Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Объектом исследования работы является фондовый рынок России на современном этапе его развития и деятельность предприятий как эмитентов на нем.
Цель работы: исследование возможностей выхода на фондовый рынок предприятия, объем рынка, этапы выхода и участники рынка, анализ уже имеющегося опыта, а также рассмотрение возможных проблем предприятий при взаимодействии с участниками фондового рынка.

Содержание

Введение 2
Рынок ценных бумаг 3
1.1. Рынок ценных бумаг: структура, сущность, функции 3
1.2. Сделки на рынке ценных бумаг 5
1.3. Первичный рынок ценных бумаг 6
1.3.1. Сущность, участники, цели субъектов первичного рынка ценных 6
1.3.2. Механизм функционирования первичного рынка ценных бумаг 8
1.3.3. Функции первичного рынка ценных бумаг 12
1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России. 13
1.4.1. Функции государства на рынке ценных бумаг 13
1.4.2. ФКЦБ, как главный государственный орган, регулирующий российский рынок ценных бумаг 14
1.4.3. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового рынка 15
2. Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций. 18
2.1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг 19
2.1.1. Особенности проведения эмиссии, основные участники. 22
2.2. Инструменты привлечения инвестирования на рынке ценных бумаг 27
2.2.1.Эмиссия акций, ключевые особенности 27
2.2.2.Эмиссия корпоративных облигаций 31
2.2.3. Преимущества и недостатки эмиссии акций и облигаций. 32
2.3. Первичный рынок ценных бумаг в России: анализ, современное состояние, тенденции. 33
2.3.1. Динамика рынка акций 33
2.3.2. Динамика рынка корпоративных облигаций 34
2.3.3. Проблемы IPO на Российском рынке 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

выход пр-й на рынок цб.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

* не размещаются  в акции, паи, облигации кредитных организаций;  
** только акции и облигации, соответствующие требованиям, установленным Министерством финансов Российской Федерации  
*** большинство категорий фондов.

Включение ценной бумаги в котировальные  списки фондовой биржи открывает перед эмитентом следующие дополнительные возможности:

2. Размещение  и/или обращение ценных бумаг  за рубежом:

  • выпуск депозитарных расписок (ADR/GDR) возможен только на ценные бумаги, прошедшие листинг на российской бирже.

3. Сокращение  временного лага между окончанием размещения (IPO) и началом обращения ценных бумаг:

  • представление в ФСФР России уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг возможно только при выполнении трех обязательных условии, одно из которых - прохождение листинга на российской бирже .

4. Выпуск биржевых  облигаций, а также включение  в котировальные списки облигаций без соблюдения отдельных требований:

  • Эмитентом биржевых облигаций может быть только хозяйственное общество, государственная корпорация или международная финансовая организация, акции и (или) облигации которых включены в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск биржевых облигаций к торгам;
  • Облигации эмитента могут быть включены в котировальные списки "А1", "А2", "Б" без соблюдения требования о минимальном ежемесячном объеме сделок, если акции этого эмитента уже включены в этот котировальный список или котировальный список более высокого уровня.

5. Прохождение  процедуры листинга на фондовой  бирже – рейтинговая оценка  эмитента:

  • При определении лимитов по ценным бумагам для совершения сделок инвесторы зачастую устанавливают размеры указанных лимитов в зависимости от уровня котировального списка, в котором находятся ценные бумаги.
 

     Участники процесса эмиссии:

 
Рис. 8. Участники процесса эмиссии

     1. Компания. Со стороны компании активное участие в принятии решения осуществления эмиссиии и непосредственно в самом процессе размещения осуществляют следующие лица. Прежде всего это акционеры компании (владельцы бизнеса), топ-менеджеры, на которых ложится основная нагрузка по реализации желания акционеров, а также различные службы, которые в той или иной степени будут задействованы в подготовке компании к выходу на публичный рынок (финансовый и юридический департамент, инвестиционный отдел, бухгалтерия, PR- и IR-службы). Сюда можно отнести и структуры, которые будут косвенно задействованы в подготовке компании, например, компании, осуществляющие печать предварительных и основных версий проспекта эмиссий, а также другой отчетной документации. Конечно, в процессе подготовки эмиссии компания будет взаимодействовать со многими предприятиями и организациями (например, процесс реорганизации может вовлечь множество участников, таких как предварительные аудиторы, оценщики, внешние консультанты и пр.), однако их участие носит второстепенный характер и непосредственного отношения к самому процессу размещения акций компании на бирже не имеет. Поэтому мы их не будем рассматривать в этой книге, хотя следует иметь в виду, что от работы каждой из них зависит качество подготовки компании, что в итоге отразится на успешности и эффективности проведения эмиссии.

     2. Организаторы размещения. В эту группу включаются непосредственно участники и регуляторы публичного размещения. Это прежде всего биржы, андеррайтеры, соменеджеры, букраннеры и пр. Также к организаторам размещения можно отнести и внешних финансовых консультантов, аудиторов, PR-агентства и т. д., т. е. лица, от профессионализма которых и будет зависеть успешность эмиссии.

     3. Рынок в лице  инвестиционного сообщества. К третьей группе участников процесса IPO следует отнести сам рынок. От того, насколько инвестиционное сообщество будет испытывать потребность в объектах размещения (как известно, рынок развивается циклично, на нем присутствуют как спады, так и подъемы инвестиционной активности, что и выражается в спросе на источники инвестирования) настолько будут развиваться процессы публичного размещения. Причем потребность должна быть именно в данной конкретной компании, в том секторе, который она представляет, тогда это позволит сформировать почву для эффективного размещения.

     Рассмотрим  более подробно роли и функции организаторов  размещения

 
Рис. 9. Критерии отбора организатора

Основные  функции организатора и букраннера
№ п/п Организатор (лид-менеджер, андеррайтер)
1 Разрабатывает план проекта и схему первичного предложения
2 Осуществляет  координацию проекта
3 Осуществляет  комплексную оценку бизнеса, финансового  состояния эмитента (due diligence), а также  проводит экспертизу бизнес-плана
4 Взаимодействует с инвесторами и биржами, депозитариями, ФКЦБ и другими государственными органами
5 Составляет  книгу заявок, прайсинг
6 Проводит road-show
7 Осуществляет  андеррайтинг
8 Осуществляет  торговлю акциями и поддержание  ликвидности рынка

Основные  задачи организатора — обеспечить подготовку компании к эмиссии, оптимизировать ее структуру с учетом потребностей акционеров, разместить акции по оптимальной цене, зафиксировав высокую капитализацию бизнеса и обеспечив последующий рост курсовой стоимости на вторичном рынке. После эмиссии хороший организатор также будет поддерживать котировки акций компании-эмитента и регулярно выпускать аналитические отчеты.

  • Довесок, или Зеленый башмак (Greenshoe) — часть андеррайтерского соглашения, по которому андеррайтер может купить больше эмиссии (обычно 15 %). Обычно практикуется при очень популярных сделках, или если андеррайтеры превысили подписку на акции. Также называется опцион с превышением (overallotment option).
  • Полная покупка (Bought deal) — размещение акций, при котором ведущий андеррайтер покупает все акции у компании и становится финансово ответственным за их продажу. Также называется твердые обязательст ва (firm commitment).

Естественно, что  в одиночку с этим кругом задач  зачастую не может справиться даже крупная финансовая структура, поэтому во многих случаях так называемые организаторские функции распределяют между собой несколько инвестиционных банков. Они образуют своеобразный синдикат, в котором каждому отводится своя роль и зона ответственности.

Консорциум (Syndicate) — группа инвестиционных банков, покупающих доли акций первичного размещения для открытой продажи. Возглавляется ведущим менеджером и распускается сразу после завершения эмиссии.

Таким образом, осуществляется определенное распределение  ролей между участниками синдиката организаторов. Это позволяет максимально эффективно использовать ресурс каждого из них и дает положительный результат от размещения акций компании.

Валовая прибыль андеррайтеров (Gross spread) — разница между ценой предложения и ценой, которую члены консорциума платят за акции. Обычно составляет от 7 до 8 %, из которых около половины отходит брокеру, продающему акции. Также называется скидкой для андеррайтеров (underwriting discount).

Андеррайтер представляет собой сторону, гарантирующую эмитенту размещение его акций на рынке за специальное вознаграждение на оговоренных условиях. Этап проведения переговоров с различными инвестиционными банками и компаниями с целью выбора андеррайтера носит название Beauty Contest или «смотрин» в русском варианте.

Андеррайтер (Underwriter) — это участник торговли ценными бумагами новых выпусков, осуществляющий гарантированное размещение ценных бумаг. При этом он получает от эмитента в соответствии с договором генеральную скидку, в которой заложен дилерский спрэд, т. е. разница между ценой покупки и ценой продажи.

 
Рис. 10. Критерии отбора андеррайтера

Основные  функции андеррайтера
Функции ведущего андеррайтера
1 Осуществляет  организацию и управление синдиката  андеррайтеров
2 Осуществляет  распределение акций среди андеррайтеров синдиката
3 Принимает (по договоренности) риски размещения акций эмитента посредством покупки акций у  эмитента и распределения их среди  сторонних инвесторов
4 Осуществляет  контроль за процессом размещения
5 Тесно взаимодействует с эмитентом
Функции соведущего андеррайтера
1 Оказывает содействие ведущему андеррайтеру в распределении  предложенных акций
2 Имеет совещательный  голос

     Надо  сказать, что в процессе проведения переговоров с потенциальным  андеррайтером темой обсуждения является вид размещаемых ценных бумаг, ценовой диапазон предложения и тип обязательств, которые андеррайтер готов принять на себя.

     Ведущий андеррайтер (Lead underwriter) — инвестиционный банк, отвечающий за установление цены предложения и выделение долей акций другим членам консорциума. Также называется ведущим менеджером.

     После окончания предварительных переговоров  андеррайтер составляет «письмо  о намерении», являющееся формальным предложением. В нем андеррайтер  определяет примерные сроки, параметры  и условия предложения. Это письмо не имеет обязательного характера, так как основные положения, содержащиеся в «письме о намерении», будут конкретизироваться и уточняться в течение подготовки компании к эмиссии в зависимости от меняющихся рыночных условий и в завершенном виде будут зафиксированы в виде соглашения между компанией и андеррайтером. В основном соглашение обретает законченный вид и подписывается сторонами только после того, как будет составлен окончательный вариант проспекта эмиссии, готовый к распространению среди инвесторов.

     Выражение интереса (Indications of interest) — заявки, которые ведущий андеррайтер собирает у инвесторов, являющихся его клиентами, до определения цены, чтобы измерить спрос на участие в сделке. Используется для определения цены предложения.

    1. Инструменты привлечения инвестирования на рынке ценных бумаг
      1. Эмиссия акций, ключевые особенности

     Акция это ценная бумага, удостоверяющая права её владельца на часть имущества акционерного общества, на участие в управлении акционерным обществом и на получение определённой доли прибыли акционерного общества. 

Рис. 11 Взаимоотношения акционера и акционерного общества при приобретении акций.

     Предприятия размещают на первичном  рынке акции для:

     1.      Формирования уставного фонда;

     2.      Увеличения уставного фонда;

     3.      Реорганизации.

     Деньги, полученные за размещённые акции, могут  быть направлены  эмитентом на самые  разнообразные нужды: например, на капитальное  строительство или реформирование системы управления.

     Как мы знаем, акция предоставляет владельцу право на управление акционерным обществом. Следовательно, размещая акции на первичном рынке, руководство компании вынуждено будет впоследствии делиться властными полномочиями с акционерами.

     Паевые  инвестиционные фонды размещают  свои акции (паи) среди инвесторов, привлекая, таким образом, необходимый капитал.

     Государство, органы регионального и муниципального управления, а также частные инвесторы  акции не выпускают.

     Органы  власти ни с кем не делятся властными  полномочиями в обмен на деньги: государство – это не акционерное общество. Частный же инвестор, сам по себе, не образует акционерного общества, следовательно, ни о какой эмиссии акций речь в данном случае не идёт.

Инвестор  покупает акцию с  целью:

  • Получения дохода;
  • Размещения временно свободных денежных средств;
  • Получения контроля над предприятием-эмитентом.

Доход от акции складывается из двух компонентов:

Информация о работе Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций