Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и других актуальных проблем.
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более короткий срок.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно
нормам Федерального закона к субъектам
малого предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный
реестр юридических лиц
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
- для микропредприятий – 60 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей.
С 1 января
2010 года также вступили в силу нормы
Федерального закона, определяющие, что
предельные значения выручки от реализации
товаров (работ, услуг) и балансовой
стоимости активов
Изменения
коснулись и порядка ведения
статистических наблюдений за деятельностью
малых предприятий: в соответствии
с Правилами проведения выборочных
статистических наблюдений за деятельностью
субъектов малого и среднего предпринимательства
(утверждены Постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 февраля
2008 года № 79), статистические данные в
сфере малого предпринимательства
формируются без учета
Используемые
сокращения: АО – автономный округ,
ИПЦ – индекс потребительских
цен, МП – малые предприятия, СН –
стоимость фиксированного набора потребительских
товаров и услуг для
Анализируя отечественный опыт
развития малого
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая
независимость действий малых
предприятий, гибкость и
- относительно
невысокие расходы при
- большая
возможность индивида
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.
Собственники
малых предприятий более склоны
к сбережению и инвестированию, у
них всегда более высокий уровень
личной мотивации, что положительно
сказывается в целом на деятельность
предприятия. Малые предприятия
лучше информированы об уровне спроса
на местных рынках, часто товары
производят по заказу конкретных потребителей.
Малые предприятия способствуют
росту занятости безработного населения
по сравнению с крупными предприятиями,
тем самым содействует
Однако, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки:
- более высокий
уровень риска, что
- большая
зависимость от крупных
- ошибки
в управлении собственным
- слабая компетентность руководителя, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности
в заимствовании
- неуверенность
и осторожность хозяйствующих
партнёров при заключении
Большинство
неудач малых фирм связанно менеджерской
неопытностью или профессиональной
некомпетентностью
- некомпетентность бизнесменов;
- несбалансированный опыт;
- нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении и в единичных формах владения и в товариществах;
- не умение
заводить и поддерживать
Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предприятия, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.
Так же недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики. Малое предприятие «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.
2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ
2.1 Основные статистические данные
Количество зарегистрированных малых предприятий.
По состоянию на 1 апреля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,6 ед. и составило 154,7 ед.
Таблица 2.1 – Количество зарегестрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП | ||
Единиц |
прирост / сокращение за период 01.04.2009-01.04.2010 |
в % от среднего | |
РФ |
154,7 |
-5,6 |
100,0 |
Центральный ФО |
184,1 |
-12,9 |
119,0 |
Северо-Западный ФО |
230,5 |
-0,5 |
148,9 |
Южный ФО |
129,7 |
-26,0 |
83,8 |
Северо-Кавказский ФО |
62,5 |
-3,3 |
40,4 |
Приволжский ФО |
157,6 |
1,5 |
101,8 |
Уральский ФО |
116,6 |
4,3 |
75,3 |
Сибирский ФО |
128,0 |
-3,0 |
82,7 |
Дальневосточный ФО |
154,0 |
7,2 |
99, 6 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
В трех федеральных
округах наблюдается рост количества
малых предприятий как в
Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий зафиксировано в Южном федеральном округе – на 16,7% или 26 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения.
В Центральном федеральном округе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 12,9 ед., в Северо-Кавказском федеральном округе – на 3,3 ед., в Сибирском – на 3,0 ед., Северо-Западном – на 0,5 ед.
На 1 апреля 2010 г. по сравнению с 1 апреля 2009 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 47 регионах.
Таблица 2.2 - Распределение регионов по группам с различной динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля 2010 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей |
Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 10 ед.) |
0 |
Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.) |
3 |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.) |
33 |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 100 ед.) |
46 |
Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.) |
0 |
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) |
1 |
Наибольший рост показателя (более чем на 20,0 ед.) отмечен Чукотском АО (на 155,5 ед.), Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской областях (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях, Хабаровском крае (на 21,0 ед.), Псковской области (на 20,6 ед.) и Республике Марий Эл (на 20,3 ед.)
Заметный рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей (более чем на 10,0 ед.) отмечен также в Самарской (на 19,3 ед.), Тверской (на 19,2 ед.) и Курганской (на 17,9 ед.) областях, Ямало-Ненецкий АО (на 17,6 ед.) и Тюменской области (на 16,2 ед.), Республике Татарстан (на 14,6 ед.), Магаданской области (на 14,5 ед.) и Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Иркутской области (на 13,3 ед.) и Чувашской Республике (на 11,7 ед.), Курской области (на 11,6 ед.) и Республике Северная Осетия-Алания (на 11,2 ед.).
В 36 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя характерно для Волгоградской (на 79,9 ед.), Мурманской (на 67,3 ед.) и Московской (на 53,8 ед.) областей.
Значительное
сокращение количества малых предприятий
в расчете на 100 тыс. жителей (на 10,0
ед. и более) зафиксировано в