Развитие малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;

Работа состоит из  1 файл

вотвотвотвотвотвотвот.docx

— 69.20 Кб (Скачать документ)

Более чем  на 50% показатель сократился в Ставропольском крае (на 83,6%), Владимирской области (на 80,7%), Ненецком АО (на 79,4%), Курганской области (на 73,9%), Пермском крае (на 69,3%), Брянской (на 66,0%), Калининградской (на 63,7%), Саратовской (на 62,6%) и Тульской (на 62,2%) областях, Хабаровском крае (на 55,8%), Новгородской (на 55,6%) и Ивановской (на 51,5%) областях, Республике Коми (на 51,3%) и Тюменской  области (на 50,8%).

Таблица 2.8 - Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в      основной капитал на МП в  январе-марте 2010 г. относительно января-марта 2009 г. (с учетом ИПЦ)

 

Изменение объемов инвестиций

Количество регионов

Регионы, данные по которым отсутствуют

3

Сильное сокращение (50-100%)

16

Среднее сокращение (30-50%)

11

Небольшое сокращение (до 30%)

15

Небольшое увеличение (до 30%)

10

Среднее увеличение (30-50%)

8

Сильное увеличение (50-100%)

11

Очень сильное увеличение (свыше 100%)

9


 

 

Основные  выводы:

1. По итогам 1 квартала 2010 г. в целом по стране по всем рассматриваемым  показателям развития малого предпринимательства, за исключением объема оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика.

2. На 1 апреля 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,5%. Среднесписочная численность занятых на МП за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основой капитал снизился на 16,8%. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в 1 квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

3. Итоги деятельности малых предприятий в 2009 г. в региональном разрезе можно охарактеризовать как разнонаправленные. В 47 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 36 регионе, объемов оборота МП – в 49 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 38 регионах.

 

 

 

2.2 Проблемы развития и методы решения существенных проблем малого предпринимательства в России

 

 

При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые  надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть  предприятиями, находящимися в собственности  государства, каким образом, с помощью  какого механизма и по каким ценам  будет осуществляться передача собственности. Следовало так же создать рынки  капитала, банковскую, финансовую и  валютную системы. Надо было разработать эффективное системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом  рынке. Следовало также добиться признания населения новых правил игры.

Стояла  задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования  и найти способ решения проблем, возникающих вследствие того, что  простая приватизация гигантских неэффективных  предприятий порождает систему  гигантских неэффективных частных  монополий.

Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных  отраслей и разработать налоговые  системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

Наконец, необходимо было решить, будет ли допущена, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных  фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих  вследствие неизбежных экономических  диспропорций как во время переходного  периода, так и после его завершения.

Большинство этих проблем в полной мере относятся  и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего  его развития в России остаются в  основном те же:

- недостаточность  начального капитала и собственных  оборотных средств;

- трудности  с получением банковских кредитов;

- усиление  давления криминальных структур;

- нехватка  квалифицированных бухгалтеров,  менеджеров, консультантов;

- сложности  с получением помещений и крайне  высокая арендная плата;

- ограниченные  возможности получения лизинговых  услуг;

- отсутствие  должной социальной защищенности  и личной безопасности владельцев  и работников малых предприятий.

Дело  в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте  после налогового бремени стоят  чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную  проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую  экономику. Специалисты, анализирующие  оборот теневой экономики, оценивают  его не менее чем в 40% ВВП.

По данным журнала «Эксперт» доля теневой  заработной платы снизилась с 35,2% в 2008 году до 27-28% в 2010 году, занимая по-прежнему значительный удельный вес. Называется три главные причины такого положения:

- сохраняющиеся  высокие ставки налогов, и прежде  всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять  эффективную капитализацию предприятия;

- не доверие  к власти, не уверенность в  стабильности экономического и  общественного положения;

- боязнь  криминальных структур.

По степени  важности (в разных источниках) основные проблемы малого бизнеса располагаются  в следующем порядке:

- высокий  уровень налогообложения;

- недоступность  кредитных ресурсов;

- административные  барьеры.

Предприятия малого бизнеса в России сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так  и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой  сектор у нас отсутствовал . Это означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. Ясно, что предельно напряжённый государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Для развития малого бизнеса требуется тщательно  выверенная, последовательно приводимая в жизнь система отбора, позволяющая  предоставлять ощутимые приоритеты, тем, кто более полезен обществу. На сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения  при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса. Следует создавать  механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода льгот, включая и связанное с внешнеэкономической  деятельностью. Смысл их в том, чтобы  обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для  последовательного развертывания  предпринимательства.

Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться  малый бизнес. Пока она не совершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Трудность в  том, что, во- первых, нет сводной  единой законодательной основы для  сегодняшней деятельности малых  предприятий, а во-вторых, имеющиеся  разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчётность по тем показателям, которые  дают право этим предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном  объеме и своевременно. Ограничен  для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует  значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема – кадровая. Квалифицированных  предпринимателей, к сожалению, гораздо  меньше, чем реально нужно экономике.

Не простая  проблема связанна и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существующая на основе распределения  общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в  нынешних условиях оказалось практически  подорванной. Требуется, по сути, строить  эту систему заново по отношению  ко всему обществу, а по отношению  к предпринимателям, новому социальному  слою, тем более.

Кредитуя  малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение  кредита. Самое неприятное состоит  в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время  обслуживаются в данном банке, имеют  не больше привилегий, чем новые  клиенты.

Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет  предприятиям сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить  риски утечки информации о бизнесе. Помимо того предприятия надеются на получение определенных видов льгот, хотя, как правило, такие льготы они  не получают.

Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий  малого бизнеса качеством кредитования:

- отсутствие  льгот на кредитование, работающих  с определенным банком длительное  время;

- необходимость  подготовки значительного пакета  документов и длительное время  рассмотрения заявок;

- искусственное  сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов  при одновременном сужении перечня  имущества, принимаемого в залог.  В значительной степени это  относится к «старым» клиентам, обсуживающихся в данном банке  более трех лет.

- качество  банковского обслуживания. Прежде  всего это скорость, условия обслуживания  и стоимость услуг.

Существенной  проблемой для малого бизнеса  является обеспечение доступа к  производственным площадям и офисным  помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большем дефиците и, как следствие, запредельно дороги, либо  их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

Непомерная  тяжесть арендного бремени. Более  чем у половины респондентов на оплату уходит 30% всех расходов предприятия, а  у остальной половины и более. О каком развитии бизнеса может  идти речь?

 Другая  проблема развития малого бизнеса,  выявленная в ходе исследования, - взаимодействие предпринимателей  с местными властями и проверяющими  инстанциями, которые зачастую  связаны с необоснованными претензиями  и с прямым вымогательством.  По статистике почти 10% выручки  затрачивает среднестатистическое  предприятие на взятки.

Неблагополучно  и с конкурентной ситуацией. Главной  помехой честной конкуренции  и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация  района (20%  опрошенных), администрация  города (20%), крупные компании(24%).

Подводя некоторый итог исследования малого бизнеса в России, следует отметить значительное расхождение в различных  регионах. В одних регионах проблемы связаны с бюрократическим производством. В других – острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для  развития малого бизнеса вообще и  малого в частности наблюдаются  там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.

Определенную  роль в решении проблем сыграла  реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001г. С принятием  закона о проверках и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании.

Необходимо  также упорядочить процедуру  банкротства. Совершенно нормально, когда  в зоне предпринимательства рождаются  и гибнут предприятия.

У нас  закрыть предприятие крайне сложно. Поэтому данные статистики и реального  положения дел значительно расходятся.   

  Остается еще много проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в стране. Можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. У предпринимателей всегда должен быть выбор при  поиске объекта собственности.

Информация о работе Развитие малого бизнеса