Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:30, курсовая работа
В связи с актуальностью данной темы целью настоящей курсовой работы становится исследование механизма построения и совершенствования организационной структуры конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели мы считаем целесообразным выполнение следующих задач:
- в первом разделе курсовой работы: раскрыть сущность организационной структуры предприятия; показать факторы, влияющие на нее; представить характеристику основным типам организационных структур, а также показать необходимость их совершенствования;
- во втором разделе: проанализировать действующую организационную структуру предприятия, выявить ее преимущества и недостатки, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию.
Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы организационных структур предприятий 6
1.1 Сущность и требования к организационной
структуре предприятия 6
1.2 Факторы формирования организационной структуры 9
1.3 Характеристика основных типов структур предприятия 11
1.4 Проектирование и совершенствование организационной структуры 16
Раздел 2. Анализ организационной структуры предприятия
и ее совершенствование 18
2.1 Общая характеристика ООО «Райтер» 18
2.2 Анализ организационной структуры исследуемого предприятия 21
2.3 Практические рекомендации по совершенствованию
структуры ООО «Райтер» 25
Заключение 31
Список использованной литературы 34
2
Содержание . [15, 273]
стр.
Введение
Раздел 1. Теоретические основы организационных структур предприятий 6
1.1 Сущность и требования к организационной
структуре предприятия
1.2 Факторы формирования организационной структуры 9
1.3 Характеристика основных типов структур предприятия 11
1.4 Проектирование и совершенствование организационной структуры 16
Раздел 2. Анализ организационной структуры предприятия
и ее совершенствование
2.1 Общая характеристика ООО «Райтер»
2.2 Анализ организационной структуры исследуемого предприятия 21
2.3 Практические рекомендации по совершенствованию
структуры ООО «Райтер»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для того чтобы организация могла добиться своих целей, ее задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для предприятия. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения. Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.
Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми. Позже это слово было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Таким образом, оказывается, что менеджмент и управление - это практически игра в дефиниции. Поэтому в переводной литературе «менеджмент» и «управление» определяются как слова-синонимы. Вместе с тем следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения целей организации руками других людей [4, 11].
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Как только в организации происходит горизонтальное и вертикальное разделение труда, появляется необходимость в управлении.
Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Управление рассматривается как вид деятельности людей, направленный на достижение определенной цели или целей. Для достижения поставленных целей и выполнения соответствующих задач менеджер должен создать организационную структуру предприятия.
В самом общем смысле этого слова структура системы – это совокупность связей и отношений между ее элементами. В свою очередь, организационная система управления представляет собой совокупность подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением. При создании структуры предприятия менеджер должен в максимально возможной степени учесть специфику деятельности предприятия и особенности его взаимодействия с внешней средой, так как рациональная организационная структура позволяет организации избежать хаоса и неопределенности, эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих работников, удовлетворять потребности клиентов, достигать целей с высокой эффективностью.
В связи с актуальностью данной темы целью настоящей курсовой работы становится исследование механизма построения и совершенствования организационной структуры конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели мы считаем целесообразным выполнение следующих задач:
- в первом разделе курсовой работы: раскрыть сущность организационной структуры предприятия; показать факторы, влияющие на нее; представить характеристику основным типам организационных структур, а также показать необходимость их совершенствования;
- во втором разделе: проанализировать действующую организационную структуру предприятия, выявить ее преимущества и недостатки, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию.
В качестве объекта исследования выступает волгоградская строительная организация ООО «Райтер», которая функционирует на рынке города с 2004 года.
Раздел 1. Теоретические основы организационных структур предприятий
1.1 Сущность и требования к организационной структуре предприятия
Организационная структура предприятия - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура предприятия - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Таким образом, под организационной структурой предприятия необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами [10, 64].
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть, К звеньям управления следует относить менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией (рис. 1).
I - высший уровень
II - среднее звено
Рис. 1. Пирамида управления
Условно уровни управления подразделяют на три основные группы:
1. Высший уровень – это генеральный директор, директор, члены правления предприятия.
2. Среднее звено – руководители управлений, отделов, цехов.
3. Низшее звено – руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, его цели и задачи. Руководители среднего уровня управления несут ответственность за изменение организационных структур, организацию взаимодействия функциональных подразделений компании, координирование и управление работой руководителей низшего звена. Особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала [3, 12].
При разработке организационных структур управления необходимо ориентироваться на следующие основные требования:
1. Направленность на достижение целей и задач организации. Цели являются главной характеристикой любой организации, поэтому структура управления должна способствовать их достижению, обеспечению всех видов осуществляемой деятельности (основной, второстепенной, обслуживающей), что обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач.
2. Перспективность – выражается в том, что в управляющей системе не должны решаться только вопросы оперативного характера, необходима работа над определением стратегии, связанной с будущим развитием производства и управления.
3. Способность к развитию. Организационная структура управления должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих действий.
4. Согласование интересов. Вследствие глубокого разделения труда, приведшего к созданию подразделений, появляется множественность и противоречивость интересов участников процесса управления, поэтому в структуре должен присутствовать механизм, позволяющий примирить противоречия, установить разумные компромиссы.
5. Индивидуализация. Каждая организация уникальна в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудования, формальными и неформальными управленческими связями и многими другими чертами, поэтому разработка организационной структуры управления должна учитывать эти особенности, а типовые рекомендации могут быть использованы лишь как ориентировочные.
6. Экономичность. Организационная структура управления должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда управленческих работников при выполнении ими необходимых функций [11, 264].
1.2 Факторы формирования организационной структуры
Организационные структуры управления предприятиями отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами:
- характером деятельности организации и ее особенностями (состав производимой или реализуемой продукции, технология, техническая оснащенность);
- размерами (объемами) производственной или коммерческой деятельности организации;
- соответствием структуры аппарата управления иерархической структуре основной деятельности (производство, коммерция);
- соотношением между централизованной и децентрализованной формами управления организацией;
- уровнем механизации (автоматизации) управленческих работ, квалификацией работников;
- уровнем технологических процессов в организации;
- организацией снабжения и сбыта продукции;
- масштабом и формами осуществления заграничной деятельности [14, 118].
При формировании организационной структуры следует учитывать также масштаб управляемости, т.е. соотношение между управляющей способностью органа управления и сложностью объекта управления. Управляющая способность органа управления должна соответствовать сложности объекта управления.
Управляемость можно нормировать. В нормах управляемости устанавливается число работников, подразделений, которое может быть подчинено одному руководителю или органу управления при условии обеспечения эффективного управления. Некоторые специалисты рекомендуют величину нормы управляемости, считая, что число подчиненных у одного руководителя не должно превышать цифру 7. Как установили психологи, это связано с особенностями работы головного мозга. О том, что число «7» имеет какое-то пороговое значение в мышлении человека, свидетельствует и анализ фольклора многих народов [15, 273].
Информация о работе Анализ организационной структуры предприятия и ее совершенствование