Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ системы мотивации персонала предприятия на примере ЗАО «Пеплос».
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теории и современные формы мотивации персонала;
- изучить понятие «мотивация персонала» и раскрыть сущность;
- проанализировать систему мотивации персонала на примере предприятия ЗАО «Пеплос»;
- сделать выводы.
Предмет курсовой работы – система отношений стимулирования работников на предприятии.
Объект исследования – предприятие ЗАО «Пеплос».
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления мотивацией персонала
1.1 Сущность и содержание мотивации персонала
1.2 Теории мотивации
1.3 Мотивационные стратегии и методы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ЗАО «ПЕПЛОС»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»
2.3 Основные направления совершенствования мотивации персонала на ЗАО «Пеплос»
Заключение
Список использованной литературы
Зарплата — это не единственная форма поощрения, возможны самые разнообразные поощрения. Например, в преуспевающих западных фирмах (приводим неполный перечень возможных поощрений):
1. Хорошим работникам, как
правило, каждые полгода
2. Премия за выслугу лет через 5, 10 и более лет.
3. Оплаченное приглашение
на 2 обеда или ужина в
4. Принятие отделом кадров
на себя личных забот и
5. Выдается оплаченный
чек на полное медицинское
обследование в лучших
6. Страхование жизни и здоровья.
7. Субсидируемый предприятием кафетерий.
8. Ссуды с пониженной
процентной ставкой на
9. Организация детских учреждений.
10. Организация коллективных гаражей.
11. Повышение в должности
без изменения заработной
12. Предоставление права
бесплатно пользоваться
14. Оплата расходов на
бензин и ремонт личного
15. Высшему руководству
фирм, проработавшим 10—15 лет и
внесшим личный вклад в
Видный английский психолог
Дж. Браун утверждает, что отсутствие
информации о результатах собственной
работы часто становится причиной инфантильности.
«Психологи, — пишет он, — доказали
без всяких сомнений, что и человек,
над чем-либо работающий, воспринимает
как стимул, если его информируют
о том, в каком состоянии находится
его работа». Рядом исследований
подтверждено, что информирование исполнителя
о результатах его труда
Мотивация не есть только вопрос
раздачи наград. Людям требуется
знать, что их ожидает в случае
некомпетентного или
Развитие сопричастности и идентификации сотрудников с организацией, с ценностями, целями организации мотивирует работников на повышение эффективности труда.
Мотивирование через саму работу использует внутренние стимулы интереса к работе, чувства удовлетворения от процесса работы, от возможности проявить свои способности, собственные силы при принятии решений и выполнении производственных задач.
Поощрение достижений сотрудников
мотивирует их к улучшению дальнейшей
деятельности, если это поощрение
разнообразно: сама система зарплаты
устроена так, что связывает награду
с достижениями, а также требуется
поощрение людей через
Упражнение в руководстве, применение руководства как ключевого фактора мотивации позволяет улучшить эффективность деятельности персонала, ибо умелое руководство способствует развитию сопричастности и идентификации, прояснению ролей и целей, развитию группового духа.
Важное значение имеет личность и стиль управления руководителя.
Ограничение отрицательных
факторов предполагает минимизацию
отрицательных гигиенических
Руководитель должен иметь
в виду две цели: 1) снизить уровень
неудовлетворенности
Таблица 1.2
Регуляторы мотивации
1. Рабочая среда |
2. Вознаграждения |
3. Безопасность |
Удобное рабочее место Низкий уровень шума Эргономика, дизайн Столовая Чистота Хорошие физические условия работы |
Хорошая зарплата, справедливое вознаграждение по результатам работы (премии, акции, дивиденды от прибыли) Социальные блага (жилье, медобслужива- ние, детсады, санатории, спорт и культурный отдых, оплаченное питание; и пр.) |
Ощущение своей принадлежности, нужности для фирмы Уважение, признание, одобрение со стороны коллег и руководителя Хорошие отношения в коллективе Главные мотиваторы |
Главные мотиваторы | ||
4. Личный рост |
5. Чувство причастности |
6. Интерес и вызов |
Возможности для обучения Возможность карьеры Рост ответственности и влияния Возможность экспериментирования, творчества, самовыражения |
Ощущение полезности своей работы Информированность о делах, планах, перспективах фирмы Интерес и учет руководством личных мнений работников Совместное принятие решений |
Интересная работа Усложняющаяся работа, требующая роста мастерства Возрастающая ответственность Соревновательный эффект (быть лучше другого) Постановка трудных интересных трудовых целей |
В общем виде выделяют следующие
методы стимулирования результативности
труда: 1) Экономические методы (денежные
поощрения либо наказание в виде
лишения премий, штрафов). 2) Целевой
метод (постановка перед подчиненным
конкретных и ясных трудовых целей
повышает его активность). 3) Метод
расширения и обогащения работ («Расширить
работу — это значит дать работнику
больше работы того же типа, тогда как
для обогащения труда ему поручают
«более сложную» или «более высокого
порядка работу», более разнообразную,
значимую, самостоятельную и т. п.).
4) Метод соучастия или
Результативность работы подчиненных зависит также от психологического климата в трудовом коллективе и стиля управления, применяемого руководителем.
Принято выделять два основных подхода к воздействию на поведение людей. Д.Мак Грегор назвал их «теория X» и «теория Y». [13, с. 20]
«Теория X» — это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю.
Теория «Y» основана на демократическом стиле: делегирование полномочий, обогащение содержания работы, улучшение взаимоотношений, партисипативное решение проблем и признание того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий.
Теории X и Y основываются на двух полярных воззрениях на человеческое поведение.
Поведение личности, на котором базируется теория X, характеризуется следующими основными чертами: человек изначально не любит работать и будет избегать работы, поэтому его следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности.
Противоположное поведение
личности состоит в том, что работа
для человека — естественное состояние
и потребность, внешний контроль
не главное и не единственное средство
воздействия для достижения целей
организации, человек может осуществлять
самоконтроль, самоуправление, стремится
к ответственности, склонен к
самообразованию и
Под «расширением работы» понимается увеличение «горизонтальной нагрузки» на работника, т. е. увеличение работы того же типа.
«Обогащение труда» предполагает выполнение более сложной работы, которая дает возможность раскрыть потенциал личности и усиливает содержательный аспект. Обогащение труда представляет наиболее распространенный подход менеджеров для повышения результативности работы. Этот метод базируется на двухфакторной теории Херцберга. Участие, или вовлечение, работников (партисипативностъ) рассматривается также как один из факторов роста результативности, мотивации труда и производительности. Менеджеры в США и в других развитых странах прибегают к партисипативным стратегиям в следующих случаях:
1) когда возрастает зрелость работников, что делает целесообразным прибегать к децентрализации ответственности при принятии решений;
2) для того, чтобы обеспечить
лучшее понимание решений,
3) при создании механизма
профессионального роста
4) чтобы повысить активность
предложений по «нововведениям»
В 1981 г. Оучи предложил еще подход — теорию Z, которая использует особенности японского стиля управления. [4, с. 49]
Развитие систем мотивации
и анализ опыта японских предприятий
привели к формированию двух основных
типов управления А и Z. Тип А
— американская типичная организация,
которая является бюрократической
по структуре. Такая организация
основана на индивидуализме и конкуренции,
что часто сопровождается отчуждением
и недостаточной
Таблица 1. 3.
Два абстрактных типа организационного управления
Тип А |
Тип Z |
Найм на короткий срок Индивидуальное принятие решений Индивидуальная ответственность Частая оценка работы и продвижение Конкретная формализованная оценка Специализированная карьера Частичная забота о людях |
Найм на длительный срок Коллективное принятие решений Индивидуальная ответственность Нечастая оценка работы и продвижение Неявная, неформализованная процедура оценки Неспециализированная карьера Всесторонняя забота о людях |
Информация о работе Анализ системы мотивации персонала предприятия на примере ЗАО «Пеплос»