Анализ конкурентных преимуществ фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:42, курсовая работа

Описание

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время анализ конкурентного положения компании на рынке является непременным условием её эффективного функционирования.
Целью данной работы является всесторонний анализ конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Хлебокомбинат-2»).
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
Дать теоретическое обоснование анализу конкурентных преимуществ фирмы.
Дать общую характеристику ОАО «Хлебокомбина-2».
Выделить конкурентные преимущества ОАО «Хлебокомбинат-2».
Представить стратегию развития для ОАО «Хлебокомбинат-2» на основе выявленных конкурентных преимуществ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 7
1.3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 12
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 15
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 15
2.2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 18
2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 25
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» НА ОСНОВАНИИ ВЫЯВЛЕННЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Анализ_конкурентных_преимущ_фирмы(Курсовая).doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)
 

      Как видно из таблицы 2 в 2010 г. произошел стремительный рост выручки предприятия, темп роста составил 226,03 %, при том, что себестоимость выросла не так значительно, темп роста составил 124,76%, прибыль резко увеличилась. Темп прироста прибыли составил 286,67 %.

      В целом можно сделать вывод, что  финансовое состояние предприятия является достаточно хорошим. За счет высокой рентабельности продаж, предприятие является финансово устойчивым и эффективным.  

2.2. Анализ внешней  и внутренней среды ОАО «Хлебокомбинат-2»

 
 

      Производственные  показатели в отрасли производства хлебобулочных изделий за последние  три года падают на 3-4 % в год. Однако это нехарактерно для  ОАО «Хлебокомбинат-2». Он  наращивает производство на 2-3 % в год за счет активного завоевания рынка.

      Товарооборот  предприятия за последние два с половиной года увеличился на 80 %. Причем это не связано с ростом цен на хлеб или высокой стоимостью продуктов. Рост показателей обусловлен тем, что потребителю предлагается качественный, вкусный продукт. Для этого предприятие вводит новые сорта хлеба и других изделий, модернизирует производство.  

        В крае практически нет производителей  из других регионов. Но это  обусловлено спецификой отрасли  и продукции. Хлебные изделия  –  скоропортящийся товар.  Поэтому заводы и пекарни работают  с потребителями, проживающими в радиусе не более 300 километров от предприятия. Если транспортировать товар на более дальние расстояния, то страдает качество.

      Производители из Екатеринбурга или Казани, например, не заходят в Пермский  регион просто потому, что это невыгодно. Тем не менее, конкуренция существует между заводами и пекарнями краевого центра и Пермского района. Причем борьба идет не только по цене и качеству, но и по доставке, отлаженным логистическим схемам. В ОАО «ХЛебокомбинат-2» развита система логистики, и предприятие продолжает ее совершенствовать. Она позволяет завоевывать существенную долю хлебного рынка в городах края. 

      Например, в Чайковском ОАО «Хлебокомбинат-2» принадлежит около 50 % рынка.

      Сегментирование ОАО «Хлебокомбинат-2» можно обозначить следующим образом: предприятие ориентируется на сегмент дорогой и качественной продукции и потребителей со средним и высоким уровнем доходов.

      Впрочем, учитывая, что хлеб – товар с  наименьшей эластичностью спроса и  совершенно недорогой по цене –  несмотря на выбранную стратегию сегментирования, продукцию ОАО «Хлебокомбинат-2» приобретают и люди с невысоким доходом и представители малообеспеченных слоев населения.

      Производители из области не могут зайти на рынок  Перми, поскольку им сложно соперничать  с  ОАО «Хлебокомбинат-2» по качеству, ассортименту, упаковке.

      В настоящее время ОАО «Хлебокомбинат-2»  занимает устойчивые позиции на рынке, в своей ассортиментной политике ориентируется на самые разные категории потребителей.

      На  сегодняшний день ассортимент предприятия насчитывает более 150 наименований продукции, включая в себя не только различные виды хлебобулочных, но и кондитерские изделия.

      Подробно  ассортимент компании представлен  в приложении.

      Основные  и базовые виды продукции это  конечно хлеб - буханки, караваи. Гордость предприятия - каравай дарницкий, который выпускается с 1970 года. Его качество оценили не только в Перми, но в других регионов (дарницкий каравай нашел своих покупателей даже в Тюмени). Другой лидерской позицией предприятия является батон нарезной молочный, который вырабатывается с добавлением сухого молока и пользуется особым спросом среди конечных потребителей.

      Другое  направление, которое сейчас активно  развивается на предприятии - это  снеки. На сегодняшний день именно в  эту сторону (хлеба, хлебцы и булки малого развеса) склоняется потребительский выбор большинства. Это, прежде, всего современные булочки для гамбургеров, для хот-догов, ржаные «Краюшки», а также булочки «Финские» на основе цельного зерна.

      Активно развивается на предприятии кондитерское производство. Предприятие выпускает булки, рулеты, плюшки с маком и сахаром.

      Стремясь  быть современным предприятием и  максимально эффективно удовлетворять потребности клиентов, ОАО «Хлебокомбинат-2» выпускает круассаны с различными начинками, кексы («Свердловский». «Уфимский», «Лимонный», «Золотой ярлык», «Шоколадный»); различные виды печенья («Курабье», «Домашнее», «Вечер», «Нежное», «Ореховое», «Печенье к чаю»).

      К основным конкурентам рассматриваемого предприятия можно отнести как  хлебокомбинаты, так и кондитерские фабрики. Такая ситуация обусловлена широким ассортиментом предлагаемой предприятием продукции.

      Представим основных конкурентов ОАО «Хлебокомбинат-2».

Таблица 3. Основные производители, действующие на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий Перми

Наименование  предприятия Ассортимент Местонахождение
УМП «Хлебокомбинат №1» Хлебобулочные, кондитерские изделия, полуфабрикаты (тесто) 614990 г. Пермь,  ул. Окулова,73а
ООО «Пермский хлеб» Хлебобулочные, кондитерские изделия 614008 г. Пермь,  ул. Решетникова, 1
ОАО «Хлеб» Хлебобулочные, кондитерские изделия, сушки 614038 г. Пермь,  ул.Волховская,40
ООО «Закамск-хлеб» Хлебобулочные и кондитерские изделия 614101 г. Пермь,  ул. Федосеева,26
ООО «Хлебозавод  «Кондитер-8» Кондитерские  изделия, торты 614036 г. Пермь,  ул. Беляева, 13
ОАО «Пермский мукомольный завод» Мука хлебопекарная, отруби, крупы, хлебобулочные и кондитерские изделия 614005 г. Пермь, ул. Данщина, 1а
ОАО «Пермская  кондитерская фабрика» Кондитерские  изделия, конфеты 614001 г. Пермь,  ул. Коммунистическая, 73
ООО «Кондитерская  фабрика «Пермские пряники» Кондитерские  изделия, печенье, пряники, горчица, уксус, безалкогольные газированные напитки 614026 г. Пермь,  ул. Кавказская, 13
ОАО «Кондитерская  фабрика «Камская» Кондитерские  изделия, конфеты 614600 г. Пермь, ул. Г. Хасана, 108
 

     К основным конкурентам предприятия  можно отнести все предприятия, специализирующиеся непосредственно на производстве хлебобулочных изделий.

     Это такие предприятия как: УМП «Хлебокомбинат №1», ООО «Пермский хлеб», ОАО «Хлеб», ООО «Закамск-хлеб». Выбор именно данных предприятий обусловлен тем, что основное направление их деятельности – производство хлебобулочных изделий.

     Далее проведем сравнительный анализ данных компаний и на основании результатов  сравнения построим радар конкурентоспособности. Сравнительный анализ представим в  таблице 4. Оценка производилась по пятибальной системе, при этом 5 – максимальная оценка, 1-  минимальная.

Таблица 4. Сравнительный анализ конкурентов  ОАО «Хлебокомбинат-2»

Критерии Конкуренты
ОАО «Хлебокомбинат-2» УМП «Хлебокомбинат №1» ООО «Пермский хлеб» ОАО «Хлеб» ООО «Закамск-хлеб»
Цена 3 4 4 5 5
Качество 5 4 5 3 3
Сформированность  бренда 5 4 4 5 3
Производственные  мощности 5 4 4 4 3
Логистическая схема 4 3 3 4 4
Широта  ассортимента 5 4 3 3 3
Итого 27 23 23 24 21
 

     Таким образом, мы видим, что ОАО «Хлебокомбинат-2»  занимает очень хорошие конкурентоспособные  позиции на рынке и практически  по вес показателям является безусловным лидером.

     Рис.2. Радар конкурентоспособности

     На  основании проведенного анализа  можно сделать вывод, что ОАО  «Хлебокомбинат-2» имеет значительные конкурентные преимущества, которые  обуславливают его лидерские  позиции в данной отрасли.

     Более подробно конкурентные преимущества компании будут рассмотрены в следующем параграфе.

     Далее проведем стратегический PEST-анализ внешней среды предприятия.

Таблица 5. Стратегический PEST-анализ внешней среды предприятия.

Факторы влияния Значение  факторов по шкале  от -10 до 10
Политика
1 Ужесточение требований к деятельности компании на данном рынке в области законодательства -9
2 Увеличение  налогов  -8
3 Поддержка местных  производителей, в том числе и  с помощью акции «Покупай пермское». +2
Экономика
1 Независимость спроса на хлебобулочные изделия от материального положения населения, низкая эластичность хлеба как товара +8
Технология
1 Возросшие требования к качеству продукции со стороны  потребителей -5
2 Ужесточение требований к качеству со  стороны контролирующих органов. -6
3 Постоянная  технологическая модернизация предприятия +8
Рыночное  окружение
1 Довольно высокий  уровень конкуренции на рынке -9
2 Качество продукции +7
3 Членство в  гильдии добросовестных предприятий  – фактор имиджа +6
4 В наибольшей степени сформированный бренд и имидж ОАО «Хлебокомбинат-2» по сравнению в конкурентами. +7

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ фирмы