Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:42, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время анализ конкурентного положения компании на рынке является непременным условием её эффективного функционирования.
Целью данной работы является всесторонний анализ конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Хлебокомбинат-2»).
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
Дать теоретическое обоснование анализу конкурентных преимуществ фирмы.
Дать общую характеристику ОАО «Хлебокомбина-2».
Выделить конкурентные преимущества ОАО «Хлебокомбинат-2».
Представить стратегию развития для ОАО «Хлебокомбинат-2» на основе выявленных конкурентных преимуществ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 7
1.3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 12
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 15
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 15
2.2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 18
2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 25
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» НА ОСНОВАНИИ ВЫЯВЛЕННЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Как видно из таблицы 2 в 2010 г. произошел стремительный рост выручки предприятия, темп роста составил 226,03 %, при том, что себестоимость выросла не так значительно, темп роста составил 124,76%, прибыль резко увеличилась. Темп прироста прибыли составил 286,67 %.
В
целом можно сделать вывод, что
финансовое состояние предприятия
является достаточно хорошим. За счет
высокой рентабельности продаж, предприятие
является финансово устойчивым и эффективным.
Производственные показатели в отрасли производства хлебобулочных изделий за последние три года падают на 3-4 % в год. Однако это нехарактерно для ОАО «Хлебокомбинат-2». Он наращивает производство на 2-3 % в год за счет активного завоевания рынка.
Товарооборот предприятия за последние два с половиной года увеличился на 80 %. Причем это не связано с ростом цен на хлеб или высокой стоимостью продуктов. Рост показателей обусловлен тем, что потребителю предлагается качественный, вкусный продукт. Для этого предприятие вводит новые сорта хлеба и других изделий, модернизирует производство.
В крае практически нет
Производители из Екатеринбурга или Казани, например, не заходят в Пермский регион просто потому, что это невыгодно. Тем не менее, конкуренция существует между заводами и пекарнями краевого центра и Пермского района. Причем борьба идет не только по цене и качеству, но и по доставке, отлаженным логистическим схемам. В ОАО «ХЛебокомбинат-2» развита система логистики, и предприятие продолжает ее совершенствовать. Она позволяет завоевывать существенную долю хлебного рынка в городах края.
Например, в Чайковском ОАО «Хлебокомбинат-2» принадлежит около 50 % рынка.
Сегментирование
ОАО «Хлебокомбинат-2» можно
Впрочем, учитывая, что хлеб – товар с наименьшей эластичностью спроса и совершенно недорогой по цене – несмотря на выбранную стратегию сегментирования, продукцию ОАО «Хлебокомбинат-2» приобретают и люди с невысоким доходом и представители малообеспеченных слоев населения.
Производители из области не могут зайти на рынок Перми, поскольку им сложно соперничать с ОАО «Хлебокомбинат-2» по качеству, ассортименту, упаковке.
В
настоящее время ОАО «
На сегодняшний день ассортимент предприятия насчитывает более 150 наименований продукции, включая в себя не только различные виды хлебобулочных, но и кондитерские изделия.
Подробно ассортимент компании представлен в приложении.
Основные и базовые виды продукции это конечно хлеб - буханки, караваи. Гордость предприятия - каравай дарницкий, который выпускается с 1970 года. Его качество оценили не только в Перми, но в других регионов (дарницкий каравай нашел своих покупателей даже в Тюмени). Другой лидерской позицией предприятия является батон нарезной молочный, который вырабатывается с добавлением сухого молока и пользуется особым спросом среди конечных потребителей.
Другое направление, которое сейчас активно развивается на предприятии - это снеки. На сегодняшний день именно в эту сторону (хлеба, хлебцы и булки малого развеса) склоняется потребительский выбор большинства. Это, прежде, всего современные булочки для гамбургеров, для хот-догов, ржаные «Краюшки», а также булочки «Финские» на основе цельного зерна.
Активно развивается на предприятии кондитерское производство. Предприятие выпускает булки, рулеты, плюшки с маком и сахаром.
Стремясь быть современным предприятием и максимально эффективно удовлетворять потребности клиентов, ОАО «Хлебокомбинат-2» выпускает круассаны с различными начинками, кексы («Свердловский». «Уфимский», «Лимонный», «Золотой ярлык», «Шоколадный»); различные виды печенья («Курабье», «Домашнее», «Вечер», «Нежное», «Ореховое», «Печенье к чаю»).
К основным конкурентам рассматриваемого предприятия можно отнести как хлебокомбинаты, так и кондитерские фабрики. Такая ситуация обусловлена широким ассортиментом предлагаемой предприятием продукции.
Представим основных конкурентов ОАО «Хлебокомбинат-2».
Таблица 3. Основные производители, действующие на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий Перми
Наименование предприятия | Ассортимент | Местонахождение |
УМП «Хлебокомбинат №1» | Хлебобулочные, кондитерские изделия, полуфабрикаты (тесто) | 614990 г. Пермь, ул. Окулова,73а |
ООО «Пермский хлеб» | Хлебобулочные, кондитерские изделия | 614008 г. Пермь, ул. Решетникова, 1 |
ОАО «Хлеб» | Хлебобулочные, кондитерские изделия, сушки | 614038 г. Пермь, ул.Волховская,40 |
ООО «Закамск-хлеб» | Хлебобулочные и кондитерские изделия | 614101 г. Пермь, ул. Федосеева,26 |
ООО «Хлебозавод «Кондитер-8» | Кондитерские изделия, торты | 614036 г. Пермь, ул. Беляева, 13 |
ОАО «Пермский мукомольный завод» | Мука хлебопекарная, отруби, крупы, хлебобулочные и кондитерские изделия | 614005 г. Пермь, ул. Данщина, 1а |
ОАО «Пермская кондитерская фабрика» | Кондитерские изделия, конфеты | 614001 г. Пермь, ул. Коммунистическая, 73 |
ООО «Кондитерская фабрика «Пермские пряники» | Кондитерские изделия, печенье, пряники, горчица, уксус, безалкогольные газированные напитки | 614026 г. Пермь, ул. Кавказская, 13 |
ОАО «Кондитерская фабрика «Камская» | Кондитерские изделия, конфеты | 614600 г. Пермь, ул. Г. Хасана, 108 |
К основным конкурентам предприятия можно отнести все предприятия, специализирующиеся непосредственно на производстве хлебобулочных изделий.
Это такие предприятия как: УМП «Хлебокомбинат №1», ООО «Пермский хлеб», ОАО «Хлеб», ООО «Закамск-хлеб». Выбор именно данных предприятий обусловлен тем, что основное направление их деятельности – производство хлебобулочных изделий.
Далее проведем сравнительный анализ данных компаний и на основании результатов сравнения построим радар конкурентоспособности. Сравнительный анализ представим в таблице 4. Оценка производилась по пятибальной системе, при этом 5 – максимальная оценка, 1- минимальная.
Таблица 4. Сравнительный анализ конкурентов ОАО «Хлебокомбинат-2»
Критерии | Конкуренты | ||||
ОАО «Хлебокомбинат-2» | УМП «Хлебокомбинат №1» | ООО «Пермский хлеб» | ОАО «Хлеб» | ООО «Закамск-хлеб» | |
Цена | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Качество | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 |
Сформированность бренда | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 |
Производственные мощности | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Логистическая схема | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Широта ассортимента | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Итого | 27 | 23 | 23 | 24 | 21 |
Таким
образом, мы видим, что ОАО «Хлебокомбинат-2»
занимает очень хорошие
Рис.2. Радар конкурентоспособности
На
основании проведенного анализа
можно сделать вывод, что ОАО
«Хлебокомбинат-2» имеет
Более подробно конкурентные преимущества компании будут рассмотрены в следующем параграфе.
Далее проведем стратегический PEST-анализ внешней среды предприятия.
Таблица 5. Стратегический PEST-анализ внешней среды предприятия.
№ | Факторы влияния | Значение факторов по шкале от -10 до 10 |
Политика | ||
1 | Ужесточение требований
к деятельности компании на данном
рынке в области |
-9 |
2 | Увеличение налогов | -8 |
3 | Поддержка местных производителей, в том числе и с помощью акции «Покупай пермское». | +2 |
Экономика | ||
1 | Независимость спроса на хлебобулочные изделия от материального положения населения, низкая эластичность хлеба как товара | +8 |
Технология | ||
1 | Возросшие требования к качеству продукции со стороны потребителей | -5 |
2 | Ужесточение требований к качеству со стороны контролирующих органов. | -6 |
3 | Постоянная технологическая модернизация предприятия | +8 |
Рыночное окружение | ||
1 | Довольно высокий уровень конкуренции на рынке | -9 |
2 | Качество продукции | +7 |
3 | Членство в гильдии добросовестных предприятий – фактор имиджа | +6 |
4 | В наибольшей степени сформированный бренд и имидж ОАО «Хлебокомбинат-2» по сравнению в конкурентами. | +7 |