В
зависимости от состава сфер и
звеньев финансовой системы, функционирование
которых обеспечивает финансовый механизм,
он включает финансовый механизм субъектов
хозяйствования (в его состав входят
финансовый механизм коммерческих организаций,
финансовый механизм некоммерческих организаций
и финансовый механизм предпринимателей
индивидуальных) и механизм государственных
и муниципальных финансов (включает
бюджетный механизм и финансовый
механизм функционирования государственных
внебюджетных фондов).
Внутри
каждого их перечисленных звеньев
финансового механизма используются
разнообразные критерии его дальнейшего
деления. Так, например, в бюджетном
механизме, в зависимости от экономического
содержания разных групп бюджетных
отношений, выделяют три звена: механизм
мобилизации денежных средств в
федеральный, региональные и местные
бюджеты; механизм расходования бюджетных
средств путем их предоставления
юридическим и физическим лицам;
механизм межбюджетного распределения
и перераспределения денежных средств.
В
соответствии с государственным
устройством Российской Федерации
в финансовом механизме выделяют
три звена: финансовый механизм Российской
Федерации, финансовый механизм субъектов
РФ и финансовый механизм органов
местного самоуправления. Такое деление
обусловлено компетенцией органов
государственной власти и органов
местного самоуправления в области
регулирования финансовых отношений,
регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным
кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом
РФ (НК РФ).
По
воздействию на общественное производство
в составе финансового механизма
выделяют следующие функциональные
звенья: механизм мобилизации и использования
финансовых ресурсов, механизм финансового
регулирования общественного производства,
механизм финансового стимулирования
общественного производства.
В
составе каждого из перечисленных
механизмов используются различные
источники формирования и методы
мобилизации финансовых ресурсов, их
состав, методы распределения, формы
расходования финансовых ресурсов, принципы
организации финансово-хозяйственной
деятельности и построения финансовых
отношений. Учитывая эти особенности,
можно регулировать воздействие
отдельных элементов финансового
механизма на общественное производство
и его конкретные сферы, инициировать
ускорение развития соответствующих
отраслей экономики, видов деятельности,
добиваясь в конечном итоге реализации
целей и задач финансовой политики.
Изменение
соответствующих элементов финансового
механизма в зависимости от условий
экономического и социального развития
общества предопределяет возможности
его количественного и качественного
воздействия на экономику и социальную
сферу.
Количественное
воздействие финансового механизма
выражается через объем и пропорции
мобилизации субъектами хозяйствования
и органами власти финансовых ресурсов
и их распределения между сферами
и звеньями финансовой системы государства.
В зависимости от изменений соотношения
объема финансовых ресурсов на централизованном
и децентрализованном уровнях, величины
налоговых поступлений в бюджет
соответствующего уровня, размера государственных
закупок, объемов финансирования организаций
и отраслей экономики регулируется
развитие экономики и деятельность
ее субъектов, осуществляется воздействие
на общественное производство, социально-культурное
развитие общества, его научно-технический
потенциал.
Качественное
воздействие финансового механизма
связано с использованием таких
методов формирования и направлений
использования финансовых ресурсов,
форм организации финансовых отношений,
которые позволяют их рассматривать
в качестве стимулов развития как отдельного
субъекта хозяйствования, так и экономики
в целом. К таким элементам финансового
механизма можно отнести снижение налоговых
ставок, условия предоставления налоговых
льгот, установление предельного размера
бюджетного дефицита, предельного объема
государственного долга РФ, субъектов
РФ и муниципального долга, условия предоставления
бюджетных кредитов организациям различных
организационно-правовых форм, порядок
применения различных финансовых санкций
и прочие формы и методы организации финансовых
отношений стимулирующего характера.
Эффективность
используемого финансового механизма
определяется взаимосвязанным, согласованным,
комплексным функционированием
всех его элементов. Основными условиями
эффективности функционирования финансового
механизма являются:
- объективная
обоснованность финансового механизма,
который должен быть сформирован с учетом
объективных закономерностей развития
экономики государства. Только при таком
условии использование элементов финансового
механизма может обеспечить экономическую
стабильность, сбалансированность бюджетов
всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной
деятельности субъектами хозяйствования,
социальную защиту и благосостояние населения;
- соответствие
условиям развития экономики и методам
хозяйствования. В условиях централизованной
плановой экономики использовался только
директивный финансовый механизм, обеспечивающий
организацию финансовых отношений, распределение
и использование финансовых ресурсов
в интересах государства. В настоящее
время с переходом к рыночным основам
функционирования экономики используется
иной механизм организации финансовых
отношений, предполагающий широкое применение
разнообразных инструментов финансового
регулирования и стимулирования экономического
развития:
- налоговый
механизм строится с учетом не только
его фискальной функции, но также способствует
регулированию и стимулированию отдельных
видов деятельности и отраслей экономики;
- механизм
социального страхования способствует
смягчению негативного воздействия элементов
рыночной экономики путем финансового
обеспечения реализации государственных
социальных гарантий нетрудоспособным
и малоимущим слоям населения;
- бюджетный
механизм характеризуется использованием
принципиально новых методов мобилизации
и форм использования бюджетных средств,
принципов бюджетного планирования и
финансирования, методов осуществления
финансового контроля;
- связь финансового
механизма с факторами производства и
экономическими интересами субъектов
финансовых отношений: использование
элементов финансового механизма должно
способствовать удовлетворению потребностей
всех участников общественного воспроизводства
в финансовых ресурсах, достижению их
устойчивого развития и реального экономического
эффекта от проводимых финансовых операций;
- взаимосвязь
составных элементов финансового механизма,
их взаимное регулирование, которое в
конечном итоге определяет последовательность
осуществления финансовых операций, состав
субъектов финансовых отношений, порядок
их организации на практике.
Соблюдение
указанных требований и подходов
к организации и функционированию
финансового механизма является
залогом его успешного использования
в ходе управления финансами на централизованном
и децентрализованном уровнях.]3
3.
Финансовый механизм
до кризиса, во время
кризиса и перспективы
развития
В
2008 – 2009 годах Россия переживала мировой
финансовый и экономический кризис. Ограниченность
ресурсов и резервов правительства в условиях,
когда быстрый выход из кризиса становится
все менее вероятным, выступает предпосылкой
сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических»
мер, направленных на смягчение кризиса,
к мерам, ориентированным на его преодоление.
В период острой фазы кризиса сокращение
горизонта экономической политики было
неизбежным, но систематический мониторинг
принятых мер и структурированная предварительная
оценка новых мер позволят его удлинить
и увязать текущие действия правительства
с ранее заявленными стратегическими
приоритетами.
К
настоящему времени правительство
РФ сформировало и реализует широкий
набор антикризисных мер, уникальный
по количеству форм и направлений
воздействия государства на экономику,
по объемам используемых ресурсов.
С начала проведения антикризисной
политики в качестве приоритетов
были заявлены:
- поддержка
(обеспечение стабильности) финансового
сектора;
- социальная
поддержка населения, сохранение и создание
новых
- рабочих мест;
- поддержка
отдельных, наиболее чувствительных к
кризису отраслей реального сектора экономики
на основе стимулирования внутреннего
спроса и импортозамещения;
- поддержка
системообразующих и градообразующих
предприятий.
После
завершения цикла принятия «пожарных
мер», а также с осознанием длительности
кризиса усиливается объективная
потребность в системной оценке
антикризисной политики государства по
отношению к реальному сектору экономики.
При проведении оценки антикризисных
мер основное внимание уделялось не обсуждению
целесообразности той или иной меры, а
оценке используемых инструментов государственного
регулирования (воздействия), соответствующих
правил, а также механизмов, обеспечивающих
их выполнение.
В
то же время проведение антикризисной
политики позволило ускорить реализацию
ряда ранее запланированных стратегических
мер, особенно в части развития корпоративного
регулирования, поддержки малого и
среднего предпринимательства (МСП), совершенствования
налогового регулирования.
В
связи с этим представлялось важным
реконструировать задачи антикризисной
политики, исходя из состава и особенностей
реализуемых мер. В основном антикризисные
меры направлены на решение следующих
задач:
- расширение
доступа предприятий к финансовым ресурсам
(прямое кредитование госбанками, финансовыми
институтами развития, их капитализация;
стимулирование частного кредитования
путем предоставления субсидий по процентным
ставкам и госгарантий; рекомендации банкам
по кредитованию; расширение условий для
привлечения капитала на основе выпуска
акций и облигаций и их выкупа уполномоченными
организациями);
- снижение
нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой
нагрузки, вывозных таможенных пошлин,
административной нагрузки, ограничение
роста тарифов на услуги и продукцию субъектов
естественных монополий;
- смягчение
негативных социальных последствий и
развитие рынка труда (увеличение пособий
по безработице, софинансирование региональных
программ занятости, ограничения на использование
иностранной рабочей силы);
- стимулирование
внутреннего спроса (госзакупки, авансирование,
преференции для отечественных производителей,
закупки и инвестиционные программы субъектов
естественных монополий, лизинг, защитные
таможенные меры, субсидии по кредитам
потребителей);
- поддержка
малого и среднего предпринимательства
(софинансирование региональных программ
по развитию МСП, программы кредитования
МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.
В
целом общий объем дополнительных
ресурсов, исходя из существующих оценок
«стоимости» отдельных антикризисных
мер в отношении реального
сектора экономики, в октябре 2008
- декабре 2009 г. оценивается в 2,1-2,5 трлн.
руб.
На
первом месте стоят меры по расширению
доступа реального сектора к
финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.),
На
втором - меры по снижению нагрузки на
бизнес (бюджетные потери - 500-700 млрд.
руб.),
На
третьем - меры социальной политики, связанные
со стимулированием спроса населения,
поддержкой начинающих предпринимателей,
- 250-300 млрд. руб., стимулирование внутреннего
спроса (180-240 млрд. руб.) и на последнем
месте - меры по поддержке МСП (60-90 млрд.
руб.). Таким образом, можно сделать
выводы, что реализация антикризисных
мер сводится к стимулированию деловой
активности предпринимательства Российской
Федерации.
Диаграмма
№ 1. Приоритетные направления мер антикризисной
финансовой политики.
В
«антикризисном пакете» недостаточно
представлены меры по стимулированию
экспорта, прежде всего высокотехнологичного,
развитию конкурентной среды.
Крайне
мало мер, связанных со стимулированием
инновационной активности и развития
компаний, повышением эффективности
деятельности субъектов естественных
монополий и крупных госкомпаний;
отсутствуют меры по привлечению
иностранных инвесторов и формированию
особых экономических зон.
К
тому же заметно определенное ослабление
инновационной направленности созданных
еще до кризиса финансовых институтов
развития: в некоторых случаях
усиливается их роль как агентов
правительства в ущерб функциям
институтов развития (Внешэкономбанк),
иногда - сокращаются (изымаются) ресурсы,
находящиеся в их распоряжении («Роснано»),
в отдельных случаях усиливается
критика базовых принципов их
деятельности (Российская венчурная
компания).
Рисунок
№ 4. Механизм финансирования хозяйствующих
субъектов
4.
Применение финансового
механизма на конкретных
примерах (в транспортной
сфере)
Автомобильные
дороги представляют собой комплекс
инженерных сооружений, предназначенных
для обеспечения круглогодичного,
непрерывного, удобного и безопасного
движения автомобилей с расчетной
нагрузкой и установленными скоростями
в любое время года и в любых
условиях погоды. В состав этого
комплекса входят земляное полотно,
дорожная одежда, мосты, трубы и другие
искусственные сооружения, обустройство
дорог и защитные дорожные сооружения,
здания и сооружения дорожных и автотранспортных
служб.