Основные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений - предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций - Всемирной торговой организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
3

1
Теории международной торговли…………………………………………...
5


1.1
Теории абсолютных и сравнительных преимуществ………………….
5

1.2
Теория Хекшера-Олина…………………………………………………
13


1.3
Базисная теория международной торговли………………………...….
21




2
Современные теории международной торговли и перспективы развития………………………………………………………………………..
26

2.1
Современные теории международной торговли……………………………..
26

2.2
Перспективы развития…………………………………………………..
31





Заключение…………………………………………………………………….
33

Работа состоит из  1 файл

Основные теории международной торговли.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

Рассчитывается также показатель внутриотраслевой торговли (IIT) для страны (или региона) как противоположный к показателю торговли между отраслями:

IIT доля = 100 % – торговля между отраслями = .

Феномен внутриотраслевой торговли в большей мере характерен для стран с высоким доходом. Для таких стран внутриотраслевая торговля занимает более 60 % в общей структуре торговли.

Заключительный вывод теории международной торговли состоит в том, что свобода торговли может обогатить все нации. Почему же тогда многие страны сопротивляются свободе торговле путем установления всех видов ограничений и барьеров? Ответ заключен в том факте, что, несмотря на то, что торговля действительно обогащает все нации как целое, тем не менее, в реальном процессе будут выигравшие и проигравшие от торговли в пределах каждой страны. В выигрыше будут, в основном, потребители и производители экспортируемых товаров. Проигравшими будут производители и занятые в импортозамещаемых отраслях. Процесс снятия всех торговых барьеров мог бы быть чересчур болезненным для большинства стран. Тем не менее, постепенное устранение торговых барьеров, открывающее дорогу относительно гладкому периоду регулирования, должно быть целью всех государств.[7, C. 25]

 

2.2 Перспективы развития

 

Несмотря на усиливающуюся интеграцию мировых рынков, политические, психологические и технические преграды на пути передвижения товаров и услуг между странами все еще остаются существенными. Устранение этих преград привело бы к весьма значительной трансформации мирового хозяйства, а также национальных хозяйств всех стран мира. По мнению многих экономистов, первые очевидные признаки такой трансформации появились уже в 1970-е годы. В большинстве промышленно развитых стран мира начали осознавать, что такие новые индустриальные державы, как Южная Корея, Гонконг и Бразилия, вполне способны производить многие виды промышленной продукции (например, одежду, электронное оборудование, суда и автомобили) с меньшими издержками, чем в развитых странах. Вероятно, в будущем базовые отрасли обрабатывающей промышленности развитых стран мира будут испытывать большие трудности в конкурентной борьбе с продукцией новых соперников. Ради сохранения нынешних позиций в мировой торговле промышленно развитым государствам придется сосредоточиться на выпуске продукции высокой технологии или на оказании услуг, требующих огромного опыта (например, в финансовом менеджменте), а также (в случае с США) – на производстве продовольственных товаров. Адаптация к новым тенденциям потребует огромных и весьма болезненных перемен. Без этих перемен страны, ныне входящие в группу промышленно развитых, утратят свои преимущества в будущем мире, где способность производить базовую промышленную продукцию, вероятно, станет гораздо более обычной, чем когда-либо в прошлом. [10, C. 124]

 

Заключение

 

Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего  нынешнего объема международных  экономических отношений. Ещё ни одной стране мира не удалось создать экономику, без участия в международной торговле. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Международная торговля является следствием международного разделения труда и международной специализации. Это закрепляет за ней серьёзные перспективы развития. Кроме того, мировая торговля способствует углублению интернационализации производства, международной экономической интеграции и глобализации. Исходя из этого изучение её современного положения и рассмотрение перспектив её развития необходимо для построения внешнеэкономической стратегии, как на макро -, так и на микроуровне. Это означает, что не только государства должны иметь свою программу поведения на международном рынке товаров и услуг, но и сами предприятия и организации, работающие на этом рынке должны иметь стратегические концепции функционирования и поведения в меняющихся условиях.

Внешняя торговля, особенно в странах с  открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых рынках, оказывает огромное влияние на общее состояние экономики. Ухудшение условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики.

Динамика развития международной торговли характеризуется стремительным ростом объёмов товарооборота в последнее десятилетие. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала большинства государств. При этом важно отметить тенденцию, согласно которой растёт доля торговли готовой продукцией по отношению к доле торговли сырьём и материалами. В том числе повышаются и объёмы торговли полуфабрикатами. В растущем многообразии форм международной торговли весомое положение начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК. Это объясняется, прежде всего, укреплением позиции на международном уровне самих ТНК, а так же естественным благоприятным положением связанных, но находящихся в разных странах подразделений. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Объёмы международной торговли, движущей все международные товарные потоки, растут быстрее производства. Они растут и относительно предыдущих, при чём большими темпами. Кроме того, меняется и структура торговли. Сейчас преобладает торговля готовой продукцией над торговлей сырьём и материалами. Географическая структура международной торговли также изменяется: основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же в свою очередь торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, развивают сферу международного туризма. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт рабочей силы.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что в динамике наблюдается стремительный  рост объёмов международной торговли, а доля готовой продукции в  нём неуклонно растёт. Структура международной торговли, как географическая, так и товарная постоянно меняется, представляя собой в данный момент систему из двух элементов: развитые страны, торгующие в основном между собой, и развивающиеся страны, поставляющие свою продукцию в развитые страны.

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

         1.

Внешняя торговля 

(от англ. «foreign trade») - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.

2.

Доход

(от англ. «income») - поток денег или общая сумма денег, поступающая экономическим агентам в виде заработной платы, жалования, ренты, дивидендов, процентов, предпринимательской прибыли в течение определенного периода (за год).

3.

Импорт

(от  лат. «importare» – ввозить) - импорт - ввоз  в страну заграничных товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны; услуг - в форме платного пользования услугами иностранных фирм; капитала - в форме предоставления кредитов и займов.

4.

Капитал

(от лат. «capitalis» – главный) - капитал - в широком смысле - аккумулированная (совокупная) сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.

5.

Международная торговля

(от англ. «international trade») - система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

6.

Производство

(от англ. «manufacture») - процесс превращения

 

ресурсов в готовую продукцию.

 

7.

Протекционизм

(от  лат. «protectio» - покровительство, защита) - протекционизм - экономическая политика  государства противоположная политике «свободной торговли» и направленная  на защиту от иностранной конкуренции  имеющих стратегическое значение  отраслей отечественной экономики.

8.

Торговля

(от англ. «trade») - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

9.

Цена

(от англ. «price») - сумма, которую следует уплатить при приобретении товара или услуги.

10.

Экспорт

(от лат. «exportare» – вывозить) – экспорт - вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках; выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта.

 

Список использованных источников

 

     1.

Абакумова, О.Г. Макроэкономика [Текст]: Учебник / О. Г. Абакумова. - М.: Приор, 2005. - 224 с. - ISBN 5-95120-460-7.

2.

Абрамов, В.Л. Мировая  экономика [Текст]: Учебник / В.Л. Абрамов. - М.: Дашков и К, 2006. - 312 с.- ISBN 5-94798-821-6.

3.

Базылев, Н.И. Макроэкономика [Текст] Учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко. - М.: Современная школа, 2007. - 288 с. - ISBN 978-985-6807-57-5.

4.

Басовский, Л.Е. Мировая экономика [Текст]: / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2009. - 208 с. - ISBN 9-78516-001-840-9.

5.

Басовский, Л.Е. Мировая экономика [Текст]: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2003. - 208 с. - ISBN 5-16001-840-9.

6.

Васильева, Т.Н. Мировая экономика [Текст]: / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев. - М.: Флинт, 2008. - 160 с. - ISBN 9-78597-650-109-6.

7.

Гукасьян, Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы. [Текст] / Г.М. Гукасьян. - 4-е издание. - М.: Инфа-М, 2007. - 199 с. - ISBN 9-78516-003-065-4.

8.

Ермашкевич, Г.И. Экономическая история зарубежных стран [Текст]: Ответы на экзаменационные вопросы / Г.И. Ермашкевич. - М.: ТетраСистемс, 2008. - 155 с. - ISBN 9-78985-470-727-3.

9.

Кочергина, Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Т.Е. Кочергина. - М.: Феникс, 2006. - 288 с. - ISBN 5-22209-400-6.

10.

Муталимов, М.Г. Основы экономической теории [Текст] / М.Г. Муталимов. - М.: Интерпрессервис, 2002. - 464 с. - ISBN 9-85665-621-4.

11.

Нуреев, Р.М. Рабочая  тетрадь по курсу макроэкономики [Текст]: учебное пособие для вузов / Р.М. Нуреев, Н.А. Нуреева. - М.: Норма, 2006. - 112 с. - ISBN 5-46800-008-3.

     12.

Овчинников, Г.П. Макроэкономика [Текст]: Учебник для  вузов / Г.П. Овчинников, Е.Б. Яковлева. - М.: ПОИСК, 2006. - 367 с. - ISBN 5-89705-007-4.

     13.

Овчинников, Г.П. Экономика [Текст]: Учебник / Г.П. Овчинников. - М.: Инфра-М, 2002. - 352 с. - ISBN 5-80160-186-4.

     14.

Резник, Г.А. Мировая  экономика [Текст]: Учебное пособие  для ВУЗов / Г.А. Резник, Ю.Г. Дуев, С.Г. Чувакова. - М.: Феникс, 2007. - 128 с. - ISBN 9-78522-207-193-9.

     15.

Симионов, Ю.Ф. Международная экономика и  международные экономические отношения [Текст]: Учебное пособие для вузов / Ю.Ф. Симионов, О.А.Лыкова. - М.: Феникс, 2007. - 189 с. - ISBN 9-78522-210-665-5.

     16.

Соколов, Р.Е. История  экономических учений [Текст]: Учебное  пособие / Р.Е. Соколов. - М.: Маркет ДС, 2007. - 144 с. - ISBN 9-78579-580-165-0.

     17.

Шуркалин, А.К. Мировая  экономика. Введение во внешнеэкономическую  деятельность [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / А.К. Шуркалин. - М.: Феникс, 2002. - 248 с. - ISBN 5-94010-002-3.

     18.

Яблокова, С.А. Мировая  экономика [Текст]: Конспект лекций / С.А. Яблокова. - М.: ПРИОР, 2007. - 160 с. - ISBN 9-78595-120-728-9.

 

Приложения

 

А

 

39

 



Информация о работе Основные теории международной торговли