Анализ конкурентных преимуществ фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:42, курсовая работа

Описание

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время анализ конкурентного положения компании на рынке является непременным условием её эффективного функционирования.
Целью данной работы является всесторонний анализ конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Хлебокомбинат-2»).
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
Дать теоретическое обоснование анализу конкурентных преимуществ фирмы.
Дать общую характеристику ОАО «Хлебокомбина-2».
Выделить конкурентные преимущества ОАО «Хлебокомбинат-2».
Представить стратегию развития для ОАО «Хлебокомбинат-2» на основе выявленных конкурентных преимуществ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 7
1.3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 12
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 15
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 15
2.2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 18
2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 25
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» НА ОСНОВАНИИ ВЫЯВЛЕННЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Анализ_конкурентных_преимущ_фирмы(Курсовая).doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

Введение

 
 

     Тема  представленной работы: Анализ конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Хлебокомбинат-2»).

       В процессе перехода к рынку, предприятия  столкнулись со многими проблемами выживания. Полный доступ к внешней  среде принес не столько новые  возможности, сколько новые проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке.

       Часто у руководства бытует заблуждение  – «мы знаем своих конкурентов, нам незачем постоянно отслеживать ситуацию в отрасли». Это заблуждение приводит к тому, что предприятие застывает на определенном этапе развития. Из-за того, что конкурентное положение четко не определяется, руководство начинает понимать, что что-то идет не так только после явного снижения объемов продаж.

       В данной ситуации, как правило, предпринимаются  попытки наладить сбыт поиском все  новых и новых рынков сбыта для своей продукции, тогда как ее жизненный цикл, например, вследствие развития технологии у конкурентов уже находится на стадии остаточного спроса. Или, например, нахождение нового сырья позволило конкурентам значительно снизить цены на свою продукцию. Отсюда четко прослеживается необходимость постоянного мониторинга отрасли и комплексного исследования своего конкурентного положения в ней.

       Не  менее важно для фирмы обладать полным объемом сведений о своих  конкурентных преимуществах – для  того,  чтобы сделать на них акцент, выделять их в рекламной кампании, привлекать за счет них новых клиентов и эффективно удерживать уже имеющихся.

       Актуальность  работы обусловлена тем, что в настоящее время анализ конкурентного положения компании на рынке является непременным условием её эффективного функционирования.

       Целью данной работы является всесторонний анализ конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Хлебокомбинат-2»).

       Исходя  из данной цели, можно выделить ряд  задач:

  1. Дать теоретическое обоснование анализу конкурентных преимуществ фирмы.
  2. Дать общую характеристику ОАО «Хлебокомбина-2».
  3. Выделить конкурентные преимущества ОАО «Хлебокомбинат-2».
  4. Представить стратегию развития для ОАО «Хлебокомбинат-2» на основе выявленных конкурентных преимуществ.

     Объект исследования в данной работе – ОАО «Хлебокомбинат-2». В качестве предмета исследования можно выделить конкурентные преимущества ОАО «Хлебокомбинат-2» и их влияние на развитие предприятия.

     Методы  исследования – при написании  данной работы применялись как общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция), так и специфические (описательный, сравнительный и т.д.).

      Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении его результатов и состоит из введения, основной части, выводов и списка использованной литературы.

 

  1. Теоретические основы конкуренции, конкурентоспособности  и анализа конкурентных преимуществ фирмы
    1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ фирмы

       Понятие «Конкурентоспособность» в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни1.

       Носителями свойств конкурентных преимуществ (как в масштабах одного государства, так и в масштабе мировой экономики) являются различные субъекты конкурентоспособности: виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений.

       По мере того, как усиливалась конкуренция за мировые ресурсы и рынки сбыта, внимание современных исследователей все больше стало привлекать производное от понятия «конкурентоспособность», понятие «конкурентные преимущества».

         И.И. Сафонова устанавливает, что понятие «конкурентное преимущество» находится в диалектическом единстве с понятиями «конкуренция», «конкурентоспособность» и «потенциальные возможности компании», но не тождественно им, поскольку, являясь основой и целью экономической стратегии предприятия, обладает свойствами относительности, динамичности, потребительской ценности.

       Автор утверждает, что конкурентное преимущество – это «заключенная в продукте ценность для потребителя, побуждающая  этот товар купить, то есть это те характеристики, свойства товара (услуги), которые создают для предприятия определенное превосходство над прямыми конкурентами»2.

       Следовательно, конкурентное преимущество носит сопоставительный, относительный, а не абсолютный характер, так как может быть оценено только путем сравнения характеристик, влияющих на эффективность продаж в привязке к конкретным условиям и причинам.

       Конкурентное преимущество - это объект стратегического управления, основа и цель экономической стратегии предприятия, действующего на высококонкурентном рынке, а также элемент стратегического потенциала, представляющий собой уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы хозяйствующего субъекта .

       Ключевыми областями формирования конкурентных преимуществ предприятий сферы услуг в настоящее время становятся: инновации в сфере услуг, качество услуг и управление поведением потребителей.

       Достижение конкурентных преимуществ за счет внедрения новшеств на рынке услуг базируется на следующей классификации:

  1. Существенные инновации в производстве услуг. Это абсолютно новые для рынка услуги.
  2. Комплекс новых услуг, дополняющий имеющиеся на рынке.
  3. Новые услуги для данного рынка, получаемые путем репозиционирования на новые сегменты рынка.
  4. Усовершенствованные услуги, полученные в результате развития продуктовой линии. Это самые распространенные инновации, связанные с изменениями свойств или характеристик производства существующих услуг.
  5. Старые услуги с измененным стилем продажи. Это наиболее скромный тип инноваций, хотя они весьма заметны визуально.

       В заключение параграфа обозначим три типа конкурентных преимуществ, которые выделяются в настоящее время3:

       1) Ресурсные – обладание ресурсами особого, качества или количества (природными или приобретенными);

       2) Операционные – характеризующие степень или эффективность использования имеющихся ресурсов;

       3) Программно-стратегические – наличие определенной стратегии развития субъекта, носителя конкурентных преимуществ и качество этой стратегии.

       Далее обратимся к анализу понятий  конкуренции и конкурентоспособности.

1.2. Общая характеристика конкуренции и конкурентоспособности

 
 

     Конкуренцию в самом общем виде можно определить как соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики конкуренция имеет основополагающее значение, исполняя роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства, выступая стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Кроме того, конкуренция стимулирует снижение издержек производства и реализации.

     Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь, ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Пять сил конкуренции по М. Портеру

     Конкуренция характеризуется пятью основными силами (рис. 1.). В соперничестве за часть рынка в конкуренции участвуют не только основные игроки. Все могут быть конкурентами (потребители, поставщики, новые участники, продукты-заменители)4.

       Подробный анализ соотношения  конкурентных сил в отрасли позволяет компании решить очень важные задачи.

  1. Выявить свои слабые и сильные стороны.
  2. Вовремя заметить новых участников.
  3. Определить время появления товаров-заменителей.

           В итоге компания сможет выбрать  оптимальную конкурентную стратегию и занять выгодное положение в отрасли (на рынке) с целью получения максимальной прибыли.

     Основные  типы движущих сил конкуренции.

      1. Динамика масштабов долгосрочного  спроса. Увеличение или уменьшение  долгосрочного спроса является  важным фактором при принятии  решений по инвестированию для увеличения производительной мощности существующих фирм. Подъем долгосрочного спроса часто привлекает новые фирмы на рынок, а падение спроса наоборот – отток фирм.

     2. Динамика структуры спроса. Эти  изменения представляют собой  причину изменения требований потребителей к сервису, создание других каналов сбыта, изменение в ассортименте выпускаемой продукции, модификации маркетинговых тактик.

     3. Обновление продукта. Обновление продукта может расширять рынок, стимулировать рост спроса. Когда рынок характеризуется быстрым распространением нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой – влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения.

      4. Технологические инновации. Частые технологические новшества в методах производства могут сильно изменять единичные издержки производства, размер инвестиций, увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Выше перечисленное может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству фирм, успешно действующих на рынке.

      5. Маркетинговые инновации. Периодически  фирмы предлагают рынку свою  продукцию, пользуясь новыми путями  и способами, стараясь увеличить  покупательский интерес, подтолкнуть  спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции  и позиции фирм-соперников.

     6. Динамика лидерства. Означает  вход в конкуренцию или выход  из нее крупных фирм. То есть  новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка.

     7. Диффузия достижений. Если новая  технология становиться известной  соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, преимуществам фирмы-владельца  «ноу-хау» легче войти в отрасль, они снижают барьеры для новых, а для поставщиков и потребителей облегчают вертикальную интеграцию в отрасль.

     8. Динамика эффективности. При появлении  в отрасли новых эффективных  масштабов производства, которые  уменьшают издержки на единицу продукции, крупные фирмы могут принудить другие компании к стратегиям «форсирования роста».

     9. Покупательские предпочтения. Зачастую  растущее число покупателей решает, что товары массового потребления  по низким ценам вполне удовлетворяют  их вкусам и предпочтениям, так же как и товары с более высокими ценами, дающие возможности выбора.

     10. Государственное регулирование  рынка. Действия государства через  свои институты, включая регулирование  экономических отношений, а также  изменение государственной политике, могут повлиять на рынок и конкурентные условия.

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ фирмы