Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа
Объектом исследования работы является фондовый рынок России на современном этапе его развития и деятельность предприятий как эмитентов на нем.
Цель работы: исследование возможностей выхода на фондовый рынок предприятия, объем рынка, этапы выхода и участники рынка, анализ уже имеющегося опыта, а также рассмотрение возможных проблем предприятий при взаимодействии с участниками фондового рынка.
Введение 2
Рынок ценных бумаг 3
1.1. Рынок ценных бумаг: структура, сущность, функции 3
1.2. Сделки на рынке ценных бумаг 5
1.3. Первичный рынок ценных бумаг 6
1.3.1. Сущность, участники, цели субъектов первичного рынка ценных 6
1.3.2. Механизм функционирования первичного рынка ценных бумаг 8
1.3.3. Функции первичного рынка ценных бумаг 12
1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России. 13
1.4.1. Функции государства на рынке ценных бумаг 13
1.4.2. ФКЦБ, как главный государственный орган, регулирующий российский рынок ценных бумаг 14
1.4.3. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового рынка 15
2. Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций. 18
2.1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг 19
2.1.1. Особенности проведения эмиссии, основные участники. 22
2.2. Инструменты привлечения инвестирования на рынке ценных бумаг 27
2.2.1.Эмиссия акций, ключевые особенности 27
2.2.2.Эмиссия корпоративных облигаций 31
2.2.3. Преимущества и недостатки эмиссии акций и облигаций. 32
2.3. Первичный рынок ценных бумаг в России: анализ, современное состояние, тенденции. 33
2.3.1. Динамика рынка акций 33
2.3.2. Динамика рынка корпоративных облигаций 34
2.3.3. Проблемы IPO на Российском рынке 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
ФКЦБ России вправе:
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Главный документ, призванный регулировать отношения государства с инвесторами, - Закон «О государственном внутреннем долге РФ», определяет понятие государственного долга, а также выделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг. Контроль за состоянием государственного долга был возложен на Верховный Совет РФ, затем - на Государственную Думу; управление долгом - на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Десять размещений за пределами РФ против трех на территории России в 2005 году заставили ФСФР России принять ряд мер, направленных на предотвращение оттока российских эмитентов за рубеж.
В Федеральный законы:
- от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
- от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- от 27.12.2005 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
а также в подзаконные акты:
Приказ ФСФР РФ от 16.03.2005 № 05-5/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»;
Приказ ФСФР РФ от 15.12.2004 № 04-1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»;
Приказ ФСФР РФ от 16.03.2005 № 05-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;
Приказ ФСФР РФ от 12.01.2006 № 06-5/пз-н «Об утверждении Положения о порядке выдачи Федеральной Службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации».
- Был внесен ряд поправок, направленных на сокращение процедуры IPO во времени, а также сокращения временного периода между окончанием первичного размещения и началом вторичного обращения акций. Для российских эмитентов, проводящих IPO на территории РФ:
- появилась возможность
устанавливать цену размещения
акций после истечения
- срок действия
преимущественного права
- замена отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) уведомлением об итогах выпуска (дополнительного выпуска);
- информирование
федерального органа
- вторичное обращение ценных бумаг может начинаться уже на пятый день после окончания проведения IPO.
Это позволит сократить срок между принятием решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и началом вторичного обращения выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг с 208 до 97 дней (с 7 до 3-4 месяцев).
Также претерпели изменения и требования к российским эмитентам, желающим провести IPO за рубежом.
Согласно Положению о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ разрешение на размещение и обращение за пределами РФ будет выдаваться эмитенту при выполнении им следующих условий:
1. Осуществлена
государственная регистрация
2. Эмиссионные
ценные бумаги российского
3. Соблюдается следующий норматив для акций:
3.1. Количество
акций российского эмитента, размещение
и (или) обращение которых
3.2. Акции каждого
выпуска (дополнительного
4. Договор, на
основании которого
5. Соблюдены иные требования, установленные федеральными законами.
В результате изменений российского законодательства у российских предприятий появилась возможность проводить IPO по международным стандартам.
Как уже говорилось выше, на первичном рынке инструментами дополнительного финансирования предприятий на первичном рынке ценных бумаг являются облигации и акции. Упрощенная схема финансирования предприятий за счет эмиссии ценных бумаг изображена ниже.
Рис. 5 Инвестор на первичном рынке ценных бумаг.
Эмиссия – это последовательность действий эмитента по выпуску и
размещению серии ценных бумаг
Эмиссионная ценная бумага – это такая ценная бумага, которая
размещается серийно и имеет равные объём и сроки осуществления прав внутри
одного выпуска вне зависимости от времени приобретения этой ценной бумаги инвестором.
Выпуская ценные бумаги, создается список их держателей, называемый также реестром.
Реестр – это список владельцев эмиссионных ценных бумаг.
В России согласно Федеральному закону РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-
ФЗ «О рынке ценных бумаг» реестр эмиссионных ценных бумаг может вести
сам эмитент, однако, если число владельцев ценных бумаг превысит 500,
эмитент должен поручить ведение реестра независимой специализированной
организации, называемой держателем реестра или регистратором (registrar).
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг в России
относится к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а
держатель реестра является профессиональным участником фондового рынка.
Регистратором
может быть только юридическое лицо.
Рис. 6 Деятельность по ведению реестра ценных бумаг.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – это деятельность по оказанию разнообразных услуг участникам рынка ценных бумаг.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на фондовом рынке.
Следует различать профессиональных участников рынка ценных бумаг и профессионалов. Последние – это участники торгов, инвесторы, эмитенты, консультанты или профессиональные участники рынка, обладающие большими опытом и знаниями, работающие на рынке ценных бумаг на высоком профессиональном уровне. На Западе профессионалы объединяются в профессиональные корпорации, имеющие свои уставы и кодексы поведения на рынке.
Почти все реестры представляют собой базы данных, где информация о владельцах ценных бумаг хранится в электронной форме.
Итак, поговорим более подробно о процедуре эмиссии. Материал этого и последующих параграфов даётся на основании Федерального закона РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм:
Как мы видим, приведённая в законе типология отражает этапы развития форм выпуска ценных бумаг.
Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:
1. Принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
2.
Регистрацию выпуска
3.
Для документарной формы
ценных бумаг;
4. Размещение эмиссионных ценных бумаг;