Проект концепции по модернизации национальной системы ценообразования в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание

В целях реализации задач по модернизации системы ценообразования в строительстве в Республике Беларусь и разработана настоящая Концепция (договор от 30.05.2012 №37-ИФ/12, заключенный с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, по теме: «Провести анализ европейской системы ценообразования в строительстве и выработать предложения по модернизации национальной системы ценообразования в увязке с принципами ценообразования на европейских рынках строительных услуг»).
Концепция предусматривает совершенствование ценообразования в строительстве в современных условиях социально-экономического развития страны. Она базируется на ранее действующей Концепции ценообразования в Республике Беларусь, на теоретических предпосылках, выработанных учеными и практиками в передовых странах Европы и СНГ, а также на практическом опыте архитектурной и строительной деятельности в ФРГ.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..
2. Оценка действующего порядка ценообразования
в строительстве……………………………………………………………….
3. Опыт архитектурной и строительной деятельности в ФРГ…………….
4. Пути совершенствования ценообразования
в строительстве……………………………………………………………...
5. Заключение……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Proekt_koncepcii.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

Содержание:

 

                                                                                                                             .

  1. Введение…………………………………………………………………..

 

2. Оценка действующего  порядка ценообразования

в строительстве……………………………………………………………….

 

3. Опыт архитектурной  и строительной деятельности в ФРГ…………….

 

4. Пути совершенствования ценообразования

в строительстве……………………………………………………………...

 

5. Заключение……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь являются либерализация экономики, развитие конкурентной среды и качества продукции, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития, в том числе за счет обеспечения инвестиционной привлекательности, внедрения инноваций и конкуренции, реализации мер по совершенствованию бизнес-климата и хозяйственной деятельности, ограничения перечня товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. Однако, при этом остается приоритетным направление экономического регулирования государства, направленное на социальную защиту населения и развитие человеческого потенциала.

Эффективность инвестиционной политики выражается, в том числе в создании возможностей для привлечения достаточного количества денежных средств с целью финансирования развития как производственной, так  и социальной сфер экономики.

Строительный  комплекс Республики Беларусь и его  составляющая, занятая жилищным строительством, являются неотъемлемой частью экономики  республики и одним из ее «локомотивов», куда направляются значительные денежные средства как государства и частных инвесторов, так и граждан, и куда предполагается в настоящее время привлекать еще больше инвестиций.

Отражением  величины требуемых инвестиций и  служит определение сметной стоимости  строительства объектов.

Поэтому состояние  строительства и его прогноз на ближайшую перспективу будут обусловлены направлениями вектора государственной политики в части ценообразования, которые будут реализовываться в развитие Указа Президента республики Беларусь от 11 августа 2011 г. N 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

Учитывая, что  одними из важнейших факторов являются однозначное правовое регулирование  и рыночный механизм ценообразования, то приведение области ценообразования в строительстве, которая является отражением затраченных на строительство ресурсов, к современному уровню законодательства и строительства является весьма актуальным.

В целях реализации задач по модернизации системы ценообразования в строительстве в Республике Беларусь и разработана настоящая Концепция (договор от 30.05.2012 №37-ИФ/12, заключенный с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, по теме: «Провести анализ европейской системы ценообразования в строительстве и выработать предложения по модернизации национальной системы ценообразования в увязке с принципами ценообразования на европейских рынках строительных услуг»).

Концепция предусматривает  совершенствование ценообразования  в строительстве в современных  условиях социально-экономического развития страны. Она базируется на ранее действующей Концепции ценообразования в Республике Беларусь, на теоретических предпосылках, выработанных учеными и практиками в передовых странах Европы и СНГ, а также на практическом опыте архитектурной и строительной деятельности в ФРГ. Применение предлагаемых подходов позволит привести к повышению эффективности инвестиционной деятельности в республике, созданию условий для расширенного применения новых технологий, а также к упорядочению процессов, связанных со строительством.

Переход на новые принципы ценообразования потребует корректировки действующих и подготовки новых нормативных правовых, в том числе технических правовых, актов, регламентирующих порядок формирования цен в строительстве, укрупненных нормативов расхода ресурсов по видам работ и на единицу строительной продукции и цен на них, формирование банка данных о стоимости объектов-аналогов, разработка подрядными организациями своих собственных норм расхода материальных, трудовых и иных видов ресурсов при выполнении единицы строительных работ.

 

 

II. Оценка действующего порядка ценообразования в строительстве

 

Система ценообразования  в строительстве, действующая в  Республике Беларусь, включает элементы государственного сметного нормирования, мониторинга цен, прогнозирования и обеспечивает решение задач по формированию стоимости строительной продукции.

В настоящее  время в Республике Беларусь действуют  две нормативно-справочные базы для  составления сметной документации и определения стоимости строительства:

- базисные цены на 1 января 1991 года и 2006 года;

- текущие цены на дату разработки сметной документации.

Нормативно-справочные базы разработаны во исполнение Указов Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 N 676 (ред. от 11.08.2011) «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования», от 11.08.2011 N 361 "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" и постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 № 1917 «О некоторых вопросах применения норм и цен в строительстве», от 18.11.2011 N 1553 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. N 361" и применяются на объектах республики в зависимости от времени разработки проектной документации и даты начала строительства.

При оценке стоимости  строительства исходя из базисного  уровня цен, в том числе и при  расчетах за выполненные работы, используются индексы изменения стоимости элементов затрат строительно-монтажных работ (в разрезе заработной платы, транспортных затрат, накладных расходов, плановых накоплений, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания), а также средневзвешенные цены на строительные материалы и машины-представители по регионам республики. Для координации деятельности в области ценообразования в строительстве, совершенствования нормативно-правовой базы с учетом интересов всех участников инвестиционного процесса при Минстройархитектуры и Минэкономики создана и функционирует постоянно действующая Межведомственная комиссия по ценообразованию в строительстве, которой рассматриваются ежемесячно разработанные индексы и цены, предлагаемые к утверждению Минстройархитектуры. Расчет индексов, средневзвешенных цен на строительные материалы и машины производится в соответствии с действующими нормативными актами, устанавливающими порядок их разработки, применения и утверждения.

Основная задача индексации стоимости строительства  в условиях трудно прогнозируемой инфляции – установление пределов, в которых должна находиться экономически обоснованная цена. Ежемесячная индексация стоимости выполненных работ в период исполнения договоров (контрактов) строительного подряда не позволяет обеспечить стабильность цены на строительную продукцию, для чего был осуществлен переход на договорные (контрактные) цены в строительстве, определяемые по результатам проведения подрядных торгов.

Начиная с 1 января 2012 года сметная документация составляется в текущих ценах на дату ее разработки на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Для отражения изменения стоимости строительства с даты разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства, определенного в проектной документации, используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Минэкономики. Таким образом, в сметной документации определяется стоимость строительства на дату окончания работ (до завершения инвестиционного цикла).

Для выполнения задач по определению стоимости строительства в Республике Беларусь создана уникальная по объему и структуре фундаментальная нормативно-справочная база, включающая в себя: ресурсно-сметные нормы, нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении, индексы изменения элементов затрат, составляющих строительно-монтажные работы, текущие цены на материалы, изделия и конструкции, эксплуатацию машин и механизмов, тарифы на перевозку строительных грузов, специальные расчетно-программные комплексы, обеспечивающие формирование нормативной базы и выполнение расчетов. Для решения задач автоматизированного расчета и выпуска сметной документации используется сметная интегрированная система (Cic). 

Действующий с 1 января 2012 года порядок составления  сметной документации на основании  нормативов расхода ресурсов и текущих цен на них с учетом определения стоимости строительства до завершения инвестиционного цикла позволяет формировать неизменную договорную (контрактную) цену в пределах нормативного срока строительства объекта.

Такой подход к определению стоимости строительства предусматривает полную ответственность подрядчика за принятые обязательства по стоимости и срокам строительства, а заказчика – за своевременное финансирование, что, безусловно, повышает эффективность инвестиций в строительство.

Однако существующая система  проектирования, определения цены объекта  строительства и организация  строительного производства требует дальнейшего совершенствования по следующим причинам:

- существенной  разницей размеров средств на  строительство, определяемых на предынвестиционном и инвестиционном (проектном) этапах создания строительной продукции и размером средств фактически израсходованных на строительство по завершению инвестиционного (строительного) этапа ее создания;

- значительными погрешностями постоянного характера в определении затрат на строительство при осуществлении архитектурной деятельности (с использованием существующей системы ценообразования), в том числе при выполнении оценки предполагаемых затрат на промежуточных этапах проектирования и невозможность предварительной оценки затрат для любого этапа принятия проектного решения;

- негативной тенденцией  постоянных корректировок проектной  документации при осуществлении  строительства.

Очевидно, что  значительное влияние на повышение  эффективности инвестиций в строительство оказывает качество проектирования, которое является начальной и решающей стадией строительства. Для оптимизации принимаемых проектных решений необходима разработка и внедрение систем автоматизированного строительного проектирования, позволяющего решать вопросы многовариантности проектирования в сжатые сроки с учетом экономической оценки вариантов технологической и строительной частей объектов и с увязкой проектных решений по организации строительства с реальной технологией строительства и с учетом сокращения нормативных сроков строительства.

Решение новых  задач многовариантности проектных  решений с оценкой в оперативном  режиме их экономичности наряду с внедрением в практику нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и определением на их основе сметной стоимости строительства объектов требует модернизации технической нормативной базы и нормативно-справочной базы по ценообразованию в строительстве, которая позволяла бы не только учитывать все ценообразующие факторы при строительстве объектов, но и давала бы возможность планировать затраты при осуществлении инвестиционных проектов в строительстве, исходя из многовариантности проектных решений и технологии производства работ и реализовать принцип взаимосвязи между всеми циклами инвестиционного проекта с целью максимально эффективного использования инвестиций.

Таким образом, целью модернизации является: обеспечение планирования затрат в строительстве со степенью достоверности удовлетворяющей возможностям использования систем бюджетирования в инвестиционно-строительной сфере на всех этапах «жизненного цикла строительной продукции».

При этом, модернизация  существующей системы ценообразования в строительстве должна осуществляться на принципах преемственности, планомерности, основываться на методологической проработке и внедрении новых методов ценообразования параллельно с существующими.

Основное  развитие в строительстве в ближайшей  перспективе  должны получить следующие методы ценообразования: ресурсный метод, метод аналогового сравнения (по объектам-аналогам) и метод использования укрупненных нормативов стоимости по видам работ и объектам строительства с учетом удельных технико-экономических показателей  при одновременном использовании базисно-индексного метода.

Для использования  ресурсного метода ценообразования  в строительстве созданы практически  все необходимые условия.

Информация о работе Проект концепции по модернизации национальной системы ценообразования в строительстве