Развитие малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;

Работа состоит из  1 файл

вотвотвотвотвотвотвот.docx

— 69.20 Кб (Скачать документ)

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все  экономические и социальные процессы в интересах общества в целом  и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально справедливого  распределения дохода, не гарантирует  права на труд, не поддерживает социально  незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и других актуальных проблем.

Обо всем этом должно позаботиться государство  путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит  пройти за значительно более короткий срок.

 

 

    1. Нормативное регулирование малого предпринимательства

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный  закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (далее также  – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных  в Федеральном законе, является принципиально  новый подход к критериям выделения  субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения  предприятий к соответствующей  категории являются средняя численность  работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости  активов.

Согласно  нормам Федерального закона к субъектам  малого предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
  3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

- для микропредприятий – 60 млн. рублей;

- для малых предприятий – 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 года также вступили в силу нормы  Федерального закона, определяющие, что  предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются  Правительством Российской Федерации  один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изменения коснулись и порядка ведения  статистических наблюдений за деятельностью  малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью  субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства  Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в  сфере малого предпринимательства  формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью  микропредприятий проводятся один раз  в год.

Используемые  сокращения:  АО – автономный округ, ИПЦ – индекс потребительских  цен, МП – малые предприятия, СН –  стоимость фиксированного набора потребительских  товаров и услуг для межрегиональных  сопоставлений покупательной способности, ФО – федеральный округ.

 

 

    1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства 

        Анализируя отечественный опыт  развития малого предпринимательства,  можно указать на его следующие  преимущества:

- более быстрая  адаптация к местным условиям  хозяйствования;

- большая  независимость действий малых  предприятий, гибкость и оперативность  в принятии и выполнении принимаемых  решений;

- относительно  невысокие расходы при осуществлении  деятельности, особенно затраты  на управление;

- большая  возможность индивида реализовать  свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая  потребность в первоначальном  капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и в процесс производства;

- относительно  более высокая оборачиваемость  собственного капитала.

Собственники  малых предприятий более склоны к сбережению и инвестированию, у  них всегда более высокий уровень  личной мотивации, что положительно сказывается в целом на деятельность предприятия. Малые предприятия  лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения  по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействует подготовке работников и распространению практических знаний.

Однако, малому предпринимательству присущи  и определенные недостатки:

- более высокий  уровень риска, что обуславливает  высокую степень неустойчивости  положения на рынке;

- большая  зависимость от крупных компаний;

- ошибки  в управлении собственным делом;

- слабая  компетентность руководителя, повышенная  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования;

- трудности  в заимствовании дополнительных  финансовых средств и получения  кредитов;

- неуверенность  и осторожность хозяйствующих  партнёров при заключении договоров.

Большинство неудач малых фирм связанно менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых предприятий. В регулярно  проводимых опросах главными причинами  неудач называют:

- некомпетентность  бизнесменов;

- несбалансированный  опыт;

- нехватка  опыта в коммерции, финансах, поставках,  производстве, управлении и в  единичных формах владения и  в товариществах;

- не умение  заводить и поддерживать деловые  связи и контакты.

Однако  менее благоприятные условия  хозяйствования, чем у крупных  предприятий, обусловливают меньшую  устойчивость и конкурентоспособность  малого предприятия, поэтому оно  нуждается в государственной  поддержке.

Так же недостатком  в деятельности малого предпринимательства  является их «уход в тень», что  не позволяет объективно оценить  результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства  свойственно наличие теневой  экономики. Малое предприятие «уводят  в тень» такие показатели, как  выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем  выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ

 

2.1 Основные статистические данные

Количество зарегистрированных малых предприятий.

По состоянию  на 1 апреля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,6 ед. и составило 154,7 ед.

 

Таблица 2.1 – Количество зарегестрированных малых предприятий по федеральным  округам Российской Федерации

 

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП  
на 1 апреля 2010 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населен1

Единиц

прирост / сокращение за период

01.04.2009-01.04.2010

в % от

среднего 
по РФ

РФ

154,7

-5,6

100,0

Центральный ФО

184,1

-12,9

119,0

Северо-Западный ФО

230,5

-0,5

148,9

Южный ФО

129,7

-26,0

83,8

Северо-Кавказский ФО

62,5

-3,3

40,4

Приволжский ФО

157,6

1,5

101,8

Уральский ФО

116,6

4,3

75,3

Сибирский ФО

128,0

-3,0

82,7

Дальневосточный ФО

154,0

7,2

99, 6


1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.

 

В трех федеральных  округах наблюдается рост количества малых предприятий как в абсолютном выражении, так и в расчете  на 100 тыс. человек населения. Лидеры роста – Дальневосточный федеральный  округ (прирост 4,9% или 7,2 малых предприятий  на каждые 100 тыс. жителей округа) и  Уральский федеральный округ (прирост  более чем на 3,9% или 4,3 малых предприятия  на каждые 100 тыс. жителей округа). В  Приволжском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил порядка 0,9% или 1,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.

Наиболее  значительное сокращение количества малых  предприятий зафиксировано в  Южном федеральном округе – на 16,7% или 26 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения.

В Центральном  федеральном округе количество малых  предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 12,9 ед., в  Северо-Кавказском  федеральном  округе – на 3,3 ед., в Сибирском  – на 3,0 ед., Северо-Западном – на 0,5 ед.

На 1 апреля 2010 г. по сравнению с 1 апреля 2009 г. количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. человек населения выросло  в 47 регионах.

 

 

Таблица 2.2 - Распределение регионов по группам с различной динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля 2010 г.

 

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей

Количество регионов

Сильное сокращение (свыше 10 ед.)

0

Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.)

3

Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.)

33

Небольшое увеличение (от 0,1 до 100 ед.)

46

Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.)

0

Сильное увеличение (свыше 100 ед.)

1


 

Наибольший  рост показателя (более чем на 20,0 ед.) отмечен Чукотском АО (на 155,5 ед.), Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской областях (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской  области (на 20,6 ед.) и Республике Марий  Эл (на 20,3 ед.)

Заметный  рост количества малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей (более  чем на 10,0 ед.)  отмечен также  в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецкий АО (на 17,6 ед.) и Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 14,5 ед.) и Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).

В 36 регионах количество малых предприятий в  расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя характерно для Волгоградской (на 79,9 ед.), Мурманской (на 67,3 ед.) и Московской (на 53,8 ед.) областей.

Значительное  сокращение количества малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей (на 10,0 ед. и более) зафиксировано в Калининградской (на 36,9 ед.) и Ивановской (на 32,3 ед.) областях, Красноярском крае (на 31,3 ед.), Нижегородской (на 27,4 ед.)  и Ростовской (на 23,7 ед.) областях, г. Москве (на 23,5 ед.), Белгородской (на 13,8 ед.) и Челябинской (на 11,5 ед.) областях, Краснодарском крае (на 10,0 ед.)

Информация о работе Развитие малого бизнеса