Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание

Объектом исследования работы является фондовый рынок России на современном этапе его развития и деятельность предприятий как эмитентов на нем.
Цель работы: исследование возможностей выхода на фондовый рынок предприятия, объем рынка, этапы выхода и участники рынка, анализ уже имеющегося опыта, а также рассмотрение возможных проблем предприятий при взаимодействии с участниками фондового рынка.

Содержание

Введение 2
Рынок ценных бумаг 3
1.1. Рынок ценных бумаг: структура, сущность, функции 3
1.2. Сделки на рынке ценных бумаг 5
1.3. Первичный рынок ценных бумаг 6
1.3.1. Сущность, участники, цели субъектов первичного рынка ценных 6
1.3.2. Механизм функционирования первичного рынка ценных бумаг 8
1.3.3. Функции первичного рынка ценных бумаг 12
1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России. 13
1.4.1. Функции государства на рынке ценных бумаг 13
1.4.2. ФКЦБ, как главный государственный орган, регулирующий российский рынок ценных бумаг 14
1.4.3. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового рынка 15
2. Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций. 18
2.1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг 19
2.1.1. Особенности проведения эмиссии, основные участники. 22
2.2. Инструменты привлечения инвестирования на рынке ценных бумаг 27
2.2.1.Эмиссия акций, ключевые особенности 27
2.2.2.Эмиссия корпоративных облигаций 31
2.2.3. Преимущества и недостатки эмиссии акций и облигаций. 32
2.3. Первичный рынок ценных бумаг в России: анализ, современное состояние, тенденции. 33
2.3.1. Динамика рынка акций 33
2.3.2. Динамика рынка корпоративных облигаций 34
2.3.3. Проблемы IPO на Российском рынке 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

выход пр-й на рынок цб.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

     И, наконец, в третьих, на уровень цены влияет курс акций эмитента на вторичном рынке (если же, конечно, они там торгуются). Предположим, что в нашем примере этот курс равен 220 руб.

     При поверхностном рассмотрении кажется, что инвесторы переплатили  20 руб. за акцию, однако неизвестно, почём бы они брали ценные бумаги на вторичном рынке, если бы вышли на него со своим объёмом заказов! – Можно предположить, что цены они «взвинтили» бы основательно. В любом случае, цена дополнительного размещения оказывается как бы «привязанной» к цене вторичного рынка; она может быть несколько ниже её, или, наоборот, несколько выше. В некоторых случаях две цены почти полностью совпадают.

     Однако  иногда на первичном рынке происходит размещение акций по ценам, значительно  отличающимся от цен вторичного рынка. В этом случае, скорее всего, речь идёт о каких то договорных сделках. Информация о них может просочиться на вторичный рынок, на котором после этого может наблюдаться бурный рост или падение (drop); здесь мы видим как уже первичный рынок увлекает за собой вторичный.

     «ЛУКойл»  также хотел бы получить учредительскую прибыль при размещении. Однако после  консультаций со специалистами «Никойла», руководство нефтяного гиганта  понимает: полностью размесить новый  выпуск из 5 000 000 акций номиналом 500 руб. в настоящее время вряд ли удастся. Виной тому иск налоговой полиции: инвесторы вряд ли заходят покупать ценные бумаги компании, в отношении которой власти ведут официальное расследование. Да и на вторичном рынке курс акций упал до 475 руб. за штуку. Поэтому новый транш уходит подешёвке – всего по 460 руб. за акцию.

     Отметим интересный момент: руководство «ЛУКойла»  знает, что «Норильский никель»  тоже размещает акции. Однако информация, касающаяся предполагаемого спроса на акции металлургического комбината, остаётся под завесой секретности: ею владеет лишь инвестиционный банк «Никойл». Он может использовать эти данные в своих целях. А вот «ЛУКойл» и «Норильский никель» навряд ли договорятся между собой о проведении какой-то согласованной политики – на первичном рынке каждый сам за себя. Эмитенты изолированы друг от друга географически, отсутствием объективной информации о деятельности друг друга, а также тем обстоятельством, что локальные цели у них не совпадают. – Хотя идея своеобразного инвестиционного картеля очень привлекательна: на правах монополиста диктовать инвесторам цену покупки выпускаемых ценных бумаг!

     Итак, мы видим, что разнообразная информация, поступающая от внешних источников управляет первичным рынком ценных бумаг; в то же время информация от самого первичного рынка также влияет на состояние некоторых объектов, находящихся вне его. Всё это даёт нам право рассматривать первичный рынок ценных бумаг как кибернетическую систему, то есть систему, управляемую информационными потоками. Эти потоки связывают первичный рынок ценных бумаг с остальным миром.

Рис. 3. Первичный рынок ценных бумаг как кибернетическая система

     Проблемы  «АвтоВАЗа» сходны с проблемами «ЛУКойла»  – нужно найти покупателей  на транш облигаций суммарной  стоимостью по номиналу 50 000 000 рублей. Вопрос осложняется тем обстоятельством, что процентная ставка на банковские депозиты в последнее время растёт – она уже достигла 16% годовых! – То есть инвестор, решивший положить деньги в банк получит через полгода сумму, превышающую первоначальную на 8%.

Рис. 4 Конкуренция на первичном рынке ценных бумаг

     Значит  необходимо каким-то образом заинтересовать инвестора, сделать так, чтобы он вместо того, чтобы положить деньги в банк или купить акции «Норильского никеля» или «ЛУКойла» купил  именно облигации «АвтоВАЗа»! В этой ситуации придётся снижать цену продажи облигаций, искусственно делая их более доходными, так чтобы инвестор, получил за полгода доход в размере не 8%, а 9% или даже 10%. Однако при этом придётся поступится, так сказать, принципами: выручка от продажи ценных бумаг упадёт – чем выше доходность облигации, тем её цена ниже.

     На  этом примере мы видим, что, во-первых, первичный рынок ценных бумаг  конкурирует с рынком банковских депозитов, а во-вторых, что внутри самого первичного рынка существует скрытая  конкуренция между эмитентами.

     Но  не только между эмитентами идёт конкуренция, но и между инвесторами: каждый инвестор старается разместить временно свободные  денежные средства наилучшим, наиболее эффективным способом. Его интересуют надёжные и в то же время доходные ценные бумаги. – Первичный рынок ценных бумаг полон противоречий.

     Очевидно, что инвесторы будут стремиться покупать акции и облигации наиболее перспективных и доходных компаний, так как, с одной стороны, велика вероятность роста курса ценных бумаг на вторичном рынке, а с другой – велика вероятность получения крупных дивидендов и купонных процентов.

     Субъективная  оценка инвестором перспектив того или  иного объекта вложений детерминирует  поток инвестиций.

     На  первый взгляд такая ситуация выгодна обществу: инвестиционный капитал, проходя через первичный рынок ценных бумаг вливается, как это ранее было сказано, в наиболее перспективные, быстроразвивающиеся отрасли экономики.

      1. Функции первичного рынка  ценных бумаг

     Из  вышесказанного вытекает, что:

     Основная  функция первичного рынка ценных бумаг – направление инвестиционных потоков в наиболее перспективные, динамично развивающиеся сферы  общественного производства.

     Однако  интересы предпринимателей не всегда совпадают с интересами общества в целом: иногда требуется финансировать проекты, имеющие огромную социальную значимость, но совершенно неприбыльные или малодоходные. В таком случае первичный рынок ценных бумаг, с его развитым механизмом привлечения и размещения инвестиций, оказывается бесполезным.

     Покупая на первичном рынке акцию, инвестор становится совладельцем предприятия-эмитента, которое делится с ним властными  полномочиями. Если доля какого-либо акционера  в уставном фонде компании достаточно велика, то это позволяет ему влиять на процесс управления. Если же инвестор приобрёл 51% акций акционерного общества, то тогда мы говорим, что он стал владельцем контрольного пакета акций, позволяющего ему полностью контролировать ход дел в компании; такой инвестор на общем собрании имеет перевес над всеми остальными акционерами. – На практике для контроля над той или иной фирмой бывает достаточно владеть и 20-30% акций.

     Первичный рынок – это «поле битвы», на котором сталкиваются крупные компании в борьбе за контроль над тем или  иным предприятием.

     Следовательно, мы можем рассматривать первичный  рынок как легальный рыночный механизм перераспределения собственности и властных полномочий.

     Однако  это не означает, что в борьбе за власть и собственность участники  первичного рынка строго соблюдают  закон; история знает немало примеров, когда передаче акций в чью-то собственность предшествовала долгая и изнурительная борьба с использованием самых разнообразных методов, часто не вполне законных.

       Покупая ценные бумаги какой  либо компании на первичном  рынке, инвестор вкладывает в неё свой капитал.

Пример: В 2001 году немецкая компания «Рургаз» приобрела пакет акций российского концерна «Газпром», который поставляет природный газ в Германию при посредничестве «Рургаза».

     Таким образом, европейская фирма, во-первых, получила способность влиять на управление делами своего крупнейшего партнёра по бизнесу, а во-вторых, инвестировала некоторую сумму в дальнейшее развитие газодобывающей отрасли в России. Такие вложения называются прямыми инвестициями (direct investments).

     Подобного рода отношения очень часто встречаются  в современном деловом мире.

     В настоящее время паутина взаимопроникающего капитала опутывает большинство  субъектов рыночной системы хозяйствования. Это позволяет им во-первых, контролировать друг друга, во-вторых помогать друг другу, а в-третьих, синхронизировать ритм своей производственной деятельности, учитывая при составлении плана потребности своих деловых партнёров. В результате вся система рыночного капитализма работает как единый организм.

     Следовательно, первичный рынок ценных бумаг – это инструмент интеграции рыночной системы хозяйствования.

    1. Государственное регулирование рынка  ценных бумаг в  России.
 

     Рынок ценных бумаг как составная часть  финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

     В этой области государство осуществляет такие функции как выработка  определенных правил, регулирующих эмиссию  и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов; органы государственной власти также выдают лицензии на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. Согласно Федеральному закону лицензированию подлежит деятельность всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж.

     Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время положению руководители и специалисты профессиональных организаций - участников рынка ценных бумаг - должны иметь квалификационный аттестат, установленный актами соответствующего органа государственной власти.

      1. Функции государства на рынке  ценных бумаг

     Государство выполняет ряд  важнейших функций  на рынке ценных бумаг, среди них можно  выделить следующие основные:

  • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
  • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;
  • создание, функционирование и совершенствование развитой инфраструктуры рынка ценных бумаг;
  • обеспечение устойчивого применения рыночных механизмов на рынке ценных бумаг;
  • обеспечение развития профессиональной деятельности;
  • защита прав и законных интересов инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг, предотвращение нарушений стороны профессиональных участников рынка.
      1. ФКЦБ, как главный государственный орган, регулирующий российский рынок ценных бумаг

     Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг - федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

     ФКЦБ  России создана в соответствии с  Федеральным законом «О рынке  ценных бумаг» (1996) по Указу Президента «О Федеральной комиссии по рынку  ценных бумаг» от 1 июля 1996 № 10097 и является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, осуществлявшей свою деятельность в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 № 2063. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов Федерации.

     ФКЦБ  России выполняет  следующие функции:

  • разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка;
  • утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в т. ч. иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности (правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФКЦБ России совместно с Минфином РФ);
  • устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • выдает генеральные лицензии на осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • устанавливает порядок, лицензирует и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • определяет стандарты деятельности инвестиций, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • контролирует соблюдение эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
  • обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка;
  • обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка;
  • разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг;
  • разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах;
  • осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ России;
  • ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
  • устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;
  • осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
  • устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

Информация о работе Выход предприятия на рынок ценных бумаг как способ привлечения дополнительных инвестиций