Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа
Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В соответствии с Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”1 под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Введение………………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного управления и регулирования предприятием
Содержание антикризисного управления…………………………………….6
Методы антикризисного управления………………………………………....8
Опыт использования антикризисного управления на отечественных и зарубежных предприятиях…………………………………………………...10
Глава 2. Разработка алгоритма антикризисного управления
2.1. Этапы алгоритма антикризисного управления……………………………..17
2.2. Разработка системы антикризисных мероприятий..………………………..21
2.3. Рекомендации по совершенствованию механизма антикризисного управления предприятием……………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….…..27
Список использованной литературы………………………………………….……28
Метод “Сжатия во времени”. Безусловно, что для достаточно крупного или разветвленного бизнеса полностью “узурпировать” принятие всех управленческих решений в одних руках не представляется возможным. Поэтому в период кризиса необходимо ввести наиболее короткие периоды предоставления внутренней отчетности в компании.
Метод “Сокращения затрат”. Сокращение плановых (бюджетных) расходов в компании и ее обособленных подразделениях на первом этапе принятия антикризисных мер не должны носить тотального характера. Множество текущих расходов, по-прежнему, остаются жизненно важными, а их сокращение в любой ситуации может иметь необратимые последствия. Поэтому на первом этапе наиболее целесообразно сокращать (или замораживать) расходы, связанные с развитием долгосрочных направлений: научно-исследовательские разработки, капитальное строительство, перспективный маркетинг и другие подобные вложения, окупаемость которых превышает один год.
Финансовый кризис в компании означает не просто наличие каких-то локальных упущений или недочетов в работе менеджеров - он выступает, как правило, результатом системной ошибки в планах развития бизнеса, рыночной стратегии или других первоначальных представлениях глобального характера.
Стратегия,
имевшая своим результатом
Метод “Шоковой терапии”. При наличии дефицита бюджета в компании или в структурном подразделении первая “идея”, которая, как правило, возникает у руководителя - это урезать расходы (вообще-то, необходимо не урезать расходы, а увеличивать доходы, но второе всегда дается труднее, чем первое). В условиях кризисного состояния наиболее важно сократить одни затраты и увеличить другие, которые позволяют получить “быструю” прибыль. Скорость такой прибыли будет прямо пропорциональна размеру риска, с ней связанного, поэтому очень важно сделать правильную ставку. Наиболее часто, и не всегда необоснованно, такая ставка делается на маркетинговые затраты (агрессивная реклама, нетрадиционные методы продаж, переход на другие рынки сбыта и т. д.). Известны случаи, когда успех компаниям в условиях всеобщего кризиса приносило не сокращение, а увеличение расходов по оплате труда.
Метод "Ва-банк”. Дополнительные расходы в выбранных приоритетных направлениях иногда не могут быть профинансированы в полном объеме только за счет внутренней экономии на других затратах. В связи с этим возникает необходимость привлечения средств со стороны (кредитных ресурсов). Недостатком данного “экстремального” метода является наличие объективных трудностей в привлечении кредита, так как финансовый кризис предприятия зачастую означает его фактическое банкротство, так как привлечь кредит под приемлемые проценты достаточно проблематично.
Никто и никогда не застрахован от кризиса. Как правило, критическая ситуация возникает внезапно. Как говорят, кризис не выбирает. В критической ситуации необходимо применение методов менеджмента, выходящих за рамки обычных и общепринятых. Одни из них специфичны и используются только в критических ситуациях, другие являются обычными, но используются в новом качестве, способствуя более эффективным действиям. В практике государств с развитой рыночной экономикой имеется богатое множество антикризисных мер как на макро-, так и на микроуровне. Остановлюсь только на тех, которые задействованы в самое последнее время, оказались наиболее эффективными для предприятий и подходят для российских реалий[7].
В России кризисы воспринимаются как нечто совершенно неожиданное, свалившееся «как снег на голову», а потом к ним оказываются неготовыми. В рыночной экономике кризисы отдельных компаний – каждодневное дело. Стали практикой и системные кризисы, подобные тем, которые поражают сейчас не только отдельные страны, но и целые континенты. Поэтому к кризисным явлениям следует относится как к обычному и естественному явлению и заранее и очень тщательно к этому готовится. Тогда ущерб будет гораздо меньше, а выход из кризиса намного более легким.
О
возможных трудностях руководство
компании призвано знать задолго
до их наступления, прогнозировать их,
разрабатывать заранее
Из опыта антикризисного менеджмента экономически развитых стран можно извлечь очень многое, что реально успешно использовать в России с учетом ее специфических условий, менеджмента и т.д.
Одной из главных задач менеджмента является совершенствование управления организацией в критические ситуации. Умные руководители относятся к возможностям такого рода с большим вниманием не только во время кризиса, но и в повседневной работе. В России это направление менеджмента пока не получило широкого распространения, несмотря на то, что любая реально работающая компания в своей деятельности так или иначе использует методы антикризисного управления. Это может объясняться пока еще низким уровнем подготовки российских менеджеров и относительно низким уровнем развитости рыночных отношений. За рубежом этой области деятельности придают важнейшее значение. Там во многих компаниях существует специальная должность кризисного менеджера. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь организации в решении вопросов, связанных с проблемами кризисного характера.
Кризисные ситуации могут возникать из – за множества причин. Например, природные бедствия (ураганы, землетрясения, наводнения, пожары, лавины и т.д.), экологические, финансовые, правовые или гражданские кризисы. Этот список можно продолжать и дальше, но и у нас, и на Западе главной причиной является неудовлетворительный менеджмент. Современные российские проблемы позволяют специалистам изучить различные виды кризисов на практике. Перечень проблем, с которыми сталкивается организация в своей деятельности, а, следовательно, и список кризисов огромен, и охватить его весь невозможно.
Вместе с тем все кризисные ситуации обладают рядом сходных характеристик. Как правило, в наличии имеются такие признаки, как возникновение проблемы огромной важности, или наличие опасности самых серьезных последствий для бизнеса. По мере развития кризисной ситуации могут проявляться и другие характеристики:
Последняя характеристика кризиса является самой важной и определяющей. В ней обычно и кроется суть и методы спасения организации. В мире бизнеса любая компания сталкивается с проблемами различного характера, однако не все проблемы становятся кризисом.
Целью антикризисных действий является создание предпосылок того, чтобы обычные затруднения не достигли масштабов кризиса. От того, как поведет себя менеджмент организации в условиях кризиса, зависит дальнейшая судьба компании или организации порой на долгие года. Поведение организации в кризисные моменты очень часто влияет на ее имидж. Неправильные методы управления, которые применяют в критические моменты, могут привести к большим финансовым потерям. Поэтому важно понимать природу кризиса, его причины, разрабатывать процедуры, которые соответствуют именно этому типу кризиса, с которым компания столкнулась на данном промежутке времени.
В
последнее время количество кризисных
ситуаций, встающих перед обществом,
увеличивается. Для их решения возникло
и успешно развивается новое
направление менеджмента, которое
именуется «проблемный
-
определить важные для
- проанализировать и определить влияние каждой из проблем на ситуацию;
-
разработать и предложить
-
воплотить в действие
-
оценить результативность
Каждый из кризисов, как известно, по – своему своеобразен и уникален. Поэтому не существует единых рецептов по их преодолению. Однако в западной практике сложилась определенная система действий, которую необходимо предпринять для того, чтобы быть готовым к критическим ситуациям. Это реализуется с помощью инструментов планирования. Планирование возможных кризисных явлений представляет собой процесс заблаговременного определения механической последовательности шагов, которые необходимо будет предпринять в критический момент. В типичной организации применение этого метода менеджмента поможет осуществить следующее :
В
самое последнее время в
Эффективность работы в области рисковых коммуникаций в основном зависит от действий организации. В первое время общество ориентируется на информацию руководства, сведения от известных специалистов. Дальше для общества важны уже не слова, а реальные действия.
До
возникновения кризисной
За
рубежом действуют фирмы, предлагающие
специальные тренинги по критическим
ситуациям. Но обычно и сама компания
в состоянии разработать
Для наиболее эффективного контроля, координации действий организации в момент кризиса должна быть сформирована команда, занимающаяся осуществлением данной деятельности. План на случай кризиса должен предусматривать существование такого коллектива и фиксировать кто из сотрудников входит в ее состав. Основные области деятельности кризисной команды должны быть определены заранее, еще на этапе планирования. Среди прочих они должны включать :