Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа
Объектом исследования работы является фондовый рынок России на современном этапе его развития и деятельность предприятий как эмитентов на нем.
Цель работы: исследование возможностей выхода на фондовый рынок предприятия, объем рынка, этапы выхода и участники рынка, анализ уже имеющегося опыта, а также рассмотрение возможных проблем предприятий при взаимодействии с участниками фондового рынка.
Введение 2
Рынок ценных бумаг 3
1.1. Рынок ценных бумаг: структура, сущность, функции 3
1.2. Сделки на рынке ценных бумаг 5
1.3. Первичный рынок ценных бумаг 6
1.3.1. Сущность, участники, цели субъектов первичного рынка ценных 6
1.3.2. Механизм функционирования первичного рынка ценных бумаг 8
1.3.3. Функции первичного рынка ценных бумаг 12
1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России. 13
1.4.1. Функции государства на рынке ценных бумаг 13
1.4.2. ФКЦБ, как главный государственный орган, регулирующий российский рынок ценных бумаг 14
1.4.3. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового рынка 15
2. Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций. 18
2.1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг 19
2.1.1. Особенности проведения эмиссии, основные участники. 22
2.2. Инструменты привлечения инвестирования на рынке ценных бумаг 27
2.2.1.Эмиссия акций, ключевые особенности 27
2.2.2.Эмиссия корпоративных облигаций 31
2.2.3. Преимущества и недостатки эмиссии акций и облигаций. 32
2.3. Первичный рынок ценных бумаг в России: анализ, современное состояние, тенденции. 33
2.3.1. Динамика рынка акций 33
2.3.2. Динамика рынка корпоративных облигаций 34
2.3.3. Проблемы IPO на Российском рынке 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Срочные сделки заключаются с условием предоставить ценные бумаги к установленному сроку в будущем, когда и будет произведен расчет или в другое время, обусловленное договором.
Как уже было описано выше, предприятия впервые решившие выпустить ценные бумаги для привлечения дополнительных инвестиций оказываются на первичном рынке. Более детальный процесс организации процесса выхода предприятия на данный рынок будет рассмотрен во 2 главе. Здесь же освещены основные понятия и функции первичного рынка, как части всего рынка ценных бумаг.
Первичный рынок ценных бумаг – рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг на фондовом рынке. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накопления в масштабе национальной экономики. На первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам национальной экономики. Критерием этого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, приносимый ценными бумагами. Это означает, что свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившемся в данный момент уровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям.
Следовательно,
первичный рынок ценных бумаг
является фактическим регулятором
рыночной экономики. Он в значительной
степени определяет размеры накопления
и инвестиций в стране, служит стихийным
средством поддержания
И если перечень участников первичного рынка ценных бумаг выступающих на нём в роли эмитентов ограничен, то инвестором может быть каждый.
Инвесторы делятся на два больших класса:
· Индивидуальные;
· Институциональные.
Индивидуальные (individuals investors) инвесторы вкладывают свои денежные средства на рынок ценных бумаг самостоятельно или через институциональных (institutional investors) инвесторов, которые выступают в роли посредников.
При этом соотношение между ними зависит как от уровня развития экономики, уровня сбережений, так и от состояния кредитной системы. В развитых странах на рынке ценных бумаг преобладают институциональные инвесторы. К институциональным инвесторам относятся: коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды.
Рис.
1 Индивидуальные
и институциональные
инвесторы на рынке
ценных бумаг.
Инвестиционный потенциал России на фондовом рынке и его структура оцениваются следующим образом:
Ежегодные валовые сбережения в России составляют 125 – 140 млрд. руб., из них 28% – сбережения населения.
Хотя основой рынка ценных бумаг служит первичный рынок, и именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития, его объем в развитых капиталистических странах в настоящее время относительно невелик. Выпуск акций с целью финансирования инвестиций в производственную деятельность связан с учреждением новых компаний и реорганизацией частных компаний в отраслях «высокой технологии», использующих рисковый или венчурный капитал. При этом источник венчурного капитала – средства институциональных и индивидуальных инвесторов, которые, имея крупные активы, могут позволить себе «рискнуть». Для большинства мелких фирм, тысячами возникающих в традиционных отраслях экономики, реальной возможности достичь размеров, позволяющих выпускать акции, не существует.
В России рынок ценных бумаг находится на этапе своего становления. В условиях массового акционирования государственных предприятий, создания новых акционерных структур, которые остро нуждаются в средствах для инвестирования, постоянного заимствования средств государством, первичный рынок служит основным сегментом рынка ценных бумаг.
Однако в силу слабого развития рыночных отношений, инфляции, общей неустойчивости первичный рынок России не выполняет сегодня функций регулирования экономики.
Первичный рынок ценных бумаг – понятие, в общем-то, абстрактное: не существует какого то места в пространстве, где бы он располагался. Ежедневно сотни предприятий производят размещение новых ценных бумаг. Поэтому можно говорить о том, что первичный рынок существует в распределённой форме. На первичный рынок ценные бумаги поступают большими сериями или траншами.
Субъекты (участники) первичного рынка ценных бумаг:
1. Физические лица;
2.
Юридические лица –
3. Государство, органы регионального и муниципального управления.
На первичном рынке также активно действуют инвестиционные банки и компании, помогающие остальным участникам рынка осуществлять грамотные вложения; можно утверждать, что эти институты выполняют сервисные функции. Кроме того, инвестиционные банки и компании, работая одновременно с несколькими эмитентами, связывают первичный рынок ценных бумаг в единое целое.
На первичном рынке размещаются в основном акции и облигации. О первичном рынке векселей не говорят, так как в настоящее время они практически не выпускаются серийно. Исключение составляют финансовые векселя, размещаемые коммерческими банками, государством, регионами и органами муниципального управления; эти векселя представляют из себя, по сути, бескупонные облигации.
Цель эмитента акций на первичном рынке ценных бумаг – размещение запланированного транша по максимально возможной цене. Разница между фактической совокупной ценой размещения серии новых акций и их совокупной номинальной стоимостью называется учредительской прибылью. Эмитент вправе рассчитывать на учредительскую прибыль, если инвесторы проявят повышенный интерес к траншу, и, таким образом, спрос превысит предложение.
Цель эмитента облигаций на первичном рынке ценных бумаг – размещение запланированного транша по максимально возможной цене. Чем выше будет цена покупки облигаций инвесторами, тем дешевле обойдётся заем эмитенту. Размещая облигации, эмитент обязан предусмотреть конкретный механизм выплаты процентов по ним и их погашения. Объём выпуска надо сделать оптимальным: на облигации должен сохраняться спрос со стороны инвесторов, следовательно, объём эмиссии не должен быть большим. Кроме того, чем больше компания занимает на рынке, тем больше ей придётся отдавать! – Перед выходом на первичный рынок необходимо специальное исследование. В проведении таких исследований эмитентам помогают инвестиционные банки и компании.
Некоторые заёмщики финансируют погашение предыдущих выпусков облигаций за счёт новых серий; хотя в отдельных случаях это допустимо, в целом этот метод порочен.
Цель покупателя акций (инвестора) на первичном рынке – купить подешевле надёжные акции наиболее перспективных предприятий, чтобы затем получить обильные дивиденды и выиграть в дальнейшем от роста стоимости ранее купленных ценных бумаг.
Цель покупателя облигаций (инвестора) на первичном рынке – купить подешевле надёжные облигации наиболее перспективных эмитентов, чтобы затем получить доход в виде разницы между ценой покупки и продажи (погашения) облигации, а также в виде купонных процентов.
Цели эмитентов и инвесторов на первичном рынке ценных бумаг противоположны: между эмитентами и инвесторами существует противоречие. Конкретная цена размещения акций или облигаций – плод компромисса между ними.
Кроме того, каждый конкретный эмитент и инвестор по-разному оценивают цену акции или облигации. Поэтому на рынке ценных бумаг имеет место также конфликт представлений.
В настоящее время существует тенденция к расширению объёма первичного рынка ценных бумаг; всё больше предприятий прибегает к эмиссии акций и облигаций. Государство и органы местного самоуправления практически во всех промышленно развитых странах также постоянно увеличивают объём заимствований, что не всегда благоприятно сказывается на функционировании экономики и финансов.
Первичный
рынок ценных бумаг можно также
рассматривать как
Рассмотрим упрощённую модель функционирования первичного рынка ценных бумаг на примере трёх предприятий – металлургического комбината «Норильский никель», нефтяной компании «ЛУКойл» и волжского автомобильного завода («АвтоВАЗ»).
«Норильский никель» выходит на первичный рынок ценных бумаг с целью эмиссии обыкновенных акций: заводу необходимы дополнительные денежные средства для реконструкции основного производства.
Рис. 2. Промышленные предприятия и инвестиционные компании на первичном рынке ценных бумаг
«ЛУКойл» также выпускает новую серию акций, так как программа освоения новых месторождений нефти в Западной Сибири требует добавочных инвестиций.
А вот у «АвтоВАЗа» проблемы несколько иного характера. Руководству завода требуется покрыть локальный дефицит бюджета, попросту говоря, перезанять на полгода некоторую сумму денег.
«Норильский никель» и «ЛУКойл» решили воспользоваться услугами инвестиционного банка «Никойл»; «АвтоВАЗ» действует в одиночку.
«Норильский никель» хочет разместить на рынке 100 000 новых акций номиналом 200 руб. каждая, рассчитывая привлечь, таким образом, 20 000 000 руб. инвестиций. Инвестиционный банк «Никойл» проводит исследование рынка и устанавливает, что инвесторы готовы купить этот транш, причём спрос превысит предложение на 5 000 000 руб. Перед руководством «Норильского никеля» встаёт дилемма: либо добавочно разместить 25 000 акций, либо, ограничив предложение первоначально заявленной суммой, попытаться продать акции инвесторам по повышенной цене, получив, таким образом, учредительскую прибыль.
Первый вариант привлекателен тем, что дополнительные 5 000 000 руб. попадут на счета комбината наверняка, однако в дальнейшем придётся выплачивать дивиденды владельцам этих дополнительных акций. Кроме того, вырастет степень участия новых акционеров в управлении компанией, что не всегда желательно.
Второй же вариант обладает большей степенью риска: если руководство попытается заломить слишком большую цену за акцию, их просто не купят. Однако взамен эмитент не обременяет себя обязательствами по выплате дополнительных дивидендов.
«Норильский никель» останавливается на втором варианте и обращается за консультацией в «Никойл». В конце концов, эмитент и акционеры сошлись на том, что весь транш продаётся по цене 240 руб. за акцию. Учредительская прибыль «Норильского никеля» составила, таким образом:
100 000 * (240 – 200) = 4 000 000 руб.
«Никойл» за свои услуги он
получит комиссионное
Возникает ряд вопросов: «А почему инвесторы купили серию по ценам выше номинала? И почему эта цена 240 руб., а не, скажем 210 или 250 руб.»?
Во-первых, на уровень цены влияет информация фундаментального характера: «Норильский никель» успешно продаёт металл на Запад, прибыль комбината увеличивается год от года. Поэтому многие инвесторы заходят вложить свой капитал в акции именно этого завода.
Во-вторых, на уровень цены влияет объём предполагаемых инвестиций, то есть совокупный капитал инвесторов, предназначенный для покупки акций. Если, скажем, спрос составил бы 50 000 000 руб., то, скорее всего, цена акций при первичном размещении сильно подскочила бы.