Управление оборотным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы явилось изучение особенностей управления оборотным капиталом организации.
Предметом исследования курсовой работы явился оборотный капитал организации. Объектом исследования – ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» (далее – ФГУП «АМНГР»).
Указанная цель предположила постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы управления оборотным капиталом предприятия;
- изучить методику управления оборотным капиталом на ФГУП «АМНГР».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие, сущность, состав и определение размера оборотного капитала 5
1.2. Оценка эффективности использования и управления оборотным капиталом предприятия 9
1.3. Отражение оборотного капитала в бухгалтерской (финансовой) отчетности 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ НА ФГУП «АРКТИКМОРНЕФТЕГАЗРАЗВЕДКА» 18
2.1. Краткая характеристика ФГУП «АМНГР» 18
2.2. Управление вложениями предприятия в производственные запасы 19
2.3. Управление дебиторской задолженностью 31
2.4. Разработка практически рекомендаций по повышению эффективности формирования и использования оборотного капитала 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Работа состоит из  1 файл

Управление оборотным капиталом курсовая.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

     МЕ = МЗ : ВП = ∑[ VВПобщ х Удi х Урi х ЦМi ] : ∑[ VВПобщ х Удi х ЦПi ] (10)

     где VВПобщ – объем выпуска продукции;

     Удi – структура продукции;

     Урi – расходы материалов на единицу продукции;

     ЦМi – цены на материальные ресурсы;

     ЦПi – отпускные цены на продукцию.21

     К сожалению, факторная модель материалоемкости, выраженная формулой (10), применима лишь для анализа материалоемкости на производственных предприятиях, выпускающих продукцию в натуральных измерителях. Для ФГУП «АМНГР» такому анализу можно подвергнуть лишь материальные затраты на добычу нефти УДН о.Колгуев, поскольку добыча и реализация нефти измеряется в тоннах. По всем остальным видам деятельности (работы и услуги) проведение данного анализа не представляется возможным.

     В таблице 3, используя формулу (9) и способ цепной подстановки, проведем факторный анализ материалоемкости за 2008 – 2009 годы.

     Таблица 3

     Факторный анализ материалоемкости за 2008 – 2009 годы

Показатели 2008 год 2009 год Абсолютное  изменение Влияние факторов
1 2 3 4 5
Материалоемкость (МЕ) 0,20 0,22 0,02 0,02
Расход  производственных запасов (МЗ) 229 786 258 303 28 517 0,03
Объем производства (ВП) 1 131 680 1 166 557 34 877 -0,01
 

     Как видно из анализа, за счет увеличения расхода производственных запасов на 28 517 тыс.руб. материалоемкость выросла на 0,03 руб. За счет роста объема производства на 34 877 тыс.руб. материалоемкость снизилась на 0,01 руб. В конечном итоге материалоемкость в 2009 году увеличилась на 0,02 руб.

     Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат (КВП/МЗ) – характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста:

     КВП/МЗ=IВП : IМЗ                                                                                              (11)

     где IВП – индекс валового производства продукции;

     IМЗ – индекс материальных затрат.22

     Для ФГУП «АМНГР» рассчитывать коэффициент  соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат в 2008 году, выраженный формулой (11), не имеет  смысла, поскольку выручка от реализации в 2008 году не увеличивается, а снижается (темп снижения выручки равен 0,52) при одновременном росте материальных затрат (темп роста равен 1,12).

     КВП/МЗ 2009 = (1 166 557 : 1 131 680) : (258 303 : 229 786) = 0,92.

     Удельный  вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМПЗ) – динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции:

     УМПЗ = МЗ : С                                                                                                 (12)

     где С – полная себестоимость продукции.23

     Используя формулу (12), рассчитаем значение удельного  веса материальных затрат в себестоимости продукции для ФГУП «АМНГР» за 2008 – 2009 годы:

     УМПЗ 2008 = 229 786 тыс.руб. : 947 591 тыс.руб. = 0,24 руб.;

     УМПЗ 2009 = 258 303 тыс.руб. : 1 449 556 тыс.руб. = 0,18 руб.

     Таким образом, в 2009 году удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции снизился на 0,06 руб.

     В заключение анализа эффективности  использования материалов, можно  сделать вывод, что наблюдается  ухудшение всех показателей эффективности использования материалов. Это значит, что в 2009 году материальные ресурсы предприятия использовались менее эффективно, чем в предыдущем анализируемом периоде.

     2.3. Управление дебиторской задолженностью

 

     Приступая к анализу дебиторской и кредиторской задолженности, необходимо отметить, что работа с контрагентами (поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами) строится исключительно на договорных отношениях. Проект договора готовится исполнителем – должностным лицом функционального отдела, например, договор на поставку ТМЦ – отделом снабжения, договор на услуги по ремонту судна – службой эксплуатации и ремонта флота, договор на сдачу судна во фрахт – коммерческим отделом и т.д. При заключении договор проходит несколько стадий рассмотрения:

     - юридическим отделом (на соответствие  нормам ГК РФ);

     - главным бухгалтером (на соответствие  нормам бухгалтерского и налогового законодательства РФ);

     - зам.генерального директора по  направлению (для контроля за деятельностью соответствующего отдела);

     - зам.генерального директора по  экономике и финансам (для контроля  и планирования денежных потоков  предприятия, оценки экономической  целесообразности сделки);

     - службой экономической безопасности, которая проверяет потенциального контрагента на предмет финансовой устойчивости и платежеспособности. На этом этапе проверки у контрагента запрашиваются необходимые документы: копии устава, учредительного договора, свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ, свидетельства о регистрации в налоговом органе. Служба экономической безопасности по своим каналам связи проверяет кредитную историю потенциального поставщика (покупателя). Эта процедура необходима для выявления недобросовестных контрагентов на ранней стадии работы, для того, чтобы снизить экономические потери по невозврату долгов.

     Служба  экономической безопасности также  проводит изучение рынка, осуществляет сбор информации для деловых переговоров, выявляет некредитоспособных или ненадежных партнеров, осуществляет розыск должников и их имущества с целью принятия мер для погашения дебиторской задолженности предприятию, осуществляет прочие мероприятия для обеспечения экономической безопасности предприятия.

     Используя бухгалтерскую отчетность организации (приложение 7), а также данные бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности, проведем анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия за 2008 – 2009 годы.

     Таблица 4

     Анализ  структуры, динамики и движения дебиторской задолженности за 2008 – 2009 годы

Строка  баланса, счет Показатели на 01.01.08 на 01.01.09 Изменения за 2008 год на 31.12.09 Изменения за 2009 год
сумма, тыс. руб. Уд. вес, % сумма, тыс. руб. Уд. вес, % тыс. руб. % сумма, тыс. руб. Уд. вес, % тыс. руб. %
стр. 240 Ф1  Краткосрочная дебиторская задолженность, в т.ч.: 547 822 100 609 835 100 62 013 11,3 640 832 100 30 997 5,08
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками (авансы выданные) 25 361 4,6 218 082 35,8 192 721 в 8,6 раз 112125 17,5 -105 957 -48,59
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 446 170 81,4 151 522 24,8 -294 648 -66,04 369 628 57,7 218 106 в 2,4 раза
68-71, 73 Прочая 3962 0,7 80921 13,3 76 959 в 20,4 раз 1 310 0,2 -79 611 -98,38
76 Расчеты с разными  дебиторами (по претензиям) 72 329 13,2 159 310 26,1 86 981 в 2,2 раза 157 769 24,6 -1 541 -0,97
 

     Как видно из анализа, на протяжении исследуемых периодов наблюдается рост дебиторской задолженности предприятия. В 2008 году краткосрочная дебиторская задолженность предприятия выросла на 62 013 тыс.руб. (на 11,3 %), в 2009 году – на 30 997 тыс.руб. или на 5,08 %. В 2008 году наиболее высокие темпы роста были у прочей дебиторской задолженности (выросла в 20,4 раза), дебиторской задолженности по авансам, выданным поставщикам, (выросла в 8,6 раз). В 2009 году наиболее быстрому приросту подверглась дебиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками (выросла в 2,4 раза).

     В 2008 году снижению подверглась дебиторская  задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками (на 66,04 %), в 2009 году быстрее всех уменьшалась прочая дебиторская задолженность (на 98,38 %).

     Структура дебиторской задолженности не однородна. Так, в на 01.01.08 основная доля дебиторской задолженности приходилась на задолженность покупателей и заказчиков (446 170 тыс.руб. или 81,4 %), дебиторская задолженность по расчетам с разными дебиторами составляла 72 329 тыс.руб. или 13,2 %, дебиторская задолженность по авансам выданным составляла 25 361 тыс.руб. или 4,6 %.

     На 01.01.09 в основном в результате значительного снижения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков на 294 648 тыс.руб. или на 66,04 % на первое место в структуре долгов дебиторов вышла задолженность по авансам выданным (218 082 тыс.руб. или 35,8 %). На втором месте оказалась дебиторская задолженность по претензиям (159 310 тыс.руб. или 26,1 %), на третьем месте – дебиторская задолженность покупателей (151 522 тыс.руб. или 24,8 %).

     На 31.12.09 в результате значительного роста дебиторской задолженности покупателей на 218 106 тыс.руб. или в 2,4 раза данный вид задолженности снова занял первое место в структуре общей дебиторки и составил 369 628 тыс.руб. или 57,7 %. На втором месте по-прежнему остались расчеты по претензиям в сумме 157 769 тыс.руб. или 24,6 %, третье место заняла задолженность поставщиков и подрядчиков в сумме 112 125 тыс.руб. или 17,5 %.

     Большая доля дебиторской задолженности  по расчетам с покупателями и заказчиками  свидетельствует о том, что предприятие  работает со своими покупателями без предоплаты. В условиях острой нехватки свободных денежных средств это является нежелательным явлением, поскольку получая денежные средства заранее (до исполнения обязательств перед покупателями), предприятие может использовать их на другие цели, например, вовремя погасить наиболее срочные обязательства, минуя начисление санкций за просрочку платежа. Т.е. можно уменьшить последствия механизма обесценивания денег во времени. Кроме того, получение аванса от покупателя (задаток) является в определенной степени гарантией возврата оставшейся суммы по договору в случае его исполнения продавцом.

     С другой стороны, получая предоплату от покупателей, предприятие автоматически увеличивает свою кредиторскую задолженность, что в условиях слабой финансовой устойчивости также не желательно.

     Высокий удельный вес дебиторской задолженности  по расчетам с разными дебиторами обусловлен значительной дебиторской задолженностью по претензиям, а также значительной суммой НДС с полученных авансов. Так на 31.12.09 размер просроченной дебиторской задолженности, взыскиваемой посредствам досудебных разбирательств и в судебном порядке, (расчеты по претензиям) составил 84 454 тыс.руб. или 53,53 % от дебиторской задолженности по счету 76. В основном это суммы по приостановленным налоговым спорам по выездным налоговым проверкам прошлых периодов, решаемым в судебном порядке. Сумма НДС с полученных авансов составила 73 315 тыс.руб. 46,47 % от дебиторской задолженности по счету 76.

     С одной стороны значительный размер дебиторской задолженности по претензиям свидетельствует о том, что предприятие  своевременно выявляет и учитывает просроченную задолженность, с другой, говорит о том, что предприятию присуща определенная степень риска выбора недобросовестных партнеров по сделкам. Рост размера и удельного веса авансов, выданных поставщикам, свидетельствует о том, что предприятию все больше приходится работать с поставщиками по предоплате. Эта мера является вынужденной, поскольку в условиях финансового кризиса и больших просрочек платежей поставщикам многие из них стали работать с предприятиям на условиях (50 или 100 процентной предоплаты).

     Оценка  дебиторской задолженности обычно проводится в рамках анализа финансовой устойчивости и платежеспособности. Для этого рассчитывается ряд финансовых коэффициентов, в которых используется показатель дебиторской задолженности. В частности это коэффициент критической ликвидности (Ккл), определяемый по формуле:

     Ккл = (стр. 260 Ф1 + стр. 250 Ф1 + стр. 240 Ф1) / (стр. 610 Ф1 + стр. 620 Ф1 + стр. 630 Ф1 + стр. 660 Ф1)                                                                            (13)

     Коэффициент критической ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия) показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет как имеющихся денежных средств, так и ожидаемых поступлений от дебиторов (оптимальное значение: 0,8-1).24

     Используя формулу (13), рассчитаем значения коэффициента критической ликвидности предприятия:

Информация о работе Управление оборотным капиталом