера-Олина…………………………………………………
13


1.3
Базисная теория международной торговли………………………...….
21




2
Современные теории международной торговли и перспективы развития………………………………………………………………………..
26

2.1
Современные теории международной торговли……………………………..
26

2.2
Перспективы развития…………………………………………………..
31





Заключение…………………………………………………………………….
33

Работа состоит из  1 файл

Основные теории международной торговли.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

- оба фактора могут перемещаться между секторами (но не между странами);

- установление торговых отношений приводит к росту относительной цены на капиталоемкий товар.[7, C. 145]

Столпер и Самуэльсон показали, что этот результат нисколько не зависит от того, какие товары приобретаются для личного потребления семьями владельцев факторов производства. Этот факт пояснил в своем обобщении указанной теоремы Рональд Джонс в 1965 г., показав, что в рамках настоящей модели имеет место эффект усиления, то есть повышение относительной цены на один товар вызывает еще больший рост вознаграждения интенсивно используемого для его производства фактора и сокращение вознаграждения другого фактора.[16, C. 121]

Рассмотрим это на примере изменения в соотношении цен на сукно и пшеницу. Как известно, в условиях конкуренции цена каждого товара равна его предельным издержкам производства:

Pw= предельные издержки на пшеницу = ar+ bw,

Pc= предельные издержки на сукно = cr + dw,

где:      Pw, Pc – соответственно цены на пшеницу и сукно, измеренные в одинаковых единицах (едини­цах товара, или долларах); r – арендная плата за землю; w – ставка зарплаты за труд; a, b, c, d – коэффициенты, отражающие удельные затраты i-го фактора в j-ой отрасли, например, b – число человеко-часов труда для производства бушеля пшеницы (они постоянны или меняются в соответствии с r и w).

Допустим, цена на пшеницу возросла на 10 %, а цена на сукно не изменилась. Это отражается, по крайней мере, на одном факторе, похоже, что на росте арендной платы за землю r (более интенсивное использование земли). Из уравнения цены на сукно следует, что возрастание r при неизменности Pc приведет к падению w. Для рабочих будет тяжелее купить даже сукно, цена на которое не изменилась.

Теперь рассмотрим тождество цены на пшеницу. Нам известно, что w уменьшилась, а Pw повысилась на 10 процентов (по первоначальному предположению). Для сохранения равенства r должна возрасти более чем на 10 процентов.

Если пшеница – фактор, использующий интенсивно землю, то будет выполняться следующее соотношение: Pw возрастает на 10 %, а Pc остается неизменным, тогда r возрастает более чем на 10 %, а w уменьшается.

Итак, фактор, более связанный с сектором возрастающей цены, будет иметь рыночное вознаграждение быстрее, чем возрастание цены на продукт, в то время как фактор, в большей степени ассоциированный с другими секторами, получит реальное снижение своей покупательной способности. И это произойдет вне зависимости от изменения условий нашего примера (даже если мы будем менять коэффициенты a, b, c, d в ответ на изменение r и w), поскольку это следует из того факта, что в условиях конкуренции цена равна предельным издержкам. Цена и предельные издержки до и после торговли изменяют ценовое соотношение между пшеницей и сукном.

Рассмотрим числовой пример.

Пусть: Pw = Pc =100; r = w = 1, a = 40, b = 60, c = 25, d = 75.

Пусть Pw возросло на 10 %. Наша задача – определить значения r и w удовлетворяющие новому уравнению для пшеницы:

110= 40 r + 60 w

и уравнению для сукна:

100 = 25 r + 75 w.

Решение: r возрастает до 1,5 (на 50 %), а w падает до 5/6 (уменьшается на 17 %).

Теорема о выравнивании цен на факторы производства (П. Самуэльсон)

Другим теоретическим приложением теории Х-О является уменьшение различия в ценах на факторы в странах, вовлеченных в торговлю. Это явление нашло отражение в так называемой теореме о выравнивании цен на факторы П. Самуэльсона, которая состоит в следующем: внешняя торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но и на факторы производства (вне зависимости от существующей структуры спроса или обеспечения факторов производства в каждой из стран).[18, C. 45]

Следует отметить, что это утверждение справедливо при следующих очень строгих предпосылках:

- рассматривается два фактора производства, два товара и две страны;

- все рынки являются конкурентными;

- предложение каждого фактора жестко задано;

- в обеих странах факторы используются с полной загрузкой как до, так и после установления торговых отношений;

- отсутствуют транспортные и информационные издержки; торговля является свободной;

- производственные функции для каждого товара идентичны в обеих странах;

- производственные функции являются линейно-однородными;

- отсутствует возможность «обратимости факторной интенсивности» (изменения интенсивности факторов в зависимости от уровня цен на товары);

- обе страны после установления торговых взаимоотношений продолжают производить оба товара.

Несмотря на то, что цены на факторы далеко не одинаковы между торгующими странами, экономисты-международники уверяют, что различие между ценами на факторы в странах были бы намного больше в случае отсутствия международной торговли.[17, C. 225]

Рассмотрим простой пример: пусть Мексика – трудоизбыточная страна, а США – капиталоизбыточная страна. В результате торговли Мексика будет производить большее количество трудоемких товаров для экспорта. Это даст Мексике преимущество от избыточного фактора и относительно низкой зарплаты. Что, в ответ, повысит спрос на труд в Мексике и соответственно приведет к небольшому повышению зарплаты. Но, поскольку Мексика будет импортировать капиталоизбыточные товары из США, ее внутреннее производство капиталоемких товаров сократится и соответственно сократится спрос на национальный внутренний капитал. Это приведет к соответствующему падению цены капитала (процентной ставки). Таким образом, в Мексике в результате торговли немного повысится зарплата, и немного понизятся процентные ставки. Противоположные явления будут происходить в США. Поскольку США увеличит производство капиталоемких товаров на экспорт, спрос на капитал возрастет, что затем увеличит процентную ставку в США. В то же время США сократит производство трудоемких товаров, поскольку будет импортировать их из Мексики. Это вызовет падение спроса на труд и, соответственно, зарплаты в США. (Это основная причина, почему профсоюзы в США лоббируют защиту импортных тарифов).

Таким образом, в результате торговли в США цены установились выше на капитал и ниже на труд, а в Мексике – ниже на капитал и выше на труд. Поэтому разница между ценами на капитал и труд в США и Мексике уменьшилась.

Закономерность специализации факторов производства

Со временем экономисты обобщили исследования теории вознаграждения факторов в международной торговле, ослабляя некоторые ее жесткие предпосылки. Одна из найденных в этой области закономерностей состоит в том, что, чем больше тот или иной фактор специализирован (или сконцентрирован) в экспортном производстве, тем больше он выигрывает в результате внешней торговли. И наоборот, чем выше концентрация фактора в конкурирующем с импортом производстве (импортозамещающих отраслях), тем больше он теряет в результате внешней торговли.[14, C.110]

Для соизмерения экспортной и импортной специализации факторов используется показатель, оценивающий разницу в ресурсоемкости экспорта и импорта по каждому из факторов. При этом, требуется анализ межотраслевого баланса (рассмотреть участие отраслей – поставщиков промежуточной продукции). Показатель экспортной специализации фактора i (Si, x/m):

 

где:       – доля дохода фактора i в общей стоимости экспорта,  – доля дохода фактора i в общей стоимости, конкурирующего с импортом производства (равного по объему импорту), – доля дохода фактора i в суммарном национальном доходе.

Структура экспортной и импортной ориентации определяет позицию заинтересованности групп относительно внешней торговли. Результаты в этой области достигнуты сегодня во многом благодаря исследованию Валерия Леонтьева.

Итак, теория Хекшера-Олина объяснила, что сравнительные преимущества стран, обусловливающие структуру внешней торговли (на основе теории Д. Рикардо), в свою очередь определяются относительной обеспеченностью стран факторами производства. Отразим основные идеи двух теорий международной торговли и их взаимосвязь схематически (схема А.9 приложение А). Относительное преимущество обычно оценивается в эмпирических исследованиях отношением экспорта к импорту (Х/М) по каждой товарной группе.

Структура внешней торговли для шести ведущих стран мира (США, Японии, Германии, Франции, Канады, Италии) наглядно подтверждает справедливость теории Хекшера-Олина. Однако анализ динамики в торговле промышленной продукцией этих стран за 1960-1980 годы говорит как о достоинствах, так и об ограничениях теории Хекшера-Олина. [1, C. 181]

Изменение в обеспеченности факторами свидетельствует о формировании новой структуры международной торговли. Так, Канада и США сдали свои позиции в результате низкого прироста обеспеченности факторами, а Япония и НИС по обеспеченности учеными, квалифицированной рабочей силой и капиталом на одного работающего опередили и Северную Америку, и Западную Европу. Если так будет продолжаться, то у стран с развитой промышленностью будет происходить постепенное выравнивание структур обеспеченности основными факторами производства при сохранении разрыва с менее развитыми странами.

Первая эмпирическая проверка теории Х-О была проведена В. Леонтьевым (Нобелевским лауреатом по экономике) на основе данных о производстве большого количества экспортных и импортозамещающих отраслей США в 1947 г. В. Леонтьев использовал данные о производстве импортозамещения в США, поскольку не располагал данными по зарубежному производству импортируемых США товаров. В результате исследования В. Леонтьев получил: импортозамещение в США было на 30 % более капиталоемким, чем экспорт. Сам Леонтьев предложил два объяснения этому парадоксу. Приведем основные идеи, которые выдвигались при объяснении парадокса.

1.                   Первое объяснение В. Леонтьева состоит в существовании различий в производительности труда между США и его торговыми партнерами (то есть труд в США содержит больше человеческого капитала, поэтому более производителен).

2.                   Второе объяснение В. Леонтьева состоит в том, что нужно рассматривать не только труд и капитал, а и такой важный элемент, определяющий модели торговли, как наделенность страны природными ресурсами. (Так, импорт необработанной нефти, особенно капиталоемкого товара, в производстве требует одновременного использования, как природных ресурсов, так и капитала).

Известны и другие попытки объяснить обнаруженный В. Леонтьевым парадокс.

3.                  Перемена в интенсивности факторов (как теоретическая возможность), например, когда относительные цены на труд и капитал изменяются со временем. Б.С. Минхас обнаружил этот феномен в 1/3 из шести отраслей, которые изучил. В. Леонтьев в 1964 г. обследовал 21 отрасль и обнаружил подтверждение такой возможности только в 8 % случаев. А при анализе двух отраслей, интенсивно использующих природные ресурсы, он выявил подтверждение этой гипотезы только для 1 % случаев.

4.                   Существование торговых барьеров, таких как тарифы и квоты. (Однако, как известно, в то время целью торговых барьеров как раз и было ограничение трудоемкого импорта для сохранения американских рабочих мест, что противоречит выявленной закономерности) Р.И. Болдвин (1971 г.) на основе изучения данных торговли США в 1962 г. также подтвердил то, что торговые барьеры не могут объяснить полностью парадокса Леонтьева.[7, C. 42]

Со временем были предприняты и другие попытки объяснить парадокс, но полностью его объяснить так и не удалось. Это заставило усомниться в единственности модели мировой торговли, основанной на теории Хекшера-Олина, что стимулировало развитие современных теорий международной торговли.

 

1.3 Базисная теория международной торговли

 

В международной торговле, как и на внутренних рынках, совместно спрос и предложение определяют как количество покупаемых и продаваемых товаров, так и относительные цены. Новая (мировая) цена определит выигрыш от внешней торговли для всех участников.

Геометрическое представление кривых "спроса – предложения", определяющее воздействие внешней торговли на производство, потребление и цены, послужит основным инструментом при анализе.

Продемонстрируем это с помощью следующего примера (схема А.10 приложение А). В отсутствие внешней торговли равновесие спроса и предложения на рынках сукна устанавливается при различных ценах: в США в точке А (цена сукна = 2 бушеля за ярд), в остальном мире в точке Н (цена сукна = 2/3 бушеля за ярд). Установление торговых отношений открывает новые возможности перед американскими покупателями и иностранными поставщиками, что позволяет удовлетворять спрос вне прямой зависимости от внутреннего предложения. США получит возможность покупать сукно по цене где-то между 2/3 и 2 бушелями за ярд.

Существует только одно ценовое соотношение, при котором мировой спрос находится в равновесии с мировым предложением, которое устанавливается при сопоставлении левой и правой диаграмм (схема А.10 приложение А).

На схеме А.10 (приложение А) нижняя и верхняя граница цен располагается в диапазоне 2/3 < Р < 2. Определим избыточный спрос в США (Dm = Dus - Sus) и избыточное иностранное предложение (Sx = Sf - Df) для различных значений Р.

P=1, тогда Dm= Dus - Sus = 60 - 20 = 40;

Sx = 80 - 40 = 40;

Dm = Sx= СВ = IJ.

P=2, тогда Dm = 0; Df =0; Sx = Sf - Df =140 - 0.

P= 2/3, тогда Dm = 70 - 10 = 60; Sx = Sf -Df = 0.

P=1,2, тогда Dm = 55 - 25 = 30; Sx = 84 - 34 = 50.

Общественные кривые безразличия

Как известно, кривые спроса определяются кривыми безразличия. Рассмотрим особенности общественных кривых безразличия.

Если у людей различные предпочтения, то изменения в распределении доходов порождают новую карту кривой безразличия, где новые кривые пересекаются со старыми. (Но смысл метода кривых безразличия – в их непересечении). Итак, использование кривых безразличия для анализа процессов на макроуровне осуществляется при следующих упрощающих допущениях:

- предпочтения общества могут быть представлены предпочтениями индивидуума;

- предпочтения устойчивы во времени;

- не происходит изменений в распределении доходов.

Для обоснования применения метода кривых безразличия также используется «принцип компенсации». Если получатели возросших доходов без ущерба для себя, компенсируют потери других, то новое состояние рассматривается как улучшение.

Информация о работе Основные теории международной торговли