Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа
Главная цель работы – исследование процессов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, определение путей повышения прибыли, как основных показателей эффективности деятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели автором сформулированы основные задачи дипломной работы:
раскрыть понятие прибыли и рентабельности,
выбрать методику проведения анализа прибыли и рентабельности предприятия,
представить краткую характеристику исследуемого предприятия,
6) По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.
7) По степени использования выделяют нераспределенную и распределенную прибыль предприятия. Первый ее вид характеризует часть сформированной прибыли предприятия, которая еще не распределена (а соответственно и не использована) на конкретные хозяйственные нужды. Второй ее вид характеризует часть сформированной прибыли, которая на рассматриваемую дату уже распределена и не использована в процессе хозяйственной деятельности. [7,28]
Несмотря на довольно значительный
перечень рассмотренных классификационны
Источником информации для анализа прибыли являются данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Благодаря которой определяется система показателей прибыли (рисунок 1).
Рисунок 1. Система показателей прибыли
1) Валовая прибыль представляет собой разницу выручки от продажи товаров, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.
2) Прибыль (убыток) от продаж товаров, работ, услуг определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ, услуг в действующих ценах без НДС, налога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию с учетом коммерческих и управленческих расходов.
3) Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна валовой прибыли, уменьшенной на сумму:
– отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;
– рентных платежей в бюджет;
– доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;
– курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым ЦБ РФ иностранным валютам.
4) Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между валовой прибылью и суммой налогов на прибыль.
Чистая прибыль может направляться на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, выплачиваться собственнику в виде дивидендов, создание резервного (страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
В условиях рыночной экономики исключительное право на принятие управленческих решений по вопросу распределения чистой прибыли всегда принадлежит собственникам предприятия или полномочным их представителям. При этом на практике может быть реализован один из трех вариантов подобного распределения, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки с позиций заинтересованных в его результатах сторон.
Первый вариант предполагает определение собственником лишь его доли в оставшейся после возмещения фактически понесенных затрат чистой прибыли предприятия. Указанная доля может устанавливаться как в процентном, так и в абсолютном выражении на любой расчетный период, но не менее одного года. Данный вариант обеспечивает стратегический уровень финансово-хозяйственной самостоятельности исполнительного руководства предприятия и достаточно эффективно защищает интересы собственника, гарантируя ему получение желаемой части прибыли. Единственным ограничением при использовании этого варианта является жесткие требования к компетенции и личной порядочности высшего исполнительного руководства компании.
Второй вариант предполагает более активное участие собственника в процессе распределения чистой прибыли, выражающееся в утверждении им общей номенклатуры и конкретных размеров (или процентов отчисления) целевых финансовых фондов. Данный подход позволяет осуществить более жесткий централизованный контроль за расходованием чистой прибыли предприятия.
Наконец, третий
вариант предусматривает
Кратко раскроем каждый показатель, используемый при расчете показателей прибыли:
1.2 Рентабельность, сущность и виды
Для оценки эффективности работы производственного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли.
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: «рентабельность (от нем. Rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов». [10, 637]
По мнению других авторов, рентабельность
– показатель, представляющий собой отношение
прибыли к сумме затрат на производство,
денежным вложениям в организацию коммерческих
операций или сумме имущества фирмы используемого
для организации своей деятельности.
Так или иначе, рентабельность представляет
собой соотношение дохода и капитала,
вложенного в создание этого дохода. Увязывая
прибыль с вложенным капиталом, рентабельность
позволяет сравнить уровень доходности
предприятия с альтернативным использованием
капитала или доходностью, полученной
предприятием при сходных условиях риска.
Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.
Показатели
прибыли характеризуют
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы, как представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные группы показателей рентабельности
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отраженным в отчетности предприятия. При расчете показателей данной группы в знаменателе используется показатель объема продаж, а в числителе – один из показателей прибыли: от реализации, валовая, налогооблагаемая, чистая.
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал; затраты на производство и реализацию продукции (можно рассчитать для всей продукции и отдельных ее видов); основные средства и др. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель валовой прибыли, а в знаменателе, один из показателей: все производственные активы, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал, основные средства и т.д.
Несовпадение уровней
рентабельности по этим показателям
характеризует степень
Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель чистого притока денежных средств, а в знаменателе – один из показателей: объем продаж, совокупный капитал, собственный капитал и т.д.
Перечисленные показатели рентабельности дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. [13, 234].
Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии. [23,128]
На основе принятой в дипломной работе классификации показателей рентабельности, составим таблицу 2, где в общем виде представим показатели, их обозначение, формулы расчета и источники данных для расчета:
1) Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
, или (1)
2) Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):
, или (2)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
1.3 Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности
Проводить анализ прибыли и рентабельности исследуемого предприятия будем на основе методики авторов Ковалева К.В., Панкова Д.А., Савицкой Г.В.
Анализ прибыли и рентабельности на предприятия в качестве основных элементов включает в себя:
– исследование изменения каждого показателя за анализируемый период (горизонтальный анализ);
– исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);
– изучение влияния отдельных факторов на результативный показатель (факторный анализ).
Начальным этапом проведения анализа прибыли и рентабельности является анализ валовой прибыли.
Общий финансовый результат деятельности предприятия представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации продукции (работ, услуг), результатов прочей реализации. Анализ начинается с изучения динамики за ряд лет (минимум за два года) массы прибыли и изменения ее структуры. [20,197]
Изменение структуры валовой прибыли характеризует качество формирования самой прибыли. Снижение в ее составе удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оценивается как ухудшение качества валовой прибыли, особенно с точки зрения кредиторов. Для выявления конкретных причин снижения удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и определения возможности ее увеличения проводят факторный анализ этого показателя.
Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью предприятия