Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:59, курсовая работа
Одной из концептуальных особенностей экономических и политических преобразований в России с конца 80-х годов XX века явилось то, что население не рассматривалось руководством страны как базовый ресурс для достижения политической и экономической стабилизации и как активный участник перемен. В значительной степени это стало причиной неудачи реформ. Большинству россиян утраченную уверенность в завтрашнем дне, потерю социального статуса и сбережений вдруг обретенные свободы не компенсировали. Не умея воспользоваться ими, подавляющая часть граждан, привыкших к тотальной государственной опеке, ощутила «социальную заброшенность» и потребность в поддержке со стороны государства.
Введение 3
1 Теоретические основы партнерства органов власти и НКО 5
1.1 Понятие, сущность стратегии партнерства 5
1.2 Взаимодействие органов власти и НКО 6
2. Анализ формирования стратегии партнерства органов власти и некоммерческой организации «Добродетель» 12
2.1. Характеристика некоммерческой организации «Добродетель» 12
2.2.Стратегия патнерства органов власти и НКО «Добродетель» 16
3 Предложение по совершенствованию формирования стратегии партнерства органов власти и НКО «Добродетель» 22
3.1 Предложение по совершенствованию формирования стратегии партнерства органов власти и НКО «Добродетель» 22
3.2 Оценка эффективности формирования стратегии партнерства органов власти и НКО «Добродетель» 23
Заключение 30
Список литературы 31
Безусловно перечень механизмов взаимодействия органов власти с Третьим является открытым. Подобрав процедурные элементы системы взаимодействия, необходимо определить экономико-правовые механизмы, которые с помощью данных элементов должны быть созданы и задействованы.
В июне 2008 года добровольной ассоциацией НКО Брянской области (ВООО ДАНКО) было проведено исследование состояния некоммерческих организаций города Брянскаи возможностей их участия в исполнении проектов и заказов в социальной сфере, было опрошено 73 организации. В результате исследования выяснилось, что наиболее эффективно налажены рабочие контакты между НКО города и региональными СМИ; на втором месте по устойчивости – связи с городскими органами власти, на последнем – с коммерческими структурами и, к сожалению, достаточно мало НКО, поддерживающих связь с исполнительной и законодательной властью Брянской области (25% опрошенных). По мнению НКО, причинами, мешающими конструктивному сотрудничеству с органами власти, являются излишнее администрирование чиновников и оторванность властей от нужд граждан; недостаточность средств и ресурсов для совместной деятельности; плохая информированность о деятельности друг друга, а также неумение выстраивать партнерские отношения. Выходами из конфликта между НКО и властью названы: совершенствование механизмов взаимодействия, поиск компромиссных решений, переговоры. [19 С. 85]
В качестве вывода из исследования было отмечено, что механизмы партнерства значительно более развиты на муниципальном уровне, чем на региональном. Реальное взаимодействие также намного сильнее на муниципальном уровне.
Вместе с тем привлечение НКО к оказанию услуг даже на муниципальном уровне не постоянной основе производится редко.
Безусловно, успех стратегического развития региона будет во многом зависеть от того, как будут вовлечены некоммерческие организации в процесс разработки стратегии, так как НКО с одной стороны выражают интересы общества, а с другой - оказывают востребованные социальные услуги. Поэтому необходимо развивать механизмы социального партнерства между органами власти региона и Третьим сектором.
Перед некоммерческой организацией стоит сложная задача: прежде чем определить способы измерения продуктивности и оценки результатов деятельности организации сначала нужно решить, какие ожидаются результаты. Для многих некоммерческих организаций характерно преуменьшение важности измерения результатов.
Задачи НКО «Добродетель»
- Профилактика разлучения ребенка с родителями и возвращение детей в биологические семьи.
- Поддержка семейных форм жизнеустройства детей.
- Лоббирование идеи важности семейного воспитания для развития ребенка и содействие во внедрении этих подходов в социальную политику на городском и федеральном уровнях.
- Поддержка местных неправительственных организаций, предоставляющих услуги детям и семьям, обучение их сотрудников новейшим методам социальной работы.
Специалисты компании работают в службах социальной поддержки детей и семей по месту жительства, которые предоставляют следующие услуги:
1. Индивидуальная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
- Социальное сопровождение семей, находящихся в сложной жизненной ситуации
- Консультирование семей по социальным, психологическим и правовым вопросам
- Предоставление информации об услугах других организаций и содействие в их получении
- Оказание комплексной помощи по выводу семьи из кризиса
2. Помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями
- Комплексная оценка потребностей ребенка и реализация индивидуальной программы помощи
- Работа на дому с детьми с тяжелыми формами нарушений при активном участии членов семьи
- Обучение родителей навыкам ухода за детьми и их развития в домашних условиях
- Преодоление социальной изоляции детей с особыми потребностями
3. Работа с семьями группы риска и местным сообществом
- Семинары-тренинги для детей и родителей
- Клубная работа с дошкольниками, младшими школьниками и подростками
- Развитие волонтерского движения подростков
- Группы взаимопомощи родителей, совместно участвующих в решении своих проблем
Однако некоммерческие организации существуют на средства других людей - за счёт пожертвований. Некоммерческие организации подотчётны жертвователям, они должны отчитываться за эффективное использование средств и результативность. Итак, это та сфера деятельности, которая нуждается в особенном внимании руководителей некоммерческих организаций. Однако многие организации в некоммерческом секторе по - прежнему не признают конкретных результатов. Они по - прежнему верят в то, что их работа может оцениваться только её качеством - если её вообще можно оценивать.
Есть разные виды результатов. Например, есть непосредственные результаты. Вам придётся долго работать, чтобы построить что - то новое на их основе. Возможно, эти результаты не так просто определить, но это необходимо сделать, чтобы можно было спросить: «Становимся ли мы лучше? Совершенствуемся ли мы? Расходуем ли мы свои ресурсы на то, что даёт результаты?»
Необходимо снова и снова напоминать себе о том, что результаты деятельности некоммерческой организации можно увидеть только вне организации, не внутри неё. Некоммерческое учреждение не поставляет ни товаров, ни услуг; оно также не занимается контролем. «Продукция» этого учреждения - не обувь и не эффективные законы. Его продукция - изменённый человек. Некоммерческие организации изменяют людей. Их «продукция» - вылеченный пациент, обучающийся школьник, социально зрелый гражданин; это изменённая человеческая жизнь в целом.
Важной основой в некоммерческой организации является миссия. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей её деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации. [7 С. 85]
Миссия - это то, что выходит за рамки сегодняшнего дня, но определяет сегодняшний день, наполняет его. Как только теряется из виду миссия, организация теряется и начинает тратить ресурсы впустую. От миссии нужно переходить к очень конкретным задачам.
Задачи можно ставить только тогда, когда организация определит ключевые аспекты своей деятельности. Только после этого руководитель некоммерческой организации спрашивает: «Занимаемся ли мы тем, чем должны? Это по - прежнему та деятельность, которая необходима? По - прежнему ли она направлена на удовлетворение нужд и потребностей? «И, самое главное: «По - прежнему ли мы добиваемся достаточно высоких результатов, которые оправдывают вложение наших талантов именно в этой сфере деятельности?» Затем организация может перейти к следующему важному моменту, который часто формируется в виде такого вопроса: «По - прежнему ли мы там, где это необходимо? Не следует провести изменения? Не следует ли нам отказаться от того, чем мы занимаемся? «Для того, чтобы точно ответить на эти вопросы необходимо постоянно анализировать деятельность и результативность организации.
Потребность в оценке деятельности некоммерческих организаций усиливается также таким явлением, как возросшая конкуренция за ресурсы в некоммерческом секторе и существующие в обществе сомнения относительно того, насколько рачительно и эффективно некоммерческие организации расходуют средства доноров, в том числе полученные из государственного бюджета, и не злоупотребляют ли они своими налоговыми привилегиями. На Западе такие сомнения питаются попадающими в прессу сведениями о непомерно высоких зарплатах руководства некоторых некоммерческих организаций и нецелевом использовании донорских средств для дополнительного фандрайзинга - по этим и иным причинам ощущается растущая потребность в «измерении добрых дел».
Как известно, в России некоммерческая деятельность также стала предметом оживленного обсуждения, в ходе которого отмечалась возможность злоупотребления статусом НКО. Вместе с тем несомненно, что некоммерческий сектор в России имеет значительный потенциал роста и способен стать действенным фактором развития и модернизации страны. Тем важнее иметь возможность судить о том, в какой мере удается использовать этот потенциал. Оценки эффективности повышают прозрачность и подотчетность НКО, представляют объективную картину положения дел в некоммерческом секторе, поддерживают в нем конкурентность и дают стейкхолдерам важную информацию для принятия решений.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что анализ результатов деятельности - верный путь развития и роста эффективности деятельности некоммерческой организации, а это в свою очередь значит, что разработка объективных показателей, отражающих результат проделанной работы, является одной из важнейших целей некоммерческого сектора.
Целью фонда «Добродетель» является снижение показатели детской смертности от тяжелых заболеваний, излечимых при современном уровне развития медицины. Благодаря финансовой поддержке российских компаний и частных лиц «Добродетель» постоянно развивается.
Миссия благотворительного фонда «Добродетель» — спасение тяжелобольных детей и формирование культуры благотворительности в обществе.
Результативность - высший критерий деятельности любой организации. Всякая некоммерческая организация существует ради достижения результатов в изменениях отдельных индивидов и общества в целом. Однако результативность является также и одной из самых трудных проблем для руководителя некоммерческой организации. Различий между деловыми фирмами и некоммерческими организациями не так уж много, но они крайне значительные. Возможно, самые важные из них связаны именно с аспектом результативности. Коммерческие организации обычно определяют результативность работы очень узко - в виде финансовых показателей. Если это единственный критерий результативности и цель деятельности организация вряд ли добьётся успеха. Это очень однобокий подход. Однако это очень конкретный и точный подход. Поскольку показатели прибыльности, рыночной позиции, модернизации производства или движения денежных средств очень легко подсчитать не трудно определить, улучшилось ли состояние организации. [16 С. 93]
Деятельность некоммерческой организации не связана с такими показателями. Вопрос: что можно считать «результатами» деятельности организации по-прежнему остаётся затруднительным для некоммерческого сектора. Однако ответить на этот вопрос можно. Результаты даже можно представить в виде цифр - по крайней мере, некоторые из них. В оценке эффективности деятельности большое значение придается анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации. Одним из таких результатов является социальный индекс Вайсброда, коэффициент социальной рентабельности.
Социальный индекс (индекс общественности) - PI (publicness index) был введен американским ученым Вайсбродом для определения уровня производства социальных эффектов в некоммерческих организациях. Согласно Вайсброду, индекс отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции». Он рассчитывается по формуле:
Доходы от создания общественных благ - это благотворительные вклады, гранты, государственные дотаций и т.п. К выпуску частных благ относится реализация товаров, услуг и работ; а также членские и спонсорские взносы. В качестве единиц измерения индекса выступают его абсолютные значения. Социальный индекс принимает значения от 0 до бесконечности. Индекс равен нулю в коммерческих организациях культуры, которые полностью существуют за счет выпуска частных благ, т.е. взносов своих членов или средств от реализации потребительских товаров и услуг. Бесконечно большие значения социального индекса характерны для некоммерческих организаций культуры, занимающихся исключительно созданием чистых общественных благ, т.е. вся деятельность которых направлена на достижение социальных эффектов. В связи с этим данные структуры финансируются только за счет благотворительных вкладов, пожертвований, грантов и субсидий. [7 С. 85]
Социальный индекс можно использовать для оценки уровня самофинансирования организаций культуры. Если индекс равен нулю, то организация культуры находится на полном самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования некоммерческие организации.
Следующий коэффициент - SR (коэффициент социальной рентабельности) рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта.
В отличие от показателя экономической рентабельности, коэффициент социальной рентабельности не всегда поддается исчислению. Измерение денежной оценки социального эффекта и затрат, связанных с его производством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребления культурных, образовательных и других некоммерческих услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях экономики. Повышение образовательного, культурного уровня приводит к росту потребления в социально-культурной сфере, повышению производительности труда в сфере материального производства и т.д.
На практике показатель социальной рентабельности находит свое применение при оценке проектов, имеющих социальную значимость. Так, благотворительные фонды при проведении экспертизы отбираемых проектов часто используют данный показатель.