Развитие малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;

Работа состоит из  1 файл

вотвотвотвотвотвотвот.docx

— 69.20 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика любой страны не может нормально  развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного  хозяйства, неотъемлемый элемент присущего  ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает  рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и  производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный  потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения  прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В этом состоит актуальность выбранной темы.

Значимость  изучения проблематики малого предпринимательства  усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло  в отношении государственной  и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование  его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы  как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными  негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки  государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый  бизнес не всегда способен успешно  противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические  и административные барьеры для  выхода новых предприятий на рынок  и развития их деятельности. Все  большее количество малых предприятий  вынуждены из-за несовершенства российского  законодательства «уходить в тень». По некоторым экспертным оценкам, к  теневой экономике в той или  иной степени причастны до 90% малых  предприятий.

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном  уровне является представитель малого бизнеса.

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного  субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных  ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость  капиталовложений. Мелкий собственник  не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия  в развитии бизнеса, действует в  необычайно сложных для выживания  условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей  мере он стремится утвердиться в  торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы  обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

Цель  данной работы - исследовать малое  предпринимательство, определить его  роль, условия и тенденции развития в России.

Исходя  из цели можно поставить следующие  задачи:

- рассмотреть  сущность и роль малого предпринимательства  в современной рыночной экономике;

- определить  тенденции развития малого предпринимательства и рассмотреть методы государственной поддержки предпринимательства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

    1. Сущность, виды и роль малого предпринимательства в рыночной экономике.

 

Малым предпринимательством (малым бизнесом)  признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные  законом признаки, конституирующие  сущность этого понятия. В ряду научных  работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой  лиц, или предприятия, управляемые  одним собственником.

Наряду  со средней численностью персонала  критериями отнесения к малому предпринимательству  выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного  капитала и другое.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» от 14 июня 1995 года за №88-43 под  субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юр. лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность  работников за отсчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, в строительстве, на транспорте  – 100 чел.;

- в сельском  хозяйстве и научно технической  сфере – 60 чел.;

- в оптовой  торговле – 50 чел.;

- в розничной  торговле и бытовом обслуживании  населения – 30 чел.;

- в остальных  отраслях и при осуществлении  в других видах деятельности  – 50 чел.

Средняя за отчётный период численность работников малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного  времени, а так же работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятиям выше названной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных  действующим законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на последующие  три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Во всех странах, и в частности в России, первым критерием отнесения предприятия к малым является численность работающих, наряду с которой применяются и такие показатели, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода, доля в собственности предприятия внешних собственников, размер уставного капитала и др.

 

 

    1. Условия необходимые для существования малого предпринимательства.

Для формирования малого предпринимательства необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

Экономические условия:

- предложение  товаров и спрос на них;

- виды товаров,  которые могут приобрести покупатели;

- объем денежных  средств, которые могут быть  истрачены на покупки;

- избыток  или недостаточность рабочих  мест, рабочей силы, влияющие на  уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать  товары.

На экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность  денежных ресурсов, уровень доходов  на инвестированный капитал, а также  величина заемных средств, необходимых  предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые  готовы  предоставить им кредитные  учреждения.

Всем  этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с  помощью которой предприниматели  могут устанавливать деловые  взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:

-  банки,  оказывающие финансовые услуги;

- поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими  изделиями, энергией, машинами и  оборудованием, инструментом и  др.;

-  оптовые  и розничные продавцы, предоставляющие  услуги по доведению товаров  до потребления;

- специализированные  фирмы и учреждения, оказывающие  профессиональные юридические, бухгалтерские,  посреднические услуги;

- агентства  по трудоустройству, занимающиеся  подбором рабочей силы;

- учебные  заведения, обучающие рабочих  с специалистов-служащих;

- прочие  агентства – рекламные, транспортные, страховые и т.п.;

Элементы  процесса функционирования малого предпринимательства  представлены в таблице 1.1

 

 

 

 

 

   Таблица  1.1 - Элементы процесса функционирования малого предпринимательства

Определение и оценка возможностей малого бизнеса

Разработка бизнес-плана

Определение потребности в ресурсах

Управление предприятием малого бизнеса

Раздел I

Продолжительность бизнеса

Рынок для реализации бизнеса

Вступление 

Описание бизнеса

Содержание плана

Определение необходимых ресурсов

Определение имеющихся ресурсов

Разработка стиля управления

Внедрение системы контроля

Разработка организационных процедур

Раздел II

Анализ конкуренции

Ценность бизнеса для рынка  и предприятия

Риск и прибыль,      которые содержит бизнес

Предпринимательские знания, навыки, желания

1.Описание предприятия (резюме)

2.Анализ отрасли

3.План производства

4.План маркетинга

5.Финансовый план

6.Организационный план

7.Операционный план

8.Заключение. Расчет эффективности

Идентифицирование потребности в  ресурсах

Определение поставщиков необходимых  ресурсов

Разработка подхода к поставщикам 

Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, их оценка)

Определение факторов успеха


 

Социальные условия:

Вплотную к экономическим примыкают  социальные условия формирования малого предпринимательства. Прежде всего  это стремление покупателей приобретать  товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное – на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От своей деятельности предприниматель  должен получать удовольствие. Он участвует  в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).

Важную роль в формировании малого предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации  обучения современным методам ведения  предпринимательской  деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для  обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и  т.п.

Правовые условия:

  Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Правовые нормы должны обеспечивать:

- упрощенную и ускоренную процедуру  открытия и регистрации предприятий  малого бизнеса;

- защиту предпринимателей от  государственного бюрократизма;

- совершенствование налогового  законодательства в направлении  мотивации производственной предпринимательской  деятельности, развития совместной  деятельности предпринимателей  России с предпринимателями зарубежных  стран. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

В условиях перехода к рыночным отношениям в  России «разнузданность предпринимателей»  проявляется нередко в очень  жестоких формах. В сфере малого бизнеса России система законов  только складывается.

Информация о работе Развитие малого бизнеса