Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Объектом исследования работы является фондовый рынок России на современном этапе его развития и деятельность предприятий как эмитентов на нем.
Цель работы: исследование возможностей выхода на фондовый рынок предприятия, объем рынка, этапы выхода и участники рынка, анализ уже имеющегося опыта, а также рассмотрение возможных проблем предприятий при взаимодействии с участниками фондового рынка.

Содержание

Введение 2
Рынок ценных бумаг 3
1.1. Рынок ценных бумаг: структура, сущность, функции 3
1.2. Сделки на рынке ценных бумаг 5
1.3. Первичный рынок ценных бумаг 6
1.3.1. Сущность, участники, цели субъектов первичного рынка ценных 6
1.3.2. Механизм функционирования первичного рынка ценных бумаг 8
1.3.3. Функции первичного рынка ценных бумаг 12
1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России. 13
1.4.1. Функции государства на рынке ценных бумаг 13
1.4.2. ФКЦБ, как главный государственный орган, регулирующий российский рынок ценных бумаг 14
1.4.3. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового рынка 15
2. Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций. 18
2.1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг 19
2.1.1. Особенности проведения эмиссии, основные участники. 22
2.2. Инструменты привлечения инвестирования на рынке ценных бумаг 27
2.2.1.Эмиссия акций, ключевые особенности 27
2.2.2.Эмиссия корпоративных облигаций 31
2.2.3. Преимущества и недостатки эмиссии акций и облигаций. 32
2.3. Первичный рынок ценных бумаг в России: анализ, современное состояние, тенденции. 33
2.3.1. Динамика рынка акций 33
2.3.2. Динамика рынка корпоративных облигаций 34
2.3.3. Проблемы IPO на Российском рынке 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

выход пр-й на рынок цб.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

     ФКЦБ  России вправе:

  • выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ;
  • устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;
  • организовывать и проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций;
  • направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемых организациям предписания, обязательные для исполнения;
  • требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФКЦБ России;
  • направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в арбитражный суд по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ России (включая недействительность сделок с ценными бумагами);
  • принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФКЦБ России.
      1. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового  рынка

     Основные  законодательные  акты, которыми регулируется российский рынок  ценных бумаг:

  • Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2 (1995 - 1996 гг.);
  • Закон «О банках и банковской деятельности» (2003 г.);
  • Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (2002 г.);
  • Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.);
  • Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);
  • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.);
  • Закон «Об акционерных обществах» (1996 г.);
  • Закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.);
  • Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (2006 г.)
  • Закон « О внесении изменений в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (2007 г.), направленный на предоставление судебной защиты по срочным сделкам.
  • Закон  «Об ипотечных ценных бумагах» (2006 г.)
  • указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;
  • постановления Правительства РФ (в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях).

Главный документ, призванный регулировать отношения  государства с инвесторами, - Закон «О государственном внутреннем долге РФ», определяет понятие государственного долга, а также выделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг. Контроль за состоянием государственного долга был возложен на Верховный Совет РФ, затем - на Государственную Думу; управление долгом - на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Десять  размещений за пределами  РФ против трех на территории России в 2005 году заставили  ФСФР России принять  ряд мер, направленных на предотвращение оттока российских эмитентов за рубеж.

В Федеральный  законы:

- от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

- от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

- от 27.12.2005 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

а также в подзаконные акты:

Приказ ФСФР РФ от 16.03.2005 № 05-5/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»;

Приказ ФСФР РФ от 15.12.2004 № 04-1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»;

Приказ ФСФР РФ от 16.03.2005 № 05-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;

Приказ ФСФР РФ от 12.01.2006 № 06-5/пз-н «Об утверждении Положения о порядке выдачи Федеральной Службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации».

- Был внесен  ряд поправок, направленных на  сокращение процедуры IPO во времени,  а также сокращения временного периода между окончанием первичного размещения и началом вторичного обращения акций. Для российских эмитентов, проводящих IPO на территории РФ:

- появилась возможность  устанавливать цену размещения  акций после истечения действия  преимущественного права (до внесения поправок – только до начала действия преимущественного права);

- срок действия  преимущественного права теперь  может составлять не менее  20 дней (при условии определения  цены после истечения срока  действия преимущественного права);

- замена отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) уведомлением об итогах выпуска (дополнительного выпуска);

- информирование  федерального органа исполнительной  власти может происходить в  уведомительном порядке;

- вторичное обращение  ценных бумаг может начинаться уже на пятый день после окончания проведения IPO.

Это позволит сократить  срок между принятием решения  о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и началом вторичного обращения выпуска (дополнительного  выпуска) ценных бумаг с 208 до 97 дней (с 7 до 3-4 месяцев).

Также претерпели изменения и требования к российским эмитентам, желающим провести IPO за рубежом.

Согласно Положению  о порядке выдачи Федеральной  службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных  ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ разрешение на размещение и обращение за пределами РФ будет выдаваться эмитенту при выполнении им следующих условий:

1. Осуществлена  государственная регистрация выпуска  (дополнительного выпуска) эмиссионных  ценных бумаг российского эмитента.

2. Эмиссионные  ценные бумаги российского эмитента  того же вида (категории), что и  эмиссионные ценные бумаги, в  отношении которых представлено  заявление на получение разрешения  ФСФР России, включены в котировальный  список хотя бы одной Фондовой биржи.

3. Соблюдается  следующий норматив для акций:

3.1. Количество  акций российского эмитента, размещение  и (или) обращение которых предполагается  за пределами РФ, в том числе  посредством размещения депозитарных  расписок, не превышает 35% от общего количества всех размещенных акций российского эмитента той же категории, а если осуществлена государственная регистрация соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) акций российского эмитента, или если такая государственная регистрация осуществляется одновременно с выдачей разрешения ФСФР России, – также количества размещаемых (предлагаемых к размещению) акций российского эмитента той же категории.

3.2. Акции каждого  выпуска (дополнительного выпуска), размещение которых предполагается  за пределами РФ, в т. ч. посредством размещения депозитарных расписок, одновременно с их размещением за пределами РФ должны быть предложены к размещению на территории РФ через Фондовую биржу или с привлечением брокера, совершающего сделки по размещению эмиссионных ценных бумаг от имени и за счет российского эмитента или от своего имени и за счет российского эмитента на основании возмездного договора с российским эмитентом. При этом за пределами РФ может быть размещено не более 70% от общего количества размещаемых акций такого выпуска (дополнительного выпуска).

4. Договор, на  основании которого осуществляется  размещение депозитарных расписок, удостоверяющих права в отношении  акций российских эмитентов, должен  предусматривать, что право голоса  по указанным акциям осуществляется не иначе как в соответствии с указаниями владельцев депозитарных расписок;

5. Соблюдены  иные требования, установленные  федеральными законами.

В результате изменений  российского законодательства у  российских предприятий появилась  возможность проводить IPO по международным стандартам.

 

  1. Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций.

     Как уже говорилось выше, на первичном  рынке инструментами дополнительного финансирования предприятий на первичном рынке ценных бумаг являются облигации и акции. Упрощенная схема финансирования предприятий за счет эмиссии ценных бумаг изображена ниже.

Рис. 5 Инвестор на первичном рынке ценных бумаг.

Эмиссия – это последовательность действий эмитента по выпуску и

размещению серии ценных бумаг

Эмиссионная ценная бумага – это такая ценная бумага, которая

размещается серийно  и имеет равные объём и сроки  осуществления прав внутри

одного выпуска  вне зависимости от времени приобретения этой ценной бумаги инвестором.

Выпуская ценные бумаги, создается список их держателей, называемый также реестром.

Реестр – это список владельцев эмиссионных ценных бумаг.

В России согласно Федеральному закону РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-

ФЗ «О рынке  ценных бумаг» реестр эмиссионных ценных бумаг может вести

сам эмитент, однако, если число владельцев ценных бумаг  превысит 500,

эмитент должен поручить ведение реестра независимой  специализированной

организации, называемой держателем реестра или регистратором (registrar).

Деятельность  по ведению реестра владельцев ценных бумаг в России

относится к  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, а

держатель реестра  является профессиональным участником фондового рынка.

Регистратором может быть только юридическое лицо. 

Рис. 6 Деятельность по ведению реестра ценных бумаг.

     Профессиональная  деятельность на рынке ценных бумаг – это деятельность по оказанию разнообразных услуг участникам рынка ценных бумаг.

     Профессиональный  участник рынка ценных бумаг – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на фондовом рынке.

     Следует различать профессиональных участников рынка ценных бумаг и профессионалов. Последние – это участники торгов, инвесторы, эмитенты, консультанты или профессиональные участники рынка, обладающие большими опытом и знаниями, работающие на рынке ценных бумаг на высоком профессиональном уровне. На Западе профессионалы объединяются в профессиональные корпорации, имеющие свои уставы и кодексы поведения на рынке.

     Почти все реестры представляют собой базы данных, где информация о владельцах ценных бумаг хранится в электронной форме.

    1. Процедура эмиссии эмиссионных  ценных бумаг

     Итак, поговорим более подробно о процедуре  эмиссии. Материал этого и последующих параграфов даётся на основании Федерального закона РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Эмиссионные ценные бумаги могут  выпускаться в  одной из следующих форм:

  • именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги);
  • именные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ценные бумаги);
  • ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска (документарные ценные бумаги на предъявителя).

     Как мы видим, приведённая в законе типология  отражает этапы развития форм выпуска ценных бумаг.

     Процедура эмиссии эмиссионных  ценных бумаг включает следующие этапы:

     1. Принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

     2. Регистрацию выпуска эмиссионных  ценных бумаг;

     3. Для документарной формы выпуска  - изготовление сертификатов

     ценных  бумаг;

     4. Размещение эмиссионных ценных  бумаг;

Информация о работе Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций