Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:05, курсовая работа
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены, и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Цель курсовой работы – проанализировать конкурентные силы отрасли на примере ОАО «Мегафон».
Введение……………………………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты анализа конкурентных сил…………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность анализа конкурентных сил в отрасли……………………………...6
1.2 Составляющие конкурентного анализа отрасли…………………………………………..7
2 Исследование рынка операторов сотовой связи……………………………………………….17
2.1 Характеристика товара……………………………………………………………………..17
2.2 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера…………………………………....18
2.3 Анализ стратегии конкурентов…………………………………………………………….23
2.4 Сравнительный конкурентный анализ операторов связи………………………………..32
3 Разработка и оценка стратегических действий ОАО «Мегафон» на основе матрицы БКГ..35
3.1 Построение матрицы БКГ и разработка стратегических действий ОАО «Мегафон»…35
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных стратегических действий.……39
Заключение……………………………….………………………………………………………...41
Список использованных источников……………………………………………………………..43
Лидером рынка сотовой связи города Владивосток по абонентам со значительным отрывом является компания «МТС». Она занимает 33,4% рынка, абонентская база составляет порядка 200 400 человек. За МТС следует "Вымпелком", его доля на рынке - 24,5%, что составляет 147 000 человек. Замыкает тройку лидеров "Мегафон" - 24,2% рынка сотовой связи, абонентская база - 145 200 человек. На четвертом месте стоит «Ростелеком» с долей рынка 17,9 % с абонентской базой - 107 400 человек.
Рисунок 3 – Доля операторов сотовой связи в г. Владивосток
Если сравнить долю рынка по активным абонентам, которые пользовались связью хотя бы раз в течение последнего квартала, то лидерами остается – МТС. По нашим оценкам он имеет долю равную 30,8%. На второй позиции «Вымпелком», с долей 27,4%. У МегаФона этот показатель составляет 24,1%, на «Ростелеком» приходится 17,7%. Именно этим фактором обусловлена разница в активных абонентах и количестве sim-карт.
Рисунок 4 – Оценка долей рынка операторов сотовой связи по «активным» абонентам
Индекс ARPU (среднемесячный доход на одного абонента) у операторов сейчас стабилизировался.
Самый высокий индекс зафиксирован у МегаФона – 326 рубля. Далее идут «Вымпелком» - 310 рублей, МТС – 260 рублей и «Ростелеком» - 235 руб.
Лидером рынка по выручке является «Вымпелком» – 29,8%, следом идет МТС - 28%. 27,5% от всей выручки приходится на МегаФон. «Ростелеком» занимает 14,7% рынка по выручке. [12]
Рисунок 5 – Оценка долей рынка операторов сотовой связи по выручке
3.1 Построение
матрицы БКГ и разработка стратегических
действий ОАО «Мегафон»
Для выбора стратегии матричным подходом, необходимо определить кем является компания «Мегафон». В матрице БКГ используются критерий темпа роста рынка и относительная доля на рынке.
Для построения матрицы БКГ откладывают максимальное и минимальное значения изменения рынка на вертикальной оси матрицы. Полученный диапазон является возможным диапазоном роста рынка.
На горизонтальной оси матрицы - диапазон изменений роста рыночной доли анализируемого предприятия. Полученное поле матрицы делится на четыре квадрата .
Рисунок 6 - Матрица БКГ
В данной матрице компания «Мегафон» может являться одной из четырех групп на рынке: «Звезды» и «Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно развитой отрасли, а «Знаки вопроса» и «Собаки» занимают незначительную долю рынка на развивающемся и, соответственно, малопривлекательной отрасли.
Таблица 3 – Характеристика портфеля предложений предприятия
Элементы портфеля |
Объемы реализации по периодам, тыс. руб. |
Доля рынка в текущем периоде, % | |||||
1 |
2 |
3 |
Мегафон |
Ростелеком |
МТС |
Вымпелком | |
1. Использование услуги звонков детьми |
2800 |
2500 |
2700 |
34 |
18 |
38 |
37 |
2. Использование услуги звонков взрослыми |
670 |
590 |
649 |
33 |
21 |
42 |
39 |
3. Использование услуги звонков людьми престарелого возраста |
120 |
90 |
130 |
5 |
7 |
10 |
7 |
4. Использование услуги СМС |
1790 |
1850 |
2405 |
11 |
9 |
12 |
10 |
5. Использование услуги СМС |
290 |
280 |
448 |
15 |
10 |
19 |
20 |
6. Использование услуги СМС |
50 |
60 |
100 |
1 |
3 |
3 |
2 |
7. Использование услуги интернет (3G, 4G) детьми |
500 |
580 |
709 |
35 |
18 |
29 |
27 |
8. Использование услуги интернет (3G, 4G) взрослыми |
6800 |
7000 |
8000 |
42 |
21 |
38 |
34 |
9. Использование услуги интернет (3G, 4G) людьми престарелого возраста |
90 |
98 |
100 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Итого |
15041 |
Три вида услуг:
Три сегмента рынка:
Итого: 3 * 3 = 9 элементов портфеля
Таблица 4 – Исходные данные для построения матрицы БКГ
Показатель |
№ Элемента | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Темпы роста рынка (ТР) |
1,08 |
1,10 |
1,44 |
1,30 |
1,60 |
1,67 |
1,22 |
1,14 |
1,02 |
Относительная доля рынка (ОДР) |
1,89 |
1,57 |
1,00 |
1,50 |
1,50 |
0,33 |
1,94 |
2,00 |
0,67 |
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, % |
16,62 |
4,31 |
0,86 |
15,99 |
2,98 |
0,66 |
4,71 |
53,19 |
0,66 |
Рисунок 7 - Матрица БКГ относительно конкурента «Ростелеком»
Вывод: Из матрицы видно, что компания Мегафон лидирует относительно компании Ростелеком практически по всем элементам портфеля. Данная позиция «Звезда» - высокий темп роста и большая доля рынка. Стратегия: Долю ранка необходимо сберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций.
Таблица 5 – Исходные данные для построения матрицы БКГ
Показатель |
№ Элемента | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Темпы роста рынка (ТР) |
1,08 |
1,10 |
1,44 |
1,30 |
1,60 |
1,67 |
1,22 |
1,14 |
1,02 |
Относительная доля рынка (ОДР) |
1,89 |
0,79 |
0,50 |
0,92 |
0,79 |
0,33 |
1,21 |
1,11 |
0,50 |
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, % |
16,62 |
4,31 |
0,86 |
15,99 |
2,98 |
0,66 |
4,71 |
53,19 |
0,66 |
Рисунок 8 - Матрица БКГ относительно конкурента МТС
Вывод: МТС является самым главным конкурентом. Из матрицы видно, что компания Мегафон находится в зоне «Знаки вопроса», но все элементы портфеля очень близко расположены и стремятся к звездам. Стратегия: для перехода к зоне «Звезда» необходимо инвестировать и изучать для увеличения доли рынка.
Таблица 6 – Исходные данные для построения матрицы БКГ
Показатель |
№ Элемента | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
Темпы роста рынка (ТР) |
1,08 |
1,10 |
1,44 |
1,30 |
1,60 |
1,67 |
1,22 |
1,14 |
1,02 |
Относительная доля рынка (ОДР) |
0,92 |
0,85 |
0,71 |
1,10 |
0,75 |
0,50 |
1,30 |
1,24 |
0,67 |
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, % |
16,62 |
4,31 |
0,86 |
15,99 |
2,98 |
0,66 |
4,71 |
53,19 |
0,66 |
Рисунок 9 - Матрица БКГ относительно конкурента «Вымпелком»
Вывод: «Вымпелком» является вторым главным конкурентом. Из матрицы видно, что компания Мегафон преимущественно находится в зоне «Знаки вопроса», но все элементам портфеля очень близко расположены и стремятся к звездам, здесь ситуация лучше, чем в матрице с МТС, т.к. в этой матрице на один элемент портфеля больше в зоне «Звезда». Стратегия: для перехода к зоне «Звезда» необходимо инвестировать и изучать для увеличения доли рынка.
Компания «Мегафон» занимает почти лидирующее положение в достаточно развитой отрасли это видно из выше проведенного анализа на основе матриц БКГ.
В отличии от своих основных конкурентов: МТС и «Вымпелком», компании «Мегафон» не хватает небольших изменений, для перехода к зоне «Звезда» необходимо инвестировать и изучать. Долю рынка необходимо увеличивать.
Можно предложить следующие
мероприятия для повышения
1) активно стимулировать рост на спрос дополнительных услуг;
2) расширять перечень возможностей дистанционного обслуживания, для максимального привлечения абонентов;
3) разработать и реализовать основные направления деятельности в области оказания услуг;
4) применять новые формы организации труда;
5) замотивировать сотрудников на достижение высоких результатов и успеха;
6) определить пути вложения капитала, оценку эффективности его использования;
7) выявить внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств.
Придерживаясь выше приведенных пунктов, компания «Мегафон» будет на лидирующих позициях рынка операторов сотовой связи, как города Владивостока, так и других областей, и продолжать увеличивать свою прибыль.
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных стратегических действий
Рассчитаем экономическую эффективность для следующего стратегического действия – расширение и обновление спектра услуг, а именно, предоставление помещения фотостудии в аренду. Для этого понадобится:
Таблица 7 – Статья расходов
№ п/п |
Наименование |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
Первоначальные инвестиции | |
1.1 |
Закупка дополнительного необходимого оборудования и материалов, а также аксессуаров для работы в студии |
267 |
В том числе: |
||
Фотоаппарат Canon EOS 40D Body |
37,5 | |
Объектив Canon EF 24–70 mm f/2.8L USM |
37,5 | |
Световое оборудование марки Hensel (минимум 4 шт. мощностью 500 джоулей) |
76 | |
Стойки под световое оборудование |
56 | |
Аксессуары (софтобоксы, сотовую насадку, шторки, экспонометр и т.д.) |
30 | |
Предметы интерьера (большое зеркало, ширма, шкаф, стул, лампы и т.д.) |
30 | |
1.2 |
Ремонтные работы и установка оборудования |
70 |
Итого по пункту первоначальные инвестиции |
337 | |
2 |
Ежемесячные выплаты | |
2.1 |
Заработная плата студийного фотографа |
20 |
2.2 |
Отчисление от заработной платы |
6 |
В том числе: |
||
В пенсионный фонд 22% |
4,4 | |
В фонд социального страхования 2,9% |
0,58 | |
В фонд обязательного медицинского страхования 5,1% |
1,02 | |
2.3 |
Плата за аренду помещения (70 кв. м) |
60 |
2.4 |
Амортизационные отчисления (15% в год) |
2,96 |
2.5 |
Расходные материалы |
15 |
2.6 |
Налог на прибыль 20% |
120 |
2.7 |
НДС 18% |
108 |
Итого по пункту ежемесячные выплаты |
331,96 | |
Итого по всем пунктам |
668,96 |
Информация о работе Анализ конкурентных сил отрасли на примере ОАО «Мегафон»