Современное состояние финансового механизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1. Понятие, функции и структура финансового механизма……………………

2. Финансовый механизм предприятия и государства………………………….

3. Финансовый механизм до кризиса, во время кризиса и перспективы развития……………………………………………………………………………..

4. Применение финансового механизма на конкретных примерах (в транспортной сфере)……………………………………………................

5. Современное состояние финансового механизма в России……………..

Заключение ………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 1.64 Мб (Скачать документ)

     В зависимости от состава сфер и  звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов  хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций  и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных  и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных  внебюджетных фондов).

     Внутри  каждого их перечисленных звеньев  финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего  деления. Так, например, в бюджетном  механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных  отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в  федеральный, региональные и местные  бюджеты; механизм расходования бюджетных  средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения  и перераспределения денежных средств.

     В соответствии с государственным  устройством Российской Федерации  в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов  РФ и финансовый механизм органов  местного самоуправления. Такое деление  обусловлено компетенцией органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области  регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным  кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

     По  воздействию на общественное производство в составе финансового механизма  выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования  финансовых ресурсов, механизм финансового  регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

     В составе каждого из перечисленных  механизмов используются различные  источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы  расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной  деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие  отдельных элементов финансового  механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих  отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

     Изменение соответствующих элементов финансового  механизма в зависимости от условий  экономического и социального развития общества предопределяет возможности  его количественного и качественного  воздействия на экономику и социальную сферу.

     Количественное  воздействие финансового механизма  выражается через объем и пропорции  мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами  и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения  объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных  закупок, объемов финансирования организаций  и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие  на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический  потенциал.

     Качественное  воздействие финансового механизма  связано с использованием таких  методов формирования и направлений  использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

     Эффективность используемого финансового механизма  определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов. Основными условиями  эффективности функционирования финансового  механизма являются:

  1. объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
  • соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития:
  • налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики;
  • механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения;
  • бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
  1. связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
  1. взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

     Соблюдение  указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.]3

3. Финансовый механизм до кризиса, во время кризиса и перспективы развития

     В 2008 – 2009 годах Россия переживала мировой финансовый и экономический кризис. Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его преодоление. В период острой фазы кризиса сокращение горизонта экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволят его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими приоритетами.

     К настоящему времени правительство  РФ сформировало и реализует широкий  набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений  воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов. С начала проведения антикризисной  политики в качестве приоритетов  были заявлены:

    • поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;
    • социальная поддержка населения, сохранение и создание новых
    • рабочих мест;
    • поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;
    • поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.

     После завершения цикла принятия «пожарных  мер», а также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная  потребность в системной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальному сектору экономики. При проведении оценки антикризисных мер основное внимание уделялось не обсуждению целесообразности той или иной меры, а оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.

     В то же время проведение антикризисной  политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и  среднего предпринимательства (МСП), совершенствования  налогового регулирования.

     В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной  политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные  меры направлены на решение следующих  задач:

  1. расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);
  2. снижение нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки, ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий;
  3. смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);
  4. стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);
  5. поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

     В целом общий объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных  мер в отношении реального  сектора экономики, в октябре 2008 - декабре 2009 г. оценивается в 2,1-2,5 трлн. руб.

     На  первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора к  финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.),

     На  втором - меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери - 500-700 млрд. руб.),

     На  третьем - меры социальной политики, связанные  со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, - 250-300 млрд. руб., стимулирование внутреннего  спроса (180-240 млрд. руб.) и на последнем  месте - меры по поддержке МСП (60-90 млрд. руб.).  Таким образом, можно сделать  выводы, что реализация антикризисных  мер сводится к стимулированию деловой  активности предпринимательства Российской Федерации.

     

Диаграмма № 1. Приоритетные направления мер антикризисной финансовой политики.

     В «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды.

     Крайне  мало мер, связанных со стимулированием  инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности  деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению  иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.

     К тому же заметно определенное ослабление инновационной направленности созданных  еще до кризиса финансовых институтов развития: в некоторых случаях  усиливается их роль как агентов  правительства в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда - сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельных случаях усиливается  критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурная  компания).

     

     Рисунок № 4. Механизм финансирования хозяйствующих субъектов 

4. Применение финансового механизма на конкретных примерах (в транспортной сфере)

     Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных  для обеспечения круглогодичного, непрерывного, удобного и безопасного  движения автомобилей с расчетной  нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых  условиях погоды. В состав этого  комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.

Информация о работе Современное состояние финансового механизма в России