Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Объектом исследования работы является фондовый рынок России на современном этапе его развития и деятельность предприятий как эмитентов на нем.
Цель работы: исследование возможностей выхода на фондовый рынок предприятия, объем рынка, этапы выхода и участники рынка, анализ уже имеющегося опыта, а также рассмотрение возможных проблем предприятий при взаимодействии с участниками фондового рынка.

Содержание

Введение 2
Рынок ценных бумаг 3
1.1. Рынок ценных бумаг: структура, сущность, функции 3
1.2. Сделки на рынке ценных бумаг 5
1.3. Первичный рынок ценных бумаг 6
1.3.1. Сущность, участники, цели субъектов первичного рынка ценных 6
1.3.2. Механизм функционирования первичного рынка ценных бумаг 8
1.3.3. Функции первичного рынка ценных бумаг 12
1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России. 13
1.4.1. Функции государства на рынке ценных бумаг 13
1.4.2. ФКЦБ, как главный государственный орган, регулирующий российский рынок ценных бумаг 14
1.4.3. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового рынка 15
2. Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций. 18
2.1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг 19
2.1.1. Особенности проведения эмиссии, основные участники. 22
2.2. Инструменты привлечения инвестирования на рынке ценных бумаг 27
2.2.1.Эмиссия акций, ключевые особенности 27
2.2.2.Эмиссия корпоративных облигаций 31
2.2.3. Преимущества и недостатки эмиссии акций и облигаций. 32
2.3. Первичный рынок ценных бумаг в России: анализ, современное состояние, тенденции. 33
2.3.1. Динамика рынка акций 33
2.3.2. Динамика рынка корпоративных облигаций 34
2.3.3. Проблемы IPO на Российском рынке 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

выход пр-й на рынок цб.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)
  • Получения дивидендов;
  • Роста (advance, growth) стоимости акции на вторичном рынке.

     Ошибаются те, кто считает, что основной доход  по акции составляют дивиденды. Очень часто акционерное общество принимает решение вообще их не выплачивать; часть прибыли, приходящаяся на дивиденды акционерам, направляется на развитие производства. – Впрочем, эти вопросы относятся уже к дивидендной политике конкретного предприятия. Регулярная выплата дивидендов поднимает престиж компании и привлекает потенциальных инвесторов.

     Основной  доход по акциям может быть получен  при их продаже на вторичном рынке  по более высокой цене (capital gain). Однако иногда инвестор может понести убыток – курс акций может сильно упасть. Об этом всегда следует помнить. Акция – достаточно рискованный объект вложений.

     Акция, регулярно приносящая дивиденды, но курс которой на вторичном рынке  в течение долгого времени  не меняется, называется на Западе «дойной коровой» (cash cow).

Виды  акций к размещению:

  • Обыкновенные
  • Привилегированные

    Сравнение обыкновенных и привилегированных  акций.

Первичное размещение акций осуществляется посредством  IPO.

     IPO (Initial Public Offering) — первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. При этом подразумевается, что компания впервые выводит свои акции на биржу, предлагая их неограниченному кругу лиц. В процессе проведения первоначального публичного предложения акций (IPO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного и (или) основного выпусков:

  • PPO (Primary Public Offering) - первичное публичное предложение акций дополнительного (нового) выпуска неограниченному кругу лиц; Является "классическим" вариантом IPO.
  • SPO (Secondary Public Offering) - вторичное публичное предложение акций основного выпуска (акции существующих акционеров) неограниченному кругу лиц.

     Следует отличать IPO от PO (Public Offering) - публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. При этом подразумевается, что компания уже проводила IPO и (или) ее акции уже обращаются на бирже. В процессе проведения публичного предложения акций (PO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного или основного выпусков:

  • Follow-on - "доразмещение". Очередное предложение дополнительного выпуска акций компании неограниченному кругу лиц. Акции компании уже обращаются на бирже;
  • SPO (Secondary Public Offering) - предложение акций основного выпуска (акции существующих акционеров) неограниченному кругу лиц. (аналогично в процедуре IPO);

     В зависимости от численности инвесторов, а также места размещения акций, выделяют:

  • Private Offering (частное предложение) – предложение (размещение) акций предприятия среди заранее известного узкого круга лиц;
  • Direct Public Offering (DPO) – предложение (размещение) акций силами эмитента напрямую инвесторам, минуя биржевой рынок. Размещение происходит без привлечения андеррайтера.

     Данные  два термина объединяет с IPO только то, что акции могут размещаться  среди сторонних инвесторов, минуя менеджмент предприятия, а также представляют некую альтернативу продаже акций стратегическому инвестору. Однако с точки зрения широкого круга инвесторов Private Offering, не имеет ничего общего с IPO, равно как и DPO – с точки зрения продаж через фондовую биржу.

     В рамках российского законодательства предусматриваются следующие случаи размещения ценных бумаг:

  • размещения ценных бумаг путем открытой подписки;
  • размещения ценных бумаг путем закрытой подписки.

     Если  опять-таки искать возможную аналогию, то в случае с открытой подпиской наиболее близкими терминами будут IPO и Follow-on. К случаю закрытой подписки более подходят DPO и Private Offering.

     В зависимости от того, насколько оцениваются  перспективы компании, могут быть два типа соглашений между компанией и андеррайтером.

    • Первое — «Твердое обязательство».
 

 Данное соглашение подразумевает, что андеррайтер  согласен приобрести все акции компании и таким образом берет на себя весь риск по нереализованным ценным бумагам. Естественно, этот способ является наиболее предпочтительным для компании, что и находит свое отражение в частоте его применения. Андеррайтер принимает на себя окончательное обязательство только после того, как окончательная цена на акции будет установлена, что происходит непосредственно перед датой публикации проспекта эмиссии.

     Все или ничего (All or none) — предложение, которое может быть отменено ведущим андеррайтером при отсутствии подписки на все акции. Многие сделки, к которым прилагается «максимум усилий», заключаются по принципу «все или ничего».

    • Второе — «Все усилия».
 

 Этот тип обязательств буквально означает, что андеррайтер  соглашается «приложить все усилия»  или «сделать все, от него зависящее», чтобы продать акции, но не обязуется  приобретать непроданные ценные бумаги эмитента.

     Все усилия (Best effort) — сделка, в связи с которой андеррайтеры всего лишь соглашаются предпринять «максимум усилий» для свободной продажи акций. Является противоположностью более распространенных сделок типа «полная покупка» или «твердые обязательства».

     Надо  сказать, что каждый из этих типов  имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, первый тип —  «твердое обязательство» — выгоден  для эмитента, поскольку, заключая такое  соглашение, все риски по нераспределенным в процессе IPO акциям будет нести андеррайтер. Если какая-то часть акций в ходе распределения окажется невостребованной инвесторами, андеррайтер будет должен, исходя из условий соглашения, выкупить их по оговоренной с эмитентом цене.

     Однако  при условии превышения спроса над предложением на акции компании в ходе IPO разница между стоимостью первоначального предложения и ценой размещения после установления клиринговой цены андеррайтером целиком пойдет в доход андеррайтеру.

     Таким образом, данный тип соглашения носит  скорее обоюдовыгодный характер, так как при грамотном планировании и оценке может принести обеим сторонам свои выгоды. Эмитенту — гарантировать объем привлечения, андеррайтеру — возможность заработать, получить дополнительный доход. При заключении соглашения по второму типу — «все усилия» — в большей степени в выигрыше остается андеррайтер, так как свои комиссионные он все равно получит. А компания при неверной оценке стоимости может недополучить планируемые в ходе IPO средства. Хотя в то же время, если цена первого дня IPO окажется выше цены размещения, то компания может существенно увеличить свой доход за счет незапланированного дохода. Вполне естественно, что второй тип обязательств используется реже, чем первый, так как, кроме всего прочего, данный тип может порождать сомнения в качественной оценке андеррайтером акций компании (т. е. подразумевать, что андеррайтер не уверен в хороших перспективах компании и оставляет весь финансовый риск за компанией). Поэтому андеррайтеры порой сами не идут на заключение такого соглашения, так как дорожат своей репутацией в профессиональной среде и не любят выводить на рынок компании, изначально демонстрируя свою неуверенность в успехе ее предложения.

      1. Эмиссия корпоративных облигаций

     Облигация – это ценная бумага, удостоверяющая отношение займа между держателем облигации – кредитором и лицом, её выписавшим – заёмщиком. Облигация также удостоверяет право кредитора получить и обязательство заёмщика выплатить в определённый срок номинальную стоимость облигации и проценты по ней.

Рис. 12 Отношения займа между кредитором и заёмщиком, оформляемые облигацией.

Юридические лица размещают на первичном рынке  облигации для:

  • Привлечения денежных средств на реализацию каких-либо проектов;
  • Документального оформления и реструктуризации долга;
  • Погашения локального дефицита бюджета.

     Государство, органы регионального и муниципального управления также выходят на первичный  рынок облигаций в качестве эмитентов. Первичный рынок государственных  облигаций очень тесно связан с вторичным рынком; вместе с ним  он образует единую систему, играющую в жизни общества огромную роль.

     Физические  лица, как правило, облигаций на первичном  рынке не размещают, так как с  точки зрения всего рынка объём  их займов незначителен, а гарантии ненадёжны.

     В США некоторые крупные компании, имеющие переизбыток активов, выпускают краткосрочные облигации сроком до одного месяца (commercial papers), которые покупают также крупные компании, нуждающиеся в денежных ресурсах. Рынок таких облигаций называется рынком коммерческих бумаг (commercial papers market).

     Инвесторами на первичном рынке могут выступать  все участники рынка. С точки  зрения инвестора облигация –  это инструмент:

  • Получения дохода;
  • Размещения временно свободных денежных средств;
  • Планирования финансовой деятельности предприятия;
  • Страхования от понижения процентной ставки.

     Доход владельца облигации (инвестора) складывается из номинальной стоимости и купонных процентов (в общем случае). Для  того чтобы первичный рынок облигаций  успешно функционировал, инвесторы  должны располагать необходимым объёмом временно свободных денежных средств, достаточным для покупки серии облигаций. Так как каждая облигация имеет фиксированное время погашения, покупая её, инвестор может планировать свою будущую финансовую деятельность; впрочем, он может продать её досрочно на вторичном рынке, если таковой существует.

     Облигацию с фиксированными купонными выплатами  можно рассматривать как инструмент страхования от понижения процентной ставки, так как если ставка падает, владелец облигации оказывается  в выигрыше: он заранее вложил свои деньги с выгодой.

     Если  же инвестор приобрёл облигацию, а на следующий день процентная ставка, скажем, по депозитам, возросла, то тогда ему приходится мириться с недополученной прибылью.

     Покупая облигацию, нужно быть уверенным  в том, что курс валюты, в которой  номинирована облигация, не упадёт; в противном случае эти вложения могут обесцениться.

      1. Преимущества  и недостатки эмиссии  акций и облигаций.

    Плюсы и минусы привлечения финансирования от проведения IPO и размещения облигационного займа  с точки зрения эмитента

  Проведение IPO Облигационный заем
+ Привлечение долгосрочных финансовых ресурсов (на срок существования  общества).  
 
Отсутствие необходимости возврата привлеченных финансовых средств. Увеличение УК: возможность увеличить долговое финансирование общества в будущем.  
 
Справедливая рыночная оценка общества. Повышение капитализации и ликвидность активов общества.  
 
Улучшение имиджа, повышение узнаваемости брэнда общества. Инвесторы оценивают компанию во всех аспектах
Привлечение финансовых ресурсов (на срок от 2 до7 лет).  
 
Кредиторы не получают права собственности. Размещение облигаций – «серийный» продукт, в то время как IPO – «штучный».  
 
Облегчение доступа к банковским кредитам. Возможность привлечения средств при ОПФ (ОПФ – организационно-правовая форма) – ОАО, ЗАО, ООО, а также создание SPV (SPV (Special Purpose Vehicle), в терминологии бизнеса – компания, создаваемая специально для реализации определенного проекта, например, привлечения внешнего финансирования путем выпуска векселей и размещения облигаций. В российской практике подобные компании часто имеют в своем названии приставки «Финанс», «Инвест»)
- Право голоса в  общем собрании акционеров общества. «Размывание» долей акционеров.  
 
Право на получение дивидендов. Право на получение части имущества общества в случае его ликвидации. Ограничения и привязка размещаемых акций к количеству объявленных акций, а также стоимости чистых активов общества к его УК.  
 
Необходимость считаться с мнением инвестиционного сообщества, прогнозировать влияние принимаемых решений на курсовую стоимость акций. Отсутствие гарантий удачного размещения.  
 
Обязательства по систематическому раскрытию информации. Публикация информации, ранее считавшейся конфиденциальной. Проведение IPO возможно только при ОПФ – ОАО
В большинстве  случаев заимствования предусматривают оферты с периодичностью 1 раз в 0,5–1,5 года.  
 
Компания обязана выплачивать номинальную стоимость или номинальную стоимость и проценты. Ограничения и привязка выпущенных облигаций к размеру УК или обеспечению, а также к сроку существования общества.  
 
Обязательства по систематическому раскрытию информации. Инвесторы, прежде всего, оценивают кредитную историю и надежность заемщика

Информация о работе Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций