Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства
Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно не достаточный. Одной из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее не устойчивая предпринимательская структура, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В России
существуют различные организационные
формы государственной
Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов – большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий не стабильное и не определенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем тем, что действует на частном рынке судных капиталов. Гарантированный займа дает кредитору государственная гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство пытается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные организации и т.д. в предоставлении капиталов мелким фирмам.
Имеются
и другие формы поддержки
- обеспечение государственным заказом;
- предоставление особых льгот предприятиям, создаваемых в отсталых областях со слабо развитой промышленностью.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. Постановление «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993г. 12мая 1995г. был принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства». В законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:
- формирование
инфраструктуры поддержки и
- создание
льготных условий
- введение
упрощенного порядка
- поддержка
внешнеэкономической
-организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В том же году был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
Уделяется внимание и развитию малого бизнеса и в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки.
Несмотря на достаточно большое внимание к вопросам развития малого бизнеса, в регионах малые предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в стране в целом. В их числе:
- несовершенная система налогообложения;
- отсутствие
надежных правовых гарантий, явная
противоречивость отдельных
- финансовые
трудности с получением
- сложности
с арендой и приобретением
помещений, их высокая,
- продолжающиеся криминальные угрозы.
Помимо федеральных и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.
На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:
- «О защите
прав юридических лиц и
- «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;
- «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.
Главная
цель Федерального закона «О защите прав
юридических лиц и
В соответствии
с Федеральным законом «О лицензировании
отдельных видов деятельности»
существенно сокращено
Наконец, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков государственной регистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии с Законом передаются от регистрационных палат налоговым инспекциям.
При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом.
Одно
из основных направлений Комплексной
программы – соединение единого
информационного пространства для
предпринимателей, свободный доступ
к ресурсам и объединенным массивам
деловой информации. Главные нерешенные
проблемы в сфере малого бизнеса,
которые обусловлены а основном
несовершенством федерального законодательства,
- недостаточная нормативно-
Другой приоритет – информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества.
С 1 января 2011 года для всех налогоплательщиков, применяющих "упрощёнку" (УСН) и "вменёнку" (ЕНВД), ставка страховых взносов увеличивается на 20% (с 14% до 34%). При общем режиме налогообложения рост составит всего 8 процентов (с 26% до 34%).
В результате для предпринимателей и предприятий, работающих по упрощённой системе налогооблажения (УСН) и по единому налогу на вменённй доход (ЕНВД), финансовая нагрузка вырастет в 2,4 раза, для применяющих общий режим налогообложения - чуть меньше, в 1,3 раза.
По самым осторожным оценкам экспертов, делать это сейчас не совсем разумно, а по самым радикальным мнениям — смертельно для российского малого бизнеса.
При этом отметим, что с 2010 года установлен предел налогооблагаемой базы, который составляет 415 000 рублей на каждого работника предприятия (нарастающим итогом с начала года, если данная сумма превышается, то взносы не начисляются, согласно п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ).
Другими словами это означает, что данные лимиты фактически направленны против развития малого бизнеса, так как для крупного бизнеса увеличения страховых взносов не произойдет, а во многих случаях даже очевидна тенденция к их уменьшению.
Несмотря
на мероприятия по поддержке субъектов
малого предпринимательства, создание
новых частных предприятий идет
очень скромными темпами. Виной
тому может стать как малая
предпринимательская
2.4 Перспективы развития малого предпринимательства
Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.
Прежде
всего следует ограничить малый
бизнес от бюрократии, сделать как
можно проще процедуру
Необходимо
существенно уменьшить
На наш взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.
Для вновь
создаваемых предприятий малого
бизнеса необходимо широкое использование
лизинга франчайзинга. Если франчайзинговая
система завоевывает у нас
в стране все больше позиций, то лизинг
находится лишь в зачаточном состоянии.
Дальнейшему развитию этих форм деятельности
среди предприятий малого бизнеса
должны содействовать крупные
Нужна более
энергичная работа по развитию инфраструктуры
малого бизнеса, развитию банковской системы,
различных фондов поддержки малого
бизнеса. Малые предприятия должны
иметь возможность в любую
минуту получить консультацию и бесплатную
помощь по вопросам открытия и функционирования,
по проблемам маркетинговой
Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тысяч предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20-30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тысяч предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.