Развитие малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;

Работа состоит из  1 файл

вотвотвотвотвотвотвот.docx

— 69.20 Кб (Скачать документ)

 

 

2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства

 

Масштабы  развития малого предпринимательства  в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно не достаточный. Одной из причин такого положения  состоит в том, что не получила должного развития государственная  поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как  наиболее не устойчивая предпринимательская  структура, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные  формы государственной поддержки  и защиты интересов предприятий  этой сферы. Созданы ассоциации предприятий  малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятия малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и другие.

Российские  банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более  высокие проценты, чем по крупным  кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов –  большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий не стабильное и не определенное, а низкая капитализация  существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем тем, что действует на частном рынке  судных капиталов. Гарантированный  займа дает кредитору государственная  гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство  пытается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные организации  и т.д. в предоставлении капиталов  мелким фирмам.

Имеются и другие формы поддержки государственной  поддержки малого бизнеса:

- обеспечение  государственным заказом;

- предоставление  особых льгот предприятиям, создаваемых  в отсталых областях со слабо  развитой промышленностью.

В целях  развития малого бизнеса и обеспечения  его государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных  постановлений. Постановление «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993г. 12мая 1995г. был принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства». В законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

- формирование  инфраструктуры поддержки и развития  малого предпринимательства;

- создание  льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок;

- введение  упрощенного порядка регистрации  субъектов малого предпринимательства,  лицензирования их деятельности;

- поддержка  внешнеэкономической деятельности  предприятий малого бизнеса;

-организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров для малых  предприятий.

В том  же году был принят еще один Федеральный  закон «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени  в России сложились и функционируют  три системы налогообложения  предприятий малого бизнеса.

  1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). Помимо общих малые предприятия получают специальные льготы.
  2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995 г.).
  3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь признается потенциально возможный (вмененный) доход, исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса  и в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные  программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них  созданы специальные органы и  фонды его поддержки.

Несмотря  на достаточно большое внимание к  вопросам развития малого бизнеса, в  регионах  малые предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в  стране в целом. В их числе:

- несовершенная  система налогообложения;

- отсутствие  надежных правовых гарантий, явная  противоречивость отдельных нормативно-правовых  актов;

- финансовые  трудности с получением банковского  кредита для открытия предприятий,  их функционирования; неравноправность  в доступе к различным материальным  ресурсам, их дороговизна; 

- сложности  с арендой и приобретением  помещений, их высокая, нередко  недоступная, цена;

- продолжающиеся  криминальные угрозы.

Помимо  федеральных и региональных многие негосударственные организации  ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные  фонды и агентства, банки, кредитные  и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них  предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:

- «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при проведении  государственного контроля (надзора)»  № 134-ФЗ;

- «О лицензировании  отдельных видов деятельности»  № 128-ФЗ;

- «О государственной  регистрации юридических лиц»  № 129-ФЗ.

Главная цель Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» - устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской  деятельности или ограничивающие ее. В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к  контролю за деятельностью предприятий, ограниченно число оснований  для проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность  органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными  действиями. О значении этого Закона можно судить по тому, что в стране действует около 80 государственных  служб, в той или иной степени  имеющих отношение к малому бизнесу.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»  существенно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области  лицензирования, создает условия  для стабильной работы предпринимательских  структур.

Наконец, Федеральный закон «О государственной  регистрации юридических лиц» существенно  упрощает условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью  днями. Значительно ограничены основания  для отказа или искусственного затягивания  сроков государственной регистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии с Законом передаются от регистрационных палат налоговым инспекциям.

При правительстве  РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним  и крупным бизнесом.

Одно  из основных направлений Комплексной  программы – соединение единого  информационного пространства для  предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены а основном несовершенством федерального законодательства, - недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, недоработанный Федеральный закон о государственной  поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование  нежилых помещений.

Другой  приоритет – информационное обеспечение  малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества.

С 1 января 2011 года для всех налогоплательщиков, применяющих "упрощёнку" (УСН) и "вменёнку" (ЕНВД), ставка страховых взносов увеличивается на 20% (с 14% до 34%). При общем режиме налогообложения рост составит всего 8 процентов (с 26% до 34%).

В результате для предпринимателей и предприятий, работающих по упрощённой системе налогооблажения (УСН) и по единому налогу на вменённй доход (ЕНВД), финансовая нагрузка вырастет в 2,4 раза, для применяющих общий  режим налогообложения - чуть меньше, в 1,3 раза.

По самым  осторожным оценкам экспертов, делать это сейчас не совсем разумно, а по самым радикальным мнениям —  смертельно для российского малого бизнеса.

При этом отметим, что с 2010 года установлен предел налогооблагаемой базы, который составляет 415 000 рублей на каждого работника  предприятия (нарастающим итогом с  начала года, если данная сумма превышается, то взносы не начисляются, согласно п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ).

Другими словами это означает, что данные лимиты фактически направленны против развития малого бизнеса, так как  для крупного бизнеса увеличения страховых взносов не произойдет, а во многих случаях даже очевидна тенденция к их уменьшению.

Несмотря  на мероприятия по поддержке субъектов  малого предпринимательства, создание новых частных предприятий идет очень скромными темпами. Виной  тому может стать как малая  предпринимательская активность, так  и последствия финансового кризиса, которые сказываются на покупательной  способности большей части населения нашей страны.

 

 

2.4 Перспективы развития малого предпринимательства

 

Несмотря  на серьезность проблем, связанных  с малым бизнесом, отечественный  малый бизнес имеет перспективы  дальнейшего развития.

Прежде  всего следует ограничить малый  бизнес от бюрократии, сделать как  можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс  сокращения числа лицензируемых  видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая  не только опасна с моральной точки  зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает  конкуренцию.

Необходимо  существенно уменьшить налоговую  нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

На наш  взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки  малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших  приоритетных направлениях, создать  для него систему гарантий кредитования.

Для вновь  создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование  лизинга франчайзинга. Если франчайзинговая  система завоевывает у нас  в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса  должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более  энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую  минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой  другой проблеме.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в  год будет возрастать. В малый  бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные  знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких  предприятий. На сегодняшний день в  стране функционирует около 900 тысяч  предприятий малого бизнеса. По некоторым  оценкам только от 20-30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тысяч предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Информация о работе Развитие малого бизнеса