Анализ организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание

Анализ и возможные мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия. Работа содержит две главы. В первой главе дается понятие организационных структур и рассмотрены их основные типы и виды, достоинства и недостатки. Также сделаны выводы о целесообразности их применения. Во второй главе дается общая характеристика предприятия, описаны результаты проведенного мною анализа его организационной структуры и предложены возможные мероприятия по совершенствованию организационной структуры данного предприятия. (37 страниц, год написания-2010)

Содержание

Введение …………………………………………………..........……........ 3
Глава I. Сущность и основные виды организационных структур ... 6
1.1. Понятие организационной структуры и её сущность ………........... 6
1.2. Виды организационных структур ....................................................... 8
Глава II. Анализ организационной структуры
ООО Фирма «Лига» ...........................................................................................21
2.1. Краткая характеристика ООО Фирма «Лига» ..................................21
2.2. Анализ организационной структуры ООО Фирма «Лига» .............23
2.3. Возможные мероприятия по совершенствованию
организационной структуры ООО Фирма «Лига» ............................................29
Заключение ................................................................................................33
Список литературы ..................................................................................36

Работа состоит из  1 файл

Маслозавод.doc

— 1.19 Мб (Скачать документ)

Содержание. 
 

     Введение …………………………………………………..........……........ 3

     Глава I. Сущность и основные виды организационных структур ... 6

     1.1. Понятие организационной структуры и её сущность ………........... 6

     1.2. Виды организационных структур ....................................................... 8

     Глава II. Анализ организационной структуры

ООО Фирма «Лига» ...........................................................................................21

     2.1. Краткая характеристика ООО Фирма «Лига» ..................................21

     2.2. Анализ организационной структуры ООО Фирма «Лига» .............23

     2.3. Возможные мероприятия по совершенствованию

организационной структуры ООО Фирма «Лига» ............................................29

     Заключение ................................................................................................33

     Список литературы ..................................................................................36

 

      Введение. 

     Организационная структура – одно из ключевых понятий  менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. К организационным структурам предъявляется множество требований, таких как оптимальность,  оперативность, надежность, экономичность, гибкость, устойчивость, но основным из них является то, что организационная структура всегда должна соответствовать стратегии предприятия.

     Реализация  стратегии – это важная часть общего механизма развития. Посредством этого организация может достигать поставленной цели и в конечном итоге миссии. Искусное исполнение стратегии в значительной степени зависит от компетентного персонала, от его достаточного мастерства и конкурентных возможностей, а также от эффективной внутренней организации предприятия. Таким образом, создание жизнеспособной структуры — это всегда самая приоритетная задача при реализации стратегии. Задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам [4, 297]. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

     Не  менее важной задачей построения структуры организации является обеспечение функциональных и производственных подразделений персоналом, обладающим навыками, техническими знаниями, способностями, необходимыми для обеспечения фирме конкурентного преимущества над соперниками при осуществлении одного или более видов деятельности, играющих важную роль в цепочке ценностей. Для этого нужно обладать определенным талантом и суметь правильно определить, каким уровнем подготовки, опытом, знаниями должен обладать персонал, каковы должны быть их ценности, убеждения, личные свойства, чтобы все это способствовало успешному выполнению стратегии [11, 427].

     Актуальность данного вопроса обуславливает то, что совершенствование организационной структуры предприятия – это важнейшая задача современного менеджмента, важнейшая часть организационного развития, процесса изменений, совершенствования системы управления предприятием, способствующая также скорейшему достижению поставленных целей и задач.

     Объектом работы является предприятие ООО Фирма «Лига».

     Предметом изучения в данном случае будет являться организационная структура предприятия ООО Фирма «Лига».

     Целью данной работы является исследование организационной структуры предприятия и предложение пути её совершенствования. В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи:

     1. Изучить типовые организационные  структуры.

     2. Дать краткую характеристику  предприятия ООО Фирма «Лига».

     3. Изучить и проанализировать организационную  структуру исследуемого мною  предприятия (ООО Фирма «Лига»).

     4. Предложить меры по совершенствованию организационной структуры ООО Фирма «Лига».

     Работа  содержит две главы.

     В первой главе дается понятие организационных структур и рассмотрены их основные типы и виды, достоинства и недостатки. Также сделаны выводы о целесообразности их применения.

     Во  второй главе дается общая характеристика ООО Фирма «Лига», описаны результаты проведенного мною анализа организационной структуры предприятия и предложены возможные мероприятия по совершенствованию организационной структуры данного предприятия.

 

      I. Сущность и основные виды организационных структур. 

     1.1. Понятие организационной структуры и её сущность. 

     Организационная структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Оргструктуры отличаются друг от друга  сложностью, формализацией и  соотношением централизации и децентрализации [4 ,279].

     1. Сложность организационной структуры определяется по количеству отделов, групп, квалифицированных специалистов и уровней иерархии. Эти параметры в организациях могут существенно различаться в зависимости от принятого разделения работ и характера связей между ними.  Количество и состав отделов, групп, высококвалифицированных специалистов и уровней иерархии могут меняться при существенных изменениях как в структуре самой организации, так и в ее отношениях с внешней средой.

     2. Формализация характеризует масштабы использования правил и регулировочных механизмов для управления поведением людей, т.е. уровень стандартизации работ внутри организации. Стандарты ограничивают возможности выбора исполнителей, указывая им, что, когда и как надо делать. Работа должна выполняться в соответствии с требованиями, инструкциями, правилами, описанием процедур и операций по всем процессам, протекающим в организации. Их значение при снижении уровня формализации падает и исполнителям предоставляется большая свобода выбора и возможностей принятия собственных решений.

     3. Централизация отражает степень концентрации принятия решений на самом высоком уровне организации. Она показывает формальное распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления, а ее уровень характеризует, в какой мере члены организации привлекаются к принятию управленческих решений. Управление централизовано, если все ключевые решения принимаются высшим менеджментом, а участие остальных уровней незначительно. Высокий уровень децентрализации обеспечивает более быструю реакцию на события и принятие ответных мер. К их реализации привлекается большее количество управленцев, что повышает уверенность в решении проблем. Критерии, по которым можно определить реальный уровень децентрализации в управлении организацией, связаны с оценкой системы отношений между исполнителями и менеджерами, между менеджерами разных уровней, между менеджерами и клиентами и т.п.

     Организационная структура в классическом понимании определяет следующие три характеристики организации: [12, 143]

  • совокупность всех подразделений, служб и отдельных сотрудников фирмы;
  • вертикальные и горизонтальные связи между ними;
  • уровни иерархии, занимаемые ими (т.е. соподчиненность элементов организации).

     Структурное подразделение организации — группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общих целей. Отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

     Между структурой управления и организационной  структурой существует тесная связь: структура  организации отражает принятое в ней  разделение работ  между подразделениями, группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации. Как правило, мероприятия по проектированию или изменению состава самой организации (разукрупнение, объединение, слияние с другими организациями и др.) вызывают необходимость соответствующих перемен в структуре управления.  

     1.2. Виды организационных структур. 

     Можно выделить два подхода к происхождению типов организационных структур. Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления — иерархический тип. Второй исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды, получивший название органического. При первом подходе главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, которые получили название иерархических (бюрократических) [2, 176].

     Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером. Она содержала следующие принципиальные положения:

     1. Четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

     2. Иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

     3. Наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

     4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

     5. Осуществление найма на работу  в соответствии с квалификационными  требованиями к данной должности. 

     Органический  тип структуры управления отвергает необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы.

     Главным свойством таких структур, известных  в практике управления как гибкие и адаптивные, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей. Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны:

     - отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений

     - сокращение числа иерархических уровней

     - высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом

     - ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию

     - взаимная информированность

     - самодисциплина 

     Иерархический тип представлен следующими структурами:

     I. Линейная.

Информация о работе Анализ организационной структуры предприятия