Современное состояние финансового механизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1. Понятие, функции и структура финансового механизма……………………

2. Финансовый механизм предприятия и государства………………………….

3. Финансовый механизм до кризиса, во время кризиса и перспективы развития……………………………………………………………………………..

4. Применение финансового механизма на конкретных примерах (в транспортной сфере)……………………………………………................

5. Современное состояние финансового механизма в России……………..

Заключение ………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 1.64 Мб (Скачать документ)

     Под финансовым инструментом в самом  общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное  увеличение финансовых активов одной  фирмы и финансовых обязательств - другой.

     К финансовым активам относятся:

     - денежные средства;

     - контрактное право получить от  другой фирмы денежные средства  или любой другой вид финансового  актива;

     - контрактное право обмена финансовыми  инструментами с другой фирмой  на выгодных условиях;

     - акции других предприятий.  

     К финансовым обязательствам относятся:

     - контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых актинов другой фирме;

     - контрактное обязательство обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях (например, вынужденная продажа дебиторской задолженности).

     Таким образом, финансовые инструменты - это документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные (производные). К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям и др.

     Становление активной рыночной среды обусловливает  становление, формирование и использование  в предпринимательской деятельности производных финансовых инструментов, т.е. производных от базовых инструментов, применяемых и банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь  это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

     Правовое  обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предпринимательских фирм в условиях становления рыночной экономики вызывает необходимость се государственного регулирования, которое осуществляется по следующим направлениям:

     - регулирование финансовых аспектов  создания предпринимательских организаций;

     - налоговое регулирование; 

     - регулирование порядка амортизации  основных средств и нематериальных  активов;

     - регулирование денежного обращения  и форм расчетов между фирмами  и организациями; 

     - регулирование валютных операций  осуществляемых фирмами регулирование  инвестиционной деятельности фирм;

     - регулирование кредитных операций;

     - регулирование процедур банкротства  фирм.

     Информационное  обеспечение финансовой деятельности фирмы представляет собой процесс  непрерывного целенаправленного подбора  соответствующим информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.

      Формирование системы информативных  показателей для конкретной предпринимательской  организации связано с ее организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объемом, степенью диверсификации хозяйственной  деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых а информационную базу финансового  механизма, группируется по видам источников информации и требует уточнения  па каждой группе применительно к  практической деятельности конкретной фирмы. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок № 3. Группы источников информации в системе информативных показателей.

     На  основе этой системы показателей  производятся анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных  управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.

     Информационное  обеспечение для управляющей  подсистемы финансового механизма  имеет большое значение, так как  при принятии управленческих решений  в области финансов от качества используемой информации в значительной степени  зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предпринимательской  фирмы, правильность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели. Чем больший размер капитала используется фирмой, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение  эффективности деятельности фирмы.]2

     Финансовый  механизм, его роль в реализации финансовой политики

     Финансовый  механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности  социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-раз-ному может  использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

     [Реализация  целей и задач финансовой политики  осуществляется с помощью применения  различных приемов организации  финансовых отношений на централизованном  и децентрализованном уровнях,  которые в совокупности определяют  содержание механизма достижения  целей и задач финансовой политики  или финансового механизма.

     Вид организации финансовых отношений  является исходным, первичным элементом  финансового механизма, поскольку  определяет способ их выражения и  проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых  является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так  и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

     Под формой организации финансовых отношений  понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования  финансовых ресурсов и условий его  реализации на практике. В ходе организации  бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств  в процессе межбюджетного распределения  и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов  бюджета в порядок их образования  будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На макроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

     Методами  организации финансовых отношений  в финансовой науке называются способы  формирования финансовых ресурсов и  практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно  выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

    • финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
    • метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76 77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
    • налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
    • страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
 

     Методы  практического осуществления операций, непосредственно связанных с  формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также  входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе  отдельных функциональных элементов  управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

     Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих  мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и не фондовой форме, объем  бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения  параметров финансового механизма  относятся способы исчисления бюджетных  доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим  бюджетам, способы начисления амортизации  и т.п. Необходимость их постоянного  изменения и совершенствования  диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий  экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены  целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

     Финансовый  механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя  различные элементы финансового  механизма, органы власти стремятся  обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового  механизма происходит путем изменения  соответствующих норм финансового  права, в которых установлены  четкие правила функционирования каждого  структурного элемента финансового  механизма. Таким образом, перестройка  финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального  развития государства обязательно  регламентируется соответствующими нормативно-правовыми  документами.

     Финансовый  механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

Информация о работе Современное состояние финансового механизма в России