Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа
Главная цель работы – исследование процессов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, определение путей повышения прибыли, как основных показателей эффективности деятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели автором сформулированы основные задачи дипломной работы:
раскрыть понятие прибыли и рентабельности,
выбрать методику проведения анализа прибыли и рентабельности предприятия,
представить краткую характеристику исследуемого предприятия,
Из таблицы 7 видно, что прибыль от реализации товаров, работ, услуг увеличилась в 2009 г. на 33,7%, что составляет 6300 т.р. по сравнению с 2008 г. Увеличение прибыли произошло, несмотря на увеличение объемов материальных затрат на 17% или 4000 т.р.
Но в то же время ООО «Компания «СПРИНГ»» снизило коммерческие расходы на 13%.
В отчетном году предприятие увеличило расходы на оплату труда: управленческому персоналу на 67% или 200 т.р., остальным работникам – на 42% или 1400 т.р. Но это не помешало росту прибыли.
Чтобы выяснить, какой из факторов, и в какой степени повлиял на увеличение прибыли от реализации товаров, работ, услуг, проведем ее факторный анализ.
Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг проводится с целью определения степени влияния на нее следующих факторов, которые представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Факторы влияния на прибыль от реализации товаров, работ, услуг
Используя формулу (3) и порядок проведения факторного анализа методом цепных подстановок из таблицы 3, составим таблицу 8, где произведем основные расчеты.
Таблица 8. Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008–2009 гг., т.р.
№ |
В, тыс. руб. |
Зм, тыс. руб. |
Зт, тыс. руб. |
Зпроч, тыс. руб. |
Рк, тыс. руб. |
Ру, тыс. руб. |
По, тыс. руб. |
∆По, тыс. руб. |
Баз. |
50600 |
23000 |
3300 |
3000 |
2300 |
300 |
18700 |
|
1 подст. |
62500 |
23000 |
3300 |
3000 |
2300 |
300 |
30600 |
∆По(В)= 30600–18700=11900 |
2 подст. |
62500 |
27000 |
3300 |
3000 |
2300 |
300 |
26600 |
∆По(Зм)=26600–18700=7900 |
3 подст. |
62500 |
27000 |
4700 |
3000 |
2300 |
300 |
25200 |
∆По(Зт)=25200–18700=6500 |
4 подст. |
62500 |
27000 |
4700 |
3300 |
2300 |
300 |
24900 |
∆По(Зпроч)=24900–18700=6200 |
5 подст. |
62500 |
27000 |
4700 |
3300 |
2000 |
300 |
25200 |
∆По(Рк)= 25200–18700=6500 |
6 подст. |
62500 |
27000 |
4700 |
3300 |
2000 |
500 |
25000 |
∆По(Ру)=25000–18700=6300 |
Полученных данных недостаточно для полного анализа прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008–2009 гг. Поэтому проведем анализ влияния объема реализации продукции (VРП); структуры продукции (Удi), себестоимости продукции (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi) на сумму прибыли отчетного года, по сравнению с предыдущим., используя данные, приведенные в таблице 9.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя величину каждого фактора прошлого года отчетным.
Таблица 9. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2009 г. по сравнению с 2008 г., тыс. руб.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
Абс. откл., тыс. руб. |
Отн. откл., % |
Объем реализованной продукции, тыс. шт. |
2200 |
2500 |
300 |
113,64% |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки, тыс. руб. |
50600 |
62500 |
11900 |
123,51% |
Полная себестоимость |
31900 |
37500 |
5600 |
117,56% |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
18700 |
25000 |
6300 |
133,69% |
Прибыль от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 возросла на 6300 тыс. руб., или на 33,69%.
Представим графически данные нашего анализа прибыли от реализации продукции за 2008–2009 гг. (рисунок 6).
Рисунок 6. Анализ прибыли от реализации продукции 2008–2009 гг.
Следует отметить, что в данном случае на изменение уровня прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим повлияло три фактора:
По данным таблицы 10 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Таблица 10. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показатель |
Условия расчета |
Сумма прибыли, тыс. руб. | ||
Объем реализации, тыс. шт. |
Цена единицы продукции, руб. |
Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
База |
2200 |
23 |
14,5 |
18700 |
Усл1 |
2500 |
23 |
14,5 |
21250 |
Усл2 |
2500 |
25 |
14,5 |
26250 |
Отчет |
2500 |
25 |
15 |
25000 |
1. Изменение прибыли
за счет изменения объема
DПvрп = Пусл1 – Пбаз =(Ц0-С0)*VРП1 – (Ц0-С0)*VРП0 = 21250 – 18700= 2550 тыс. руб.
2. Изменение прибыли
за счет изменения цены
DПц = Пусл2 – Пусл1= (Ц1-С0)*VРП1 – (Ц0-С0)*VРП1 = 26250 – 21250= 5000 тыс. руб.
3. Изменение прибыли
за счет изменения
DПс = Потч – Пусл2 = (Ц1-С1)*VРП1 – (Ц1-С0)*VРП1 = 25000 – 26250 = -1250 тыс. руб.
4. Суммарное изменение прибыли:
DП = Потч – Пбаз = (Ц1-С1)*VРП1 – (Ц0-С0)*VРП0 = 25000 – 18700= 6300 тыс. руб.
Этот же результат получаем как сумму отклонений прибыли за счет влияния отдельных факторов:
2550+ 5000+ (-1250) = 6300 тыс. руб.
Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (5000 тыс. руб.). Следует отметить отрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 0,5 руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 1250 тыс. руб.
Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 6300 руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.
ООО «Компания «СПРИНГ»», оставшуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль использует в 3-х направлениях:
1) отчисления в резервный фонд,
2) выплаты учредителям,
3) производственное развитие.
Проанализируем эти направления использования чистой прибыли в таблице 11.
Таблица 11. Анализ использования чистой прибыли
Показатель |
Расчет и значение |
Отклонение | ||
2008 г., тыс. руб. |
2009 г., тыс. руб. |
Абс., т.р. |
Отн., % | |
Направление 1: отчисления в резервный фонд |
13076*0,01=139 |
18354,4*0,013=239 |
100 |
171 |
Направление 2: выплаты учредителям |
13076*0,3=3922,8 |
18354,4*0,3=5506,32 |
1583,72 |
140 |
Направление 3: Производственное развитие |
13076–139–3922,8=9014,2 |
18354,4–239–5506,32=12609,08 |
3594,9 |
140 |
Для того чтобы наглядно представить изменение данных показателей по использованию чистой прибыли за 2008–2009 гг. построим диаграмму (рисунок 7).
Рисунок 7. Анализ использования чистой прибыли за 2008–2009 гг.
Как видно из таблицы 11 и рисунка 7 отчисления в резервный фонд увеличились на 71% благодаря увеличению процента резервного отчисления с 1% до 1,3% по сравнению с 2008 г. Объем выплат учредителям в 2009 г. увеличился на 1583,72 т.р., что составляет 40% по сравнению с 2008 г.
2.4 Анализ рентабельности
Для проведения
горизонтального анализа
Таблица 12. Горизонтальный анализ показателей рентабельности ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008–2009 гг., т.р.
Показатели рентабельности |
Расчет и значение |
Абс. отклонение, % | |
2008, в% |
2009, в% | ||
Рентабельность продаж (на основе прибыли от реализации) |
(18700/50600)*100=37 |
(25000/62500)*100=40 |
3 |
Рентабельность продаж (на основе чистой прибыли) |
(13076/50600)*100=26 |
(18354,4/62500)*100=29 |
3 |
Рентабельность продукции |
(16345/31900)*100=51 |
(22943/37500)*100=61 |
10 |
Как видно из таблицы 12, все анализируемые показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению. Это благоприятная тенденция для предприятия, она означает увеличение эффективности (доходности) всех вложенных средств. Так, например, рентабельность продаж, рассчитанная на основе разных показателей прибыли, увеличилась на 3%.
Наибольшее значение имеет рентабельность продаж, рассчитанная на основе прибыли от реализации товаров, работ, услуг: в 2008 г. RПо=37%, в 2009 г. RПо=40%. Увеличение рентабельности продаж в среднем на 3% говорит о том, что с каждого рубля выручки предприятие стало получать в 2009 г. прибыли на 3 копейки больше, чем в 2008 г.
Рентабельность продукции показывает, сколько копеек прибыли предприятие получает с каждого рубля затраченных средств на производство реализованной продукции. В 2008 и 2009 гг. рентабельность всей реализованной продукции составила 51 и 61% соответственно. Т.е. в 2009 г. ООО «Компания «СПРИНГ»» с каждого рубля вложенного в себестоимость реализованной продукции получило на 10 копеек валовой прибыли больше, чем в 2008 г.
Теперь проведем факторный анализ рентабельности. Для этого составим таблицу 13, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности.
Таблица 13. Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производственной деятельности 2008–2009 гг.
Показатель |
Условия расчета |
Уровень рентабельности, %. | ||
Объем реализации, тыс. шт. |
Цена единицы продукции, руб. |
Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
База |
2200 |
23 |
14,5 |
58,62% |
Усл1 |
2500 |
23 |
14,5 |
58,62% |
Усл2 |
2500 |
25 |
14,5 |
72,41% |
Отчет |
2500 |
25 |
15 |
66,67% |
1. Изменение уровня
рентабельности за счет
DRvрп = Rусл1 – Rбаз =(Ц0-С0)*VРП1/(С0* VРП1) – (Ц0-С0)*VРП0/(С0* VРП0) = 58,62% – 58,62% = 0.
2. Изменение уровня
рентабельности за счет
Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью предприятия