Планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Развитие как экономическая категория 7
1.2. Организация процесса прогнозирования на предприятии 13
1.3. Планирование на предприятии: сущность и виды 22
2. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения 31
2.2. Методы прогнозирования и планирования 39
2.3. Разработка бизнес-плана предприятия 51
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА-ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГЕОМАШ») 56
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Геомаш» 56
3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО «Геомаш» 62
3.3. Расчет эффективности плана развития ОАО «Геомаш» 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Приложение А. Структура пассива баланса ОАО «Геомаш» 109
Приложение Б. Структура актива баланса ОАО «Геомаш» 110
Приложение В. Резюме ОАО «Геомаш» 111
Приложение Г. Поставщики ОАО «Геомаш» 114
Приложение Д. Конкуренты ОАО «Геомаш» 116
Приложение Ж. SWOT-анализ ОАО «Геомаш» 118

Работа состоит из  1 файл

Планирование и прогнозирование на предприятии.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

     При изучении поставщиков материалов и  комплектующих                      ОАО «Геомаш» в первую очередь обращает внимание на следующие характеристики их деятельности: стоимость поставляемого товара; гарантию качества поставляемого товара; временной график поставки товаров; пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

     Основные  поставщики ОАО «Геомаш» представлены в Приложении Г.

     Уровень риска при ведении бизнеса в прогнозируемой среде поставщиков оценивается показателем 4 по шкале 1-5.

     Изучение  конкурентов ОАО «Геомаш» занимает особое и очень важное место в планировании на предприятии. Конкуренты проводят достаточно агрессивную маркетинговую политику по завоеванию рынка в выбранных сегментах, которая включает гибкую ценовую политику, улучшение характеристик бурового оборудования, высокий уровень обслуживания потребителей (капитальный ремонт буровой техники, мобильный сервис), гарантийное обслуживание, интенсивное продвижение (имиджевое участие в выставках, использование различных видов рекламы, включая Интернет, презентацию оборудования на территории заказчиков), выпуск новых образцов техники и модернизация. Вышеуказанные мероприятия проводятся не всеми конкурентами и не в полном объеме, но являются характеристиками конкурентной среды.

     Конкуренция сильна в связи с умеренно растущим спросом на продукцию в отдельных  сегментах, особенно в тех сегментах, которые в большей степени зависят от целевого финансирования. Для завоевания потребителей конкуренты вынуждены жестко контролировать свои издержки, повышать качество и снижать количество рекламаций. Критичным фактором в конкурентной борьбе является срок поставки.

     Издержки  переключения покупателей существенны. Это означает, что расходы покупателя при переходе с использования бурового оборудования одного производителя на другое буровое оборудование достаточно велики. К расходам относятся не только материальные затраты, но и дополнительные затраты времени на переобучение персонала.

     Конкуренция интенсивна в виду того, что затраты  на то, чтобы покинуть рынок выше, чем на то, чтобы остаться на нем  и принять участие в конкурентной борьбе. Специфика производства и  накопленный опыт определяют целесообразность производителей буровых заниматься именно этим видом бизнеса. И даже в случае неэффективной работы и потерь они будут вынуждены оставаться на рынке, дабы не понести еще большие затраты, связанные с уходом из рынка либо переориентацией производства.

     Предприятия-конкуренты ОАО «Геомаш» в отдельных сегментах  рынка представлены в Приложении Д.

     Составной частью анализа конкурентоспособности  является анализ возможностей и опасностей фирмы в конкурентной среде.

     С учетом собранной информации о конкурентах и объективной оценки собственных возможностей разрабатывается таблица рыночных возможностей и опасностей. Цель - выявить привлекательные направления маркетинговых усилий фирмы, на которых она может добиться конкурентных преимуществ.

     Таким образом, формируется 4 списка, которые можно удобно расположить в виде матрицы (таблица 6).

     Затем рассмотрим различные сочетания сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. При этом на пересечении строк и столбцов можно располагать как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки по пятибалльной шкале значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями. Полученные результаты приведены в Приложении Ж,    таблице Ж.1. 
 

Таблица 6 - SWOT-анализ для ОАО «Геомаш»

Сильные стороны: Слабые стороны:
1. Благоприятный (стабильный) имидж 

2. Наличие резерва  мощностей 

3. Высокое качество  продукции среди российских производителей

4. Высокий уровень конкурентоспособности буровых установок

5. Широкий ассортимент  продукции 

6. Опыт в разработке  новых моделей 

7. Наличие квалифицированных  специалистов в области производства  оборудования

8. Наличие дилерской  сети 

9. Большой опыт  работы в данной отрасли

10. Современный  опыт внешнеэкономической деятельности

1. Устаревшее  оборудование 

2. Отсутствие  соответствующих автоматизированных  систем управленческого учета

3. Текучесть  квалифицированных специалистов

4. Сложность  с доступом информации о рынке

5. Недостаточно  эффективные каналы распространения и продвижения товаров

6.Неудовлетворительная  организация маркетинга

7. Сложность  организационной структуры 

8. Предприятие  не имеет достаточных инвестиционных возможностей

9. Высокая себестоимость  продукции

10. Недостаток  управленческих знаний и умений

Угрозы: Возможности:
1. Неблагоприятное изменение налогового  законодательства

2. Рост цен  на сырье и материалы 

3. Увеличение  зарубежных конкурентов на российском рынке

4. Большое влияние  географических факторов на производство и сбыт

5. Рост инфляции 

6. Выход на  рынок конкурентов с низкими  издержками

7. Снижение спроса 

8. Общеэкономическая  и политическая нестабильность

9. Сокращение  госзаказов 

10. Высокий процент  за кредит 

1. Расширение  рынка сбыта

2. Возможность  использования навыков и технологических новшеств при выпуске новой продукции

3. Получение  госзаказа 

4. Увеличение  доли рынка 

5. Интеграция (вертикальная  или горизонтальная)

6. Развитие дилерской  сети 

7. Возможность  расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов

8. Возможность  снижения стоимости на определенные виды товара для увеличения спроса на эту продукцию

9. Быстрый рост  рынка 

10. Расширение  сервисного обслуживания

 

     Суммируя  полученные оценки, можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды     (Приложение Ж, таблица Ж.2).

     Количественная  оценка сильных и слабых сторон позволяет  расставить приоритеты, и на их основе распределять ресурсы между разными проблемами.

     После определения количественных характеристик  следует сформулировать проблемы, возникшие  на каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Т.о., получаем проблемное поле предприятия (Приложение Ж, таблица Ж.3).

     Анализ  покупателей как компоненты непосредственного окружения    ОАО «Геомаш» в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый предприятием.

     Покупатели  продукции предприятия разделены  на отдельные       сегменты по видам деятельности, которые они осуществляют:    сейсморазведка, инженерно-геологические изыскания, строительство, водоснабжение, геологоразведка.

     Покупатели  занимают в каждом сегменте определенную  рыночную нишу, обусловленную возможностями применяемого оборудования и спросом на те или иные виды работ.

     1. Сейсморазведка. От числа буровых установок, составляющих парк буровой техники производственных организаций установки производства «Геомаш» составляют приблизительно 75% из которых 74,6% - выпускаемые на сегодняшний день, 0,4% - ранее выпускаемые и на сегодняшний день снятые с производства. 74,6% обусловлены ростом добычи нефти и других полезных ископаемых. Изучение геологического строения сейсмическими методами имеет важное значение на всех этапах геологоразведочного процесса при поиске и разведке месторождений полезных ископаемых - региональном, детальном, при работе на месторождениях. При этом, доля буровых установок, приобретаемых для замены изношенных - незначительна. Исходя из того, что в настоящее время рыночная доля предприятия высока, буровое оборудование, используемое покупателями относительно новое и узнаваемость торговой марки «Геомаш» высока, поэтому наблюдаются средние темпы роста рыночной доли предприятия в данном сегменте. У каждого покупателя в среднем эксплуатируется по 35 буровых установок.

     2. Инженерно-геологические изыскания. От числа буровых установок, выпускаемых российскими предприятиями и составляющих парк буровой техники производственных организаций установки производства  «Геомаш» составляют 63,48%, из которых  25,34% - выпускаемые на сегодняшний день,  38,14% - ранее выпускаемые и на сегодняшний день снятые с производства. 63,48% обусловлены возможностью буровых установок производства «Геомаш» осуществлять наиболее применяемые при инженерно-геологических изысканиях технологии бурения, а также возможностью применения навесного оборудования для полевых методов испытаний грунтов, что в комплексе на сегодняшний день дает конкурентное преимущество. Исходя из того, что рыночная доля предприятия высока, буровое оборудование используемое покупателями по большей части устаревшее, узнаваемость торговой марки «Геомаш» высока, поэтому наблюдаются  средние  темпы роста рыночной доли предприятия в данном сегменте. У каждого покупателя в среднем эксплуатируется по 3-4 буровые установки.

     3. Строительство. От числа буровых установок, выпускаемых российскими предприятиями и составляющих парк буровой техники  производственных организаций установки производства компании «Геомаш» составляют 51,5%, из которых 29,3% - выпускаемые на сегодняшний день, 22,2% - ранее выпускаемые и на сегодняшний день снятые с производства.   51,5% - процент от буровых установок, применяются покупателями при работе в сегменте «Строительство» при бурении скважин следующего назначения: скважины под столбы, ограды, шпунты, сваи при строительстве средних и мелких объектов, бурение в закрытых помещениях: усиление фундаментов, замена фундаментов под оборудование при реконструкции предприятий и на открытых площадках при усилении стенок откосов гидротехнических сооружений. Это обусловлено технико-экономическими показателями производства работ. Исходя из того, что рыночная доля предприятия средняя, узнаваемость торговой марки «Геомаш» невысокая, но в то же время сегмент рынка стабильно растет, поэтому наблюдаются высокие  темпы роста рыночной доли предприятия в данном сегменте. У каждого покупателя в среднем эксплуатируется по 4 буровые установки.

     4. Водоснабжение. От числа буровых установок, выпускаемых российскими предприятиями и составляющих парк буровой техники  производственных организаций установки производства компании «Геомаш» составляют 26,27%. Из них: 10,9% - выпускаемые на сегодняшний день,     15,37% - ранее выпускаемые и на сегодняшний день снятые с производства. В 2009 году повышенные темпы роста наблюдаются при бурении скважин хозяйственно-бытового назначения  и низкие темпы роста при бурении скважин промышленного назначения. Потребители продукции предприятия осуществляют бурение скважин хозяйственно-бытового назначения, которые ограничены в первую очередь глубиной бурения и скоростью проходки.  Исходя из того, что рыночная доля предприятия низкая, узнаваемость торговой марки «Геомаш» невысокая, и технические характеристики бурового оборудования предприятия подходят не для всех видов работ в данном сегменте следует, что наблюдаются  низкие  темпы роста рыночной доли предприятия в данном сегменте. У каждого покупателя в среднем эксплуатируется по 3-4 буровые установки.

     5. Геологоразведка. От числа буровых установок, выпускаемых российскими предприятиями и составляющих парк буровой техники  производственных организаций установки производства компании «Геомаш» составляют 17,15%, из которых 7,77% - выпускаемые на сегодняшний день, 9,38% - ранее выпускаемые и на сегодняшний день снятые с производства. На массовом рынке геологоразведочных работ рыночная ниша, занимаемая потребителями продукции «Геомаш» незначительна, что обусловлено ограниченными возможностями применяемого оборудования (условия залегания полезных ископаемых различны). В 2009 г. наблюдался прирост инвестиций в геологоразведку. Исходя из того, что рыночная доля предприятия низкая, узнаваемость торговой марки «Геомаш» невысокая, и технические характеристики бурового оборудования предприятия подходят не для всех видов работ в данном сегменте, наблюдаются  низкие  темпы роста рыночной доли предприятия в данном сегменте. У каждого покупателя в среднем эксплуатируется по 5-6 буровых установок.

      На  основе трендового метода в программе  Excel выполнены расчеты (коэффициент корреляции = 0,68334; параметры тренда: отрезок = 20,27273 и наклон = 0,458042), на основе которых можно сказать, что предприятие прогнозирует следующие объемы продаж (таблица 7). 

Таблица 7 – Прогнозируемые объемы продаж, шт.

Буровые установки 2010
янв фев мар апр май июн июл авг сен окт нояб дек Всего
26 26 25 27 28 27 27 27 26 33 32 33 337
2011
1кв. 2кв. 3кв. 4кв. Всего
77 83 94 101 355
 
 

    В результате анализа цен на буровые установки за прошлый год, при учете инфляции на продукцию были установлены следующие цены и тенденции их изменения (таблица 8). 

Таблица 8 - Цены с учетом инфляции, тыс.руб.

Буровые установки 2010 г. (1,32 х цена  2009 г.) 2011 г. (1,42 х цена  2010 г.)
ПБУ 1032,9 1466,7
ЛБУ 1631,6 2316,9
АЗА-3 960 1363,2
УШ-2Т4 991,5 1407,9
УСГ-002 1380,1 1959,7
ББУ-001 (ДВС) 405 575,1

Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятии