Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа
Главная цель работы – исследование процессов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, определение путей повышения прибыли, как основных показателей эффективности деятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели автором сформулированы основные задачи дипломной работы:
раскрыть понятие прибыли и рентабельности,
выбрать методику проведения анализа прибыли и рентабельности предприятия,
представить краткую характеристику исследуемого предприятия,
В процессе анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.
Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости продукции.
Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли от реализации прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли от реализации и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем материальных, трудовых и прочих затрат на ее производство, а также управленческих и коммерческих расходов, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли. [21,132]
Для определения влияния на прибыль от реализации этих факторов используют метод подстановки, который необходим для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью ряд условных величин, которые учитывают изменение одного, двух и т.д. факторов, допуская, что остальные факторы не меняются.
Для расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции методом подстановки будет использоваться следующая формула:
По = В-Зм – Зт – Зпроч – Рк – Ру, (3)
где В-нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг,
Зм – материальные затраты,
Зт – расходы на оплату труда,
Зпроч – прочие затраты на производство продукции,
Рк – коммерческие расходы,
Ру – управленческие расходы (оплата труда управленческому персоналу).
Изменение вышеперечисленных факторов может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации продукции. Так, снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
В таблице 3 изображен порядок проведения факторного анализа применительно к формуле (3).
Таблица 3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг
№ подстановки |
В |
Зм |
Зт |
Зпроч |
Рк |
Ру |
По |
∆По |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Поаз |
|
1 подстановка |
Отч |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
По1 |
∆По(В)=По1 – По баз |
2 подстановка |
Отч |
Отч |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
По2 |
∆По(Зм)=По2 – По1 |
3 подстановка |
Отч |
Отч |
Отч |
Баз. |
Баз. |
Баз. |
По3 |
∆По(Зт)=По3 – По2 |
4 подстановка |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Баз. |
Баз. |
По4 |
∆По(Зпроч)=По4-По3 |
5 подстановка |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Баз. |
По5 |
∆По(Рк)=По5-По4 |
6 подстановка |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
Отч |
По6 |
∆По(Ру)=По6-По5 |
Следующим направлением анализа финансовых результатов является анализ распределения и использования чистой прибыли.
Полученная предприятием прибыль должна покрыть текущие затраты предприятия, обеспечить выполнение договорных обязательств перед государством в виде отчисления части прибыли в бюджет, а также обеспечить определенную величину прибыли для внутрифирменных нужд и нужд собственников.
При проведении анализа проверяется правильность исчисления налогооблагаемой базы, причины увеличения (уменьшения) чистой прибыли, полнота использования предприятием его права на льготы по налогу. Изучается динамика структуры элементов налогооблагаемой прибыли и бюджетных платежей.
Для изучения влияния политики налогообложения на чистую прибыль выявляют, насколько предприятие использует свои права для снижения выплат по налогообложению, какие суммы были изъяты из чистой прибыли вследствие завышения налогооблагаемой прибыли.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), распределяется им самостоятельно, с учетом интересов собственников предприятия.
Далее по чистой прибыли анализируют в динамике изменение резервного фонда и выплат учредителям их долей в чистой прибыли.
Абсолютная величина прибыли не может характеризовать эффективность работы предприятия достаточно полно, поэтому проводится анализ рентабельности деятельности предприятия.
Рентабельность деятельности предприятия изучается по каждому показателю в динамике за ряд лет. Также проводится факторный анализ рентабельности, призванный определить причины изменения этого показателя.
Поскольку рентабельность определяется несколькими показателями, в основе расчета которых лежит валовая прибыль, то факторы, влияющие на изменение прибыли влияют и на изменение показателей рентабельности.
Также к влияющим
факторам относятся изменения в
объемах собственных, основных средств,
изменение себестоимости
Далее осуществим анализ рентабельности производственной деятельности предприятия по методике Ермалович Л.А., на основе которой, все показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе валовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. [15,29]
Факторная модель этого показателя имеет вид:
(4)
Проводится расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим годом способом цепных подстановок:
1. Изменение уровня
рентабельности за счет
DRvрп = Rусл1 – Rбаз
2. Изменение уровня
DRц = Rусл2 – Rусл1
3. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:
DRс = Rотч – Rусл2
4. Общее изменение уровня рентабельности:
DR = Rотч – Rбаз
Результатом анализа
показателей прибыли и
Мобилизация резервов увеличения
показателей прибыли и
1.5 Маржинальный анализ прибыли и рентабельности
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, – и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.
Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) – это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности. [24,248]
Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины; обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:
П= УРП (Ц – С). (5)
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:
П= УРП (Ц-ь) – А, (6)
где ь – переменные затраты на единицу продукции;
А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции. [24,248].
Эта формула
применяется для анализа
Методика анализа рентабельности, применяемая на многих российских предприятиях, также не учитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.
В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
Для проведения факторного анализа рентабельности используется следующая модель:
Пi = Рi/ Зi = УРПi (Цi-ьi) – Аi / УРПi*ьi+Аi, (7)
Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность.
Преимущество рассмотренной мет
Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью предприятия