Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
ВВЕДЕНИЕ
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Малое предпринимательство - это существенная
составляющая цивилизованного рыночного
хозяйства, неотъемлемый элемент присущего
ему конкурентного механизма. Этот
предпринимательский уклад
Значимость
изучения проблематики малого предпринимательства
усиливается тем, что именно малому
бизнесу, пожалуй, менее всего повезло
в отношении государственной
и иной поддержки. Недооценка малого
предпринимательства, игнорирование
его экономических и социальных
возможностей могут быть квалифицированы
как крупный, стратегический просчет,
чреватый многочисленными
Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства «уходить в тень». По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.
Сложившееся
положение открывает
Государство
не желает видеть в секторе малого
предпринимательства
Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть
сущность и роль малого
- определить
тенденции развития малого
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Малым предпринимательством
(малым бизнесом) признается деятельность,
осуществляемая определенными субъектами
рыночной экономики, имеющими установленные
законом признаки, конституирующие
сущность этого понятия. В ряду научных
работ под малым
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и другое.
В соответствии
с Федеральным законом «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ» от 14 июня 1995 года за №88-43 под
субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации,
в уставном капитале которых доля
участия РФ, субъектов РФ, общественных
и религиозных организаций, благотворительных
и иных фондов не превышает 25%, доля,
принадлежащая одному или нескольким
юр. лицам, не являющимися субъектами
малого предпринимательства, не превышает
25% и в которых средняя
- в промышленности,
в строительстве, на
- в сельском
хозяйстве и научно
- в оптовой торговле – 50 чел.;
- в розничной
торговле и бытовом
- в остальных отраслях и при осуществлении в других видах деятельности – 50 чел.
Средняя
за отчётный период численность работников
малого предприятия определяется с
учетом всех его работников, в том
числе работающих по договорам гражданско-
В случае
превышения малым предприятиям выше
названной численности
Во всех странах, и в частности в России, первым критерием отнесения предприятия к малым является численность работающих, наряду с которой применяются и такие показатели, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода, доля в собственности предприятия внешних собственников, размер уставного капитала и др.
Для формирования малого предпринимательства необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия:
- предложение товаров и спрос на них;
- виды товаров,
которые могут приобрести
- объем денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
- избыток
или недостаточность рабочих
мест, рабочей силы, влияющие на
уровень заработной платы
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем
этим занимается множество организаций,
составляющих инфраструктуру рынка, с
помощью которой
- банки, оказывающие финансовые услуги;
- поставщики,
организующие снабжение сырьем,
материалами, полуфабрикатами,
- оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребления;
- специализированные
фирмы и учреждения, оказывающие
профессиональные юридические,
- агентства
по трудоустройству,
- учебные заведения, обучающие рабочих с специалистов-служащих;
- прочие
агентства – рекламные,
Элементы процесса функционирования малого предпринимательства представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1 - Элементы процесса функционирования малого предпринимательства
Определение и оценка возможностей малого бизнеса |
Разработка бизнес-плана |
Определение потребности в ресурсах |
Управление предприятием малого бизнеса |
Раздел I | |||
Продолжительность бизнеса Рынок для реализации бизнеса |
Вступление Описание бизнеса Содержание плана |
Определение необходимых ресурсов Определение имеющихся ресурсов |
Разработка стиля управления Внедрение системы контроля Разработка организационных |
Раздел II | |||
Анализ конкуренции Ценность бизнеса для рынка и предприятия Риск и прибыль, которые содержит бизнес Предпринимательские знания, навыки, желания |
1.Описание предприятия ( 2.Анализ отрасли 3.План производства 4.План маркетинга 5.Финансовый план 6.Организационный план 7.Операционный план 8.Заключение. Расчет эффективности |
Идентифицирование потребности в ресурсах Определение поставщиков необходимых ресурсов Разработка подхода к |
Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, их оценка) Определение факторов успеха |
Социальные условия:
Вплотную к экономическим
От своей деятельности предприниматель должен получать удовольствие. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).
Важную роль в формировании малого предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.
Правовые условия:
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Правовые нормы должны обеспечивать:
- упрощенную и ускоренную
- защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
- совершенствование налогового
законодательства в
В условиях
перехода к рыночным отношениям в
России «разнузданность