Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ затрат рабочего времени руководителя и разработка рекомендаций по минимизации его потерь.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- обосновать необходимость рационального использования рабочего времени;
- рассмотреть основные причины потерь времени;
- изучить способы повышения эффективности использования рабочего времени;
- провести фотографию рабочего дня;
- проанализировать структуру затрат рабочего времени директора ресторана быстрого питания ООО «Жар пицца» Бондаренко Дины Александровны
- разработать рекомендации по повышению эффективности использования рабочего времени.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Естественно-технический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Анализ потерь рабочего времени и разработка рекомендаций по эффективному использованию рабочего времени современного руководителя».
Воронеж 2012 г.
Введение
«Время – самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим». (П.Друкер)
Постоянный дефицит времени при возрастающей интенсивности труда – явление, характерное для большинства руководителей во всем мире. И сегодня, как никогда, актуален вопрос – как научиться экономить и эффективно организовывать время тех, кто реализует функции управления. Ценен тот руководитель, который знает своё дело, умеет хорошо управлять и добиваться поставленных целей, независимо от его внешности и образования. Это главный стандарт настоящего руководителя. Но даже при наличии всех выше перечисленных навыков руководитель не будет, успешным, если он не будет правильно организовывать своё время и рабочий день.
Цель данной курсовой работы – анализ затрат рабочего времени руководителя и разработка рекомендаций по минимизации его потерь.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- обосновать необходимость
рационального использования
- рассмотреть основные причины потерь времени;
- изучить способы повышения
эффективности использования
- провести фотографию рабочего дня;
- проанализировать структуру затрат рабочего времени директора ресторана быстрого питания ООО «Жар пицца» Бондаренко Дины Александровны
- разработать рекомендации
по повышению эффективности
1 Теоретические основы
анализа рабочего времени
1.1 Рабочее время руководителя: понятие и необходимость его рационального использования
Рабочее время - это установленный законодательством отрезок календарного времени, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работы либо условиями трудового договора должен выполнять свои трудовые обязанности. Норма рабочего времени - это установленная законом для данного руководителя продолжительность его рабочего времени за определенный календарный период - день, неделю, месяц. Норму нельзя превышать, но можно уменьшить по договору.
Эффективная работа руководителя предполагает в первую очередь рациональное использование рабочего времени. Время – это самый важный, дефицитный и невосполнимый ресурс. Оно необратимо, его нельзя накопить, передать, оно проходит безвозвратно. Поэтому любой руководитель, желающий улучшить свою работу, должен периодически анализировать уровень использования и потери времени.
На эффективность
- планирование времени;
- организация труда и техника личной работы;
- режим работы;
- самочувствие и
1.2 Основные потери рабочего времени руководителя
Можно выделить большое количество
различных причин, приводящих к потерям
времени. Часть из этих причин являются
следствием неграмотных действий руководителя,
часть происходят независимо от него,
а часть связана
Причины, которые являются следствием неграмотных действий руководителя:
1 постоянная спешка. При спешке руководитель не успевает даже сосредоточиться на той проблеме, которую он выполняет в данный момент. Следовательно, он не думает о других способах решения, которые, возможно лучше, чем тот способ, который пришёл на ум первым;
2 нагромождение работ. При этом руководитель начинает заниматься различными мелкими и не столь важными делами. У него нет чёткого распределения работ по степени важности и он не занимается анализом ключевых, перспективных вопросов;
3 постоянные доработки дома. При этом время, отведённое на отдых расходуется на работу, руководитель не успевает отдыхать, что сказывается на его работоспособности, на следующий день и в конечном итоге ведет к упадку здоровья;
4 переутомление. Следствие длительной работы в условиях постоянной спешке;
5 суетливость. Это результат плохой организованности дня, а также иногда зависит от импульсивности и особенностей человека;
6 бесплановость работы. Является результатом образа жизни не только самого руководителя, но и общего стиля жизни данной организации;
7 слабая мотивация труда. Следствием является
производительность, а
8 плохо налаженный в организации обмен информацией. Передавая информацию, любой человек всегда уверен, что ее получатель полностью осознает и понимает ее смысл, однако это не всегда так. Каждый имеет свои рамки восприятия, которые могут искажать полученную информацию. Далеко не все современные руководители решили эту задачу для себя и своих сотрудников и ввели на своих фирмах унифицированную систему приема и передачи информации. Во многих организациях обмен информацией между подразделениями происходит в виде испорченного телефона, часто в процессе неформального общения. Также примером отсутствия стандартов передачи информации может служить отсутствие единого стандарта объяснения клиенту по телефону местоположения организации - «каждый объясняет, как может»;
9 отсутствие четкого распределения работ по степени их важности. Это зачастую приводит к тому, что руководитель сначала делает дела, которые на самом деле не имеют большого значения. При этом на них расходуется значительное время, необходимое для решения действительно важных проблем;
10 выполнение задач, которые вполне могут быть выполнены подчиненными. Чаще всего руководитель выполняет подобные задачи в случае, если он не доверяет подчиненным, считая, что они смогут выполнить данную задачу так же качественно, как и он, сам, то есть речь идет об отсутствии уверенности в должной квалификации сотрудников организации. В качестве примера можно привести прием клиентов именно менеджером, а не наделение какого-либо сотрудника полномочиями работы с клиентами, личный разбор почты, а не поручение секретарю сортировки входящей корреспонденции.
Причины, которые не зависят от руководителя:
Это работа с корреспонденцией, большой поток рутинных дел, часто срочных, работа над которыми занимает много времени, а также «воры времени». Руководитель не может избавиться от этих факторов и может лишь попытаться максимально уменьшить их влияние на потери времени.
Рассмотрим эти причины:
1 Работа с корреспонденцией. Исследования свидетельствуют, что 20 - 30% своего времени руководитель тратит на разбор корреспонденции, просматривая в день до 100 документов, из которых лишь 30 по - настоящему нужны. Подсчитано, что в деловой переписке объем ненужных сведений доходит до 15-20%, а по всем каналам из внутренних источников сведений поступает на 30%, а из внешних - на 40%.
2 Большой поток рутинных дел, часто срочных, работа над которыми занимает много времени. Примерами могут служить такие дела, как оформление помещений, в которых проводится ремонт, выбор мебели, необходимость лично проверять различные параметры деятельности организации, зачастую это связано с некомпетентностью подчиненных или нежелание их брать на себя ответственность, когда они сами обращаются к руководителю с «просьбами помочь».
3 «Воры времени» - это непредвиденные дела, большинство из которых требуют срочного решения и не могут быть перепоручены подчиненным. Все это отнимает много времени и отвлекает от действительно важных дел. Существует много различных видов «воров времени»:
а) телефонные звонки;
б) заглядывающие к руководителю люди;
в) проблемы с компьютерным оборудованием;
г) изменение очередности работ, навязываемое коллегами;
д) недостаток организационного планирования;
е) неумение слушать других людей;
ж) неудовлетворительная организационная структура.
1.3 Способы повышение
Для повышения эффективности использования рабочего времени, менеджер должен ясно представлять свой временной бюджет и совокупность задач.
Для получения необходимой для анализа рабочего времени информации используют:
- фотографию рабочего дня (ФРД);
- самофотография.
Фотография рабочего дня
– это вид наблюдения, при котором
измеряют все без исключения затраты
времени исполнителя за определённый
период работы. В результате получают
точный срез: чем именно и в течение,
какого времени занимался конкретный
сотрудник. ФРД представляет собой
инструмент, который можно использовать
для самых различных целей. Основное
предназначение ФРД - это выяснение
точного бюджета времени
1 определение структуры рабочего времени (выявление наиболее затратных операций и видов работ, определение тех приоритетов, которые сотрудник ставит в работе);
2 изучение опыта лучших сотрудников (бюджет рабочего времени сотрудников, демонстрирующих лучшие результаты, можно брать за основу и для постановки задач, и для оценки эффективности сотрудника, и для поиска более оптимальных способов организации труда);
3 установление норм (анализ данных по нескольким сотрудникам позволяет получить исходную информацию для разработки норм труда на предприятии, причем метод ФРД применяется у нескольких сотрудников с разной эффективностью труда, чтобы повысить обоснованность норм);
4 выявление причин невыполнение норм (если нормы уже существуют, но ряд сотрудников их регулярно не выполняют, то с помощью ФРД можно выявить причины такой ситуации);
5 выявление потерь рабочего времени (с помощью ФРД можно определить, на каких этапах производственного процесса происходят потери рабочего времени, и чем они вызваны: неэффективностью организации производства, нерационально выстроенной технологией или же недобросовестностью сотрудников);
6 совершенствование процесса организации труда (ФРД позволяет описать существующие в компании бизнес – процессы и оценить, насколько они оптимальны);
7 оценка эффективности труда сотрудника (наблюдения за работой сотрудника и оценка его временных затрат на различные рабочие операции позволяет оценить уровень его профессионализма и мотивации).
Самофотография - метод изучения
трудовых процессов, при котором
сами исполнители регистрируют продолжительность,
и причины потерь рабочего времени
на специальных бланках. Поведение
самофотографии может быть обусловлено
различными обстоятельствами. Прежде
всего, успешное и всесторонне внедрение
НОТ требует привлечения всех
работающих, так как привлечение
их к изучению трудового процесса
дает неисчерпаемый источник совершенствование
организации труда и
Самофотография характеризует
потери рабочего времени по организационно
– техническим причинам не менее
объективно, чем ФРД. Однако она не
даёт представление о потерях
рабочего времени по вине самого исполнителя.
Поэтому наряду с самофотографией
нужно проводить и ФРД. Накануне
самофотографии инструкторы раздают
бланки и подробно разъясняют цель,
задачи и технику наблюдений. В
день проведения самофотографии инструкторы
периодически помогают членам своей
группы правильно и оперативно вести
записи данных о перерывах в работе,
а после окончания наблюдения
– сформулировать и оформить предложения
по улучшению организации труда.
Затем инструкторы собирают заполненные
карточки и сдают их в администрацию
предприятия. На основе предложений
участников самофотографии составляют
проект плана мероприятий по улучшению
организации труда и