Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:42, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время анализ конкурентного положения компании на рынке является непременным условием её эффективного функционирования.
Целью данной работы является всесторонний анализ конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Хлебокомбинат-2»).
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
Дать теоретическое обоснование анализу конкурентных преимуществ фирмы.
Дать общую характеристику ОАО «Хлебокомбина-2».
Выделить конкурентные преимущества ОАО «Хлебокомбинат-2».
Представить стратегию развития для ОАО «Хлебокомбинат-2» на основе выявленных конкурентных преимуществ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 7
1.3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 12
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 15
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 15
2.2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 18
2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 25
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» НА ОСНОВАНИИ ВЫЯВЛЕННЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Таким
образом, во внешней среде главными
негативными факторами для
Позитивными факторами являются: независимость спроса на хлебобулочные изделия от материального положения населения, низкая эластичность хлеба как товара, высокое качество продукции.
Далее перейдем к SWOT-анализу компании.
Таблица 6. SWOT-анализ компании.
Внешняя среда
Возможности | Сильные стороны |
|
|
Угрозы | Слабые стороны |
|
|
В целом, исходя из результатов стратегического анализа, можно сказать о том, что положение компании в целом устойчиво, но в то же время существует ряд угроз, реализация которых может крайне негативно отразиться на деятельности рассматриваемой компании.
Данные угрозы обусловлены следующими слабостями предприятия:
Таким образом, для успешного функционирования на рынке ОАО «Хлебокомбинат-2» необходимо нейтрализовать имеющиеся слабости и активнее использовать имеющиеся конкурентные преимущества. которые более подробно будут рассмотрены далее.
В предыдущей главе нами был построен радар конкурентосопосбности. на основании которого было выявлено, что из пяти основных составляющих функционирования компании – в четырех ОАО «Хлебокомбинат-2» является безусловным лидером по сравнению со своими конкурентами.
Что касается качества продукции – компания зарекомендовала себя как производителя наиболее качественной продукции. В данном случае и ценовой уровень чуть выше, чем у большинства конкурентов работает на такой критерий как «качество», чуть более высокая цена на продукцию подчеркивает высокое качество продукции.
Учитывая, что ценовая конкуренция в отрасли производства хлебобулочных изделий является едва ли не самым бессмысленным занятием, так как уровень цен в данной отрасли, в принципе, невысокий, а хлебобулочные изделия потребляют все люди ежедневно независимо от уровня достатка: незначительное повышение цен и отстройка от конкурентов мне кажется очень удачным решением в маркетинговой и сбытовой деятельности компании.
Кроме
того, ОАО «Хлебокомбинат»
Все это потенциально дает возможность компании использовать виолентную (силовую) стратегию и ещё более укрепить свои лидерские позиции на рынке.
Еще одним конкурентным преимуществом компании является широта ассортимента. На мой взгляд, это одно из важнейших конкурентных преимуществ ОАО «Хлебокомбинат-2». Компания вышла за рамки производителя только хлебобулочных изделий. она провела достаточно успешную экспансию в сегмент кондитерских изделий. При этом компания соблюдает «нишевую целесообразность», то есть не пытается «отобрать» хлеб у кондитерских изделий, а находит свою собственную нишу между хлебобулочными и кондитерскими изделиями. Тем более, что до недавнего времени существовала неудовлетворенная потребность в данной продукции.
Все перечисленные преимущество положительно сказываются на имидже компании.
Кроме того, положительно на имидж компании и функционирование компании на рынке влияют: значительный опыт работы на рынке, основная компетентность в ключевых областях, высокий профессионализм сотрудников, налаженные партнерские отношения с поставщиками и т.д.
В качестве особого конкурентного преимущества хотелось бы рассмотреть ассортимент компании, в частности, последние новинки: серия хлебов «Фитнес». Хлеба серии «Фитнес» для людей, ведущих здоровый образ жизни – это уникальный продукт на основе цельного проросшего зерна.
Хлеб из цельного зерна по праву назван лечебным продуктом против ожирения, сахарного диабета, атеросклероза, пониженной моторики кишечника. Он эффективно удаляет вредные вещества из организма – соли тяжелых металлов, радиоактивных вещества, остатки продуктов биологического происхождения, увеличивает продолжительность жизни.
В производстве «полезного хлеба» широко применяется ржаная и соевая мука, проросшие зерна пшеницы, отруби, молоко, солод, горчичное и подсолнечное масло, поливитаминные средства и многие другие натуральные наполнители. Среди хлебных изделий необходимо выделить несколько изделий, которые рекомендуются людям как профилактические продукты: это, прежде всего, Хлеб ржаной диетический выработанный по бездрожжевой технологии, и зерновой хлеб «Суоми», выпеченный из осолодованного проросшего зерна. К изделиям, относящимся к профилактическим, можно так же отнести Хлеб «Полевой», хлеб «Дачный», батончик диетический и батончик «Здоровье».
До недавних пор ОАО «Хлебокомбинат-2» в своем производстве использовал обычную водопроводную воду из крана, которая далеко не соответствует понятию экологически чистой воде из-за наличия в ней различных примесей. В настоящее время ОАО «Хлебокомбинат – 2», единственный в городе, перешел на производство хлеба на воде высокой степени очистки, обогащенной минералами, установив для этого у себя на предприятии дополнительно шунгитовые фильтры. Хлеб, который выпекает предприятие - это хлеб нового поколения, хлеб, несущий здоровье. При этом все расходы по установке фильтров комбинат взял на себя, т.е. цены на хлеб остались неизменными, прежними
ОАО «Хлебокомбинат – 2», как предприятие являющееся абсолютным лидером хлебопечения и новационной деятельности, используя рекомендации ведущих специалистов в области профилактической медицины и диетологии, приступил к выработке хлеба с добавлением йодата калия. Такая технология йодирования продукции является уникальной в России. Для возможности точной дозировки йодсодержащих препаратов, на обоих заводах были сконструированы и пущены в производство специальные дозировочные станции с четырех ступенчатой системой контроля. Только благодаря им удается добиваться необходимых концентраций в уже готовой продукции
В
настоящее время специалисты хлебокомбината
ведут консультации и нарабатывают материал
по будущему обогащению своих изделий
комплексом витаминов.
3.
Разработка
стратегии развития
для ОАО «Хлебокомбинат-2»
на основании выявленных
конкурентных преимуществ
На
основании проведенного ранее анализа
нами было выявлено, что компания обладает
значительными конкурентными
Таким образом, компании имеет все возможности и основания для усиления своего присутствия на рынке, более активной маркетинговой и сбытовой политике.
Кроме того, объем производственных мощностей, налаженные логистические системы, налаженные партнерские отношения с поставщиками и наличии положительного имиджа потенциально позволяют компании перейти к новой для неё более активной стратегии – виолентной стратегии.
1.
Виолентная стратегия
При этом необходимо ориентироваться на вторую стадию реализации данной стратегии. Вторая стадия развития виолентной стратегии – стадия, при которой размеры становятся наибольшими. Стабильность всех показателей. Развивается диверсификация производства, стремление к захвату новых рынков. Наибольшие затраты на рекламные компании и на оснащение массового производства. Приобретение лицензий, организация новых производств. Основные доходы от инноваций компания получает именно на данном этапе, приобретая интеллектуальную собственность у других предприятий.
Виолентную стратегию необходимо поддерживать активными рекламными и маркетинговыми усилиями. Необходимо интенсифицировать рекламное продвижение и работу над брендом. Помимо имеющихся у компаний рекламных мультипликационных роликов. необходимо запустить «более серьезные» рекламные послания, с помощью которых необходимо подчеркивать высокое качество продукции, инновационность в области качества, готовность компании терпеть большие издержки ради высокого качества продукции.
Компании необходима и дальнейшая работа над ассортиментном, при этом помимо расширения ассортимента возможно и его сужение в сегменте наименее востребованных продуктов. Но при этом общая динамика развития ассортиментной политики должна быть направлена именно на расширение ассортимента компании.
В качестве дополнительных рекомендаций по совершенствованию всех технологических и финансовых процессов, можно выделить следующее: определить оптимальный размер партии товаров; жестко контролировать поставки; сокращать сверхурочные работы, освобождаться от простаиваемого оборудования, переводить краткосрочные займы в долгосрочные, сокращать издержки, превращать материальные ценности в высоколиквидные средства.
Также необходим чёткий контроль за издержками обращения и производства с целью уменьшения последних. Также необходимо уделять значительное внимание модернизации технологических процессов и оборудования. В перспективе товарную политику можно направить на завоевание новых для компании рынков продукции.
Конкурентное преимущество - это объект стратегического управления, основа и цель экономической стратегии предприятия, действующего на высококонкурентном рынке, а также элемент стратегического потенциала, представляющий собой уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы хозяйствующего субъекта .
Ключевыми областями формирования конкурентных преимуществ предприятий сферы услуг в настоящее время становятся: инновации в сфере услуг, качество услуг и управление поведением потребителей.
Рассматриваемое нами в данной работе предприятие ОАО «Хлебокомбинат-2» обладает конкурентными преимуществами в таких сегментах как: качество, широта ассортимента, производственные мощности, логистическая система, сформированность бренда. Уступает своим конкурентам рассматриваемое предприятие только по цене, но и данная ситуация может быть рассмотрена как конкурентное преимущество компании.
Таким образом, компании имеет все возможности и основания для усиления своего присутствия на рынке, более активной маркетинговой и сбытовой политике. Кроме того, объем производственных мощностей, налаженные логистические системы, налаженные партнерские отношения с поставщиками и наличии положительного имиджа потенциально позволяют компании перейти к новой для неё более активной стратегии – виолентной стратегии.
Виолентная
стратегия конкуренции –